Вивьен Ли

Вивьен Ли – это одна из самых ярких актрис за всю историю киноиндустрии. Ее редкая красота, богатый внутренний мир, а также уникальный талант перевоплощения уже при жизни сделал ее легендой мирового кино. Остается таковой она и в настоящее время. Именно поэтому говорить о ее карьере и судьбе особенно сложно. Ведь наша сегодняшняя героиня не обычная актриса.

Биография

Вивьен Ли в юности

Легенда британского кино, актриса Вивьен Ли была единственным ребенком в семье английского военнослужащего. Настоящее имя красавицы — Вивиан Мэри Хартли. Родилась она в Индии 5 ноября 1913 года. Мать актрисы — Гертруда Робинсон Яки по происхождению наполовину француженка и ирландка, некоторое время была домохозяйкой, а затем работала актрисой в небольшом театре.

Маленькая девочка первый раз выступила на сцене в три года, прочитав стихотворение перед постановкой, в которой играла ее мама. В детстве Вивьен увлекалась литературой, в том числе и греческой мифологией, а также занималась музыкой и танцами. Она с самого раннего возраста решила стать великой актрисой.

Для получения первого образования девочка была отправлена в Англию в школу при монастыре Святого Сердца, а затем, при поддержке отца, поступила в Драматическую Высшую школу, которая находилась в Лондоне. Во время учебы молодой девушке приходилось сниматься в небольших ролях в кино и рекламных роликах. Первую стоящую роль в киноленте «Дела идут на лад», которая стала ее дебютом, она получила в 1934 году.

Уже в этот период творческой биографии актриса принимает решение сменить настоящее имя на псевдоним, и несмотря на то, что ее менеджер Джон Гиддон предложил ей имя Эйприл Морн, актриса стала Вивьен Ли.

Мечта Вивьен

Только быт, семья и дети не могли удовлетворить женщину, мечтающую о карьере актрисы, а вышла замуж она в 19 лет. Она с трудом дождалась возможности играть в фильме. Первая роль её была в эпизоде фильма «Дела идут на лад». Затем была напряжённая работа в кино и театре за мизерную оплату. После первого своего фильма у Вивьен рождается решение взять сценический псевдоним. В этом оказывал ей помощь менеджер Джон Гиддон. Актриса всегда прикладывала много усилий для своего самосовершенствования.

Она получает уроки танца, музыки, много работает над речью, очень тщательно изучает доставшийся ей для воспроизведения на сцене или в фильме женский образ. Очень сильно любя театр, актриса не стала в нём настолько знаменитой, как в кино. Кинематограф дал ей всё: славу, деньги, надёжных партнёров, настоящую любовь. Но цель в жизни и стремление к ней сделали актрису великой.

Здоровье

Вивьен Ли, биография которой знала и взлеты и падения, постоянно пребывала в легком напряжении — считая, что ее необыкновенная красота мешает людям разглядеть в ней драматическую актрису. Кроме того, у актрисы было неважное здоровье, ее физические страдания стали причиной душевного расстройства. Сначала она испытывала часто повторяющиеся приступы депрессии, затем меланхолия приняла перманентную форму, и это стало отражаться на творчестве. Тем не менее Вивьен Ли старалась преодолевать сложности своего бытия, и в какой-то мере ей это удавалось.

Международный успех

Оливье развивал карьеру в кино, но несмотря на успех в Британии, его плохо знали в Штатах, а ранние попытки представить себя на американском рынке провалились. Согласившись на роль Хитклиффа в фильме «Грозовой перевал», он уехал в Голливуд и оставил Вивьен в Лондоне. Продюсер картины Сэмюэл Голдвин и режиссёр Уильям Уайлер предложили Вивьен роль второго плана, Изабеллу. Она отказалась, заявив, что будет играть только главную роль, Кэти, но эту роль уже отдали Мерл Оберон.

В это время в Голливуде активно искали актрису на роль Скарлетт в «Унесённых ветром» (1939). Американский агент Вивьен Ли предложил её кандидатуру в феврале 1938 года. В том же месяце Дэвид Селзник посмотрел её работы «Пламя над Англией» и «Янки в Оксфорде», и с этого момента Вивьен стала серьёзной претенденткой на роль. В период между февралём и августом, Селзник просмотрел все её английские картины, а к августу он вел переговоры с продюсером Александром Корда, с которым у Вивьен Ли был подписан контракт. 18 октября Селзник написал тайную записку режиссёру фильма Джорджу Кьюкору: «Я все ещё надеюсь на эту новую девушку». Вивьен переехала в Лос-Анджелес под предлогом того, чтобы быть рядом с Оливье. Когда Майрон Селзник (брат Дэвида), который также представлял и Оливье, встретил Вивьен Ли, он понял, что она обладает всеми теми качествами, которые его брат так долго искал. Майрон отвёл Вивьен и Оливье на площадку к Дэвиду, где снимали сцену пожара в Атланте. На следующий день Вивьен прочла отрывок из сценария для Селзника, который устроил кинопробы. Селзник написал тогда своей жене: «Она Скарлетт — темная лошадка и выглядит чертовски привлекательно. Говорю тебе в строжайшем секрете: круг претенденток сузился до Полетт Годдар, Джин Артур, Джоан Беннетт и Вивьен Ли» Режиссёр Джордж Кьюкор согласился с общим мнением и восхвалял «невероятную безудержность» Вивьен, которая получила свою роль вскоре после этого.

Киносъёмки оказались сложными для Вивьен. Кьюкор был уволен и заменён Виктором Флемингом, с которым Ли часто ссорилась. Она и Оливия де Хэвилленд (Мелани Гамильтон) тайно встречались с Кьюкором по ночам и на выходных, чтобы спросить у него совета в исполнении своих ролей. Вивьен подружилась с Кларком Гейблом (Ретт Батлер) и его женой Кэрол Ломбард, а также и с де Хэвилленд, но часто ссорилась с Лесли Говардом (Эшли Уилкс), с которым должна была сыграть несколько эмоциональных эпизодов. Также её раздражала необходимость иногда работать 7 дней в неделю, часто до поздней ночи, к тому же она скучала по Оливье, который работал тогда в Нью-Йорке. Она писала Ли Холману: «Я не выношу Голливуд… Я никогда к этому не привыкну — как я ненавижу сниматься в кино».

В 2006 году де Хэвилленд опровергла заявления о маниакальном поведении Вивьен Ли во время съёмок «Унесенных ветром», опубликованные в биографии Лоренса Оливье. Она встала на защиту Ли, говоря: «Вивьен была безукоризненно профессиональна, безукоризненно дисциплинирована на съемках. У неё были 2 огромные задачи: делать все, что в её силах в работе над чрезвычайно сложной ролью и находиться в разлуке с Ларри (Оливье), который был в Нью-Йорке.».

«Унесенные ветром» мгновенно принесли Вивьен Ли внимание и славу, но она сказала:

«Я — не кинозвезда. Я — актриса. Быть кинозвездой — просто кинозвездой — это как фальшивая жизнь, прожитая во имя фальшивых ценностей и ради известности. Актёрство это надолго и в нём всегда есть превосходные роли, которые можно сыграть».

Из десяти премий «Оскар», выигранных «Унесенными ветром», была и премия за лучшую женскую роль, которую получила Вивьен Ли. Она также выиграла награду как лучшая актриса, полученную от «New York Film Critics Circle».

Встреча с Лоренсом Оливье

Вивьен ли и Лоуренс Оливье

Лоренс Оливье увидел Вивьен в «Маске добродетели». Он поздравил её с выступлением, и между ними завязались дружеские отношения. Играя любовников в фильме «Пламя над Англией», Ли и Оливье поняли, что их дружба переросла в сильное влечение, а после съёмок — в роман.

В это время Ли прочла книгу Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» и настояла на том, чтобы её агент в Америке посоветовал её Дэвиду Селзнику, продюсеру фильма, на роль Скарлетт. Она говорила журналистам: «Я видела себя в роли Скарлетт О’Хара», а кинокритик Лежон вспомнил разговор того времени, в котором Ли «потрясла нас всех» своим утверждением, что Оливье «не будет играть Ретта Батлера, но я буду играть Скарлетт О’Хара. Подождите и вы увидите! ».

Ли играла Офелию в «Гамлете» в постановке Оливье в театре Олд-Вик. Оливье позднее вспоминал один инцидент, который произошёл однажды, пока она готовилась к своему выходу. Без всякой на то причины она вдруг начала кричать на него, потом притихла и стала смотреть в одну точку.

Она выступала на сцене без подобных инцидентов, и уже на следующий день вернулась в нормальное состояние, напрочь забыв об этом событии. Впервые Оливье стал свидетелем такого поведения Ли. Они стали жить вместе, потому что ни Холман, ни жена Оливье, актриса Джилл Эсмонд, не соглашались дать супругам развод.

Ли снялась с Робертом Тейлором, Лайонелом Берримором и Морин О’Салливан в фильме «Янки в Оксфорде». Это был первый фильм с участием Вивьен, заставивший обратить на себя внимание в Соединённых Штатах. Во время съёмок она заработала себе репутацию сложной и безрассудной в работе, и Корда посоветовал агенту Ли предупредить актрису, что у неё будет небольшой выбор ролей, если она не изменит своё поведение. Её следующая роль была в фильме «Путь Святого Мартина» с Чарльзом Лоутоном.

Видео



Источники