Валентина Серова

Карьера: кино, актриса, артистка, рсфср

Дата рождения: 23 декабря 1917 г. Козерог

Возраст: 57 лет

Дата смерти: 12 декабря 1975 г.

Место рождения: Харьков, Украина

Семейное положение: была в разводе

Искалеченная жизнь, сломанная судьба, загубленная карьера – такие мысли приходят в голову, когда читаешь о Валентине Васильевне Серовой, чья биография вызывает противоречивые чувства: восхищения, удивления, искренней жалости и сочувствия.

Детский период

Серова Валентина Васильевна (в девичестве Половикова) появилась на свет 10 февраля 1919 года. Пройдут годы, и ребёнок, навеки «заболевший» театральным искусством, подправит свою метрику, чтобы начать обучение в техникуме, куда брали только шестнадцатилетних. Таким образом новым днём и годом рождения актрисы стало 23 декабря 1917 г.

Родным городом девочки был Харьков, хотя воспитывалась малышка в основном у деда и бабки в деревне, неподалёку от города Валки. Её отец, Василий Половык (именно так при рождении звучала фамилия Вали), был инженером-гидрологом, его репрессировали сразу после революции.

А мать, Клавдия Михайловна (урождённая Диденко), служившая в Харьковском театре, поспешила порвать все связи с мужем и сменить неблагозвучную фамилию «Половык» на «Половикова», чтобы дистанцироваться от «врага народа». Поэтому своего отца актриса совсем не помнила.

Валентине было 6 лет, когда мать решила перебраться в столицу. Там им обеим в течение нескольких лет пришлось избавляться от колоритного украинского акцента – национальность давала себя знать. Клавдия Михайловна сумела привить дочери любовь к театру и к творчеству, поэтому уже с восьмилетнего возраста Валя репетировала дома, готовясь к будущей профессии.

Фильмы

Серова дебютировала в картине «Груня Корнакова» (1934), где перевоплотилась в главную героиню в юности. Но зритель так и не увидел девушку на экранах, эпизод с ее участием вырезали. Затем она появилась в драме «Строгий юноша», которую снял в 1936 году Абрам Роом. Ей отвели второстепенную роль Лизы, в титрах еще была прописана как Половикова, а на пленке блистала яркой брюнеткой. Широкой публике лента была представлена лишь к середине 70-х годов, а до этого пылилась на полке с вердиктом «грубейшие отклонения от стиля социалистического реализма».

Восхождение на вершину славы и зрительской любви Валентины Васильевны началось с фильма «Девушка с характером». Молодой симпатичной актрисе постановщик Константин Юдин преподнес главную роль отважной Кати Ивановой, работницы зверосовхоза. Валентина предстала перед зрителем белокурой миловидной красоткой. У актрисы появилась армия поклонников, мужская половина восхищенно вздыхала, женская – пыталась подражать.

Спустя год Константин Юдин вновь позвал Валентину Серову на съемочную площадку своего нового фильма «Сердца четырех». В легкой, водевильной комедии она разделила пьедестал двух главных героинь с Людмилой Целиковской – девушки играют сестер Мурашовых, строгую Галину и ветреную Шурочку.

«Сердца четырех»

Примечательно, что эта художественная работа тоже попала на экраны кинотеатров не сразу после производства, теперь уже по вине разгоревшейся войны с фашистами. Показывать столь легкомысленную ленту в тяжелые для страны времена посчитали кощунством. Премьера состоялась накануне победы, в начале 1945-го, и добавила бонусов в копилку успехов Валентины Васильевны.

Серова украсила неподражаемой игрой и обаянием фильм Владимира Юренева «Весенний поток» (1941). Здесь актриса перевоплотилась в воспитанницу детского дома, которая, став учительницей, возвращается в родную школу и ставит на путь истинный самого безнадежного подопечного.

Затем в карьере Валентины Серовой потянулась череда работ на военную тематику. Самой яркой картиной с ее участием, тронувшей зрителей до глубины души, стала постановка Александра Столпера «Жди меня». Режиссер взял за основу одноименную пьесу Константина Симонова. Актриса примерила образ Лизы Ермоловой, вопреки здравому смыслу не желающей верить в гибель мужа на войне и верно дождавшейся его возвращения.

«Жди меня»

В 50-х и 60-х годах Серову стали редко приглашать в кино. Список картин пополнялся медленно – звезда экранов не могла справиться с пережитыми трагедиями и пристрастилась к алкоголю. Лента о защитниках Брестской крепости «Бессмертный гарнизон» стала последней серьезной работой. После женщина получила три небольшие роли – в драме «Арена» (1967), «Кремлевские куранты» (1970) и «Дети Ванюшина» (1973).

«Бессмертный гарнизон»

«Дети Ванюшина»

Личная жизнь

Личная жизнь Валентины Серовой сложилась трагично. В 1938 году девушка вышла замуж за Анатолия Серова, легендарного летчика, прославленного героя гражданской войны в Испании. Счастье молодой семьи длилось недолго, через год пилот разбился на учениях. Вместе с ним погибла известная летчица Полина Осипенко.

Валентина Васильевна была уже беременная, спустя несколько месяцев после страшной трагедии родила сына, который получил имя в честь отца. Анатолий Серов-младший в молодости побывал в колонии, а когда вернулся на родину, начал сильно пить. Мужчина умер в 36 лет.

Второго мужа актрисы тоже знала вся страна. Звезда советских экранов стала супругой и музой писателя Константина Симонова. Но и этот брак оказался несчастным. Напряжение в паре появилось после того, как муж настоял, чтобы сына Серовой отправили в интернат – общий язык отчим и пасынок не находили.

В 1941 году Симонов, попав случайно с фронта в Москву и сидя на даче у Льва Кассиля, на одном дыхании написал стихотворение «Жди меня», ставшее гимном женской верности. Константин Михайлович посвящал супруге пьесы и сборники стихов.

В конце войны поползли слухи, что любимая женщина изменяет с военачальником Константином Рокоссовским. Это тоже увеличило трещину в союзе Симонова и Серовой. Отношения разрушала и пагубная привычка актрисы: после смерти первого мужа Валентина Васильевна начала крепко выпивать.

Однако, несмотря ни на что, брак продержался 15 лет. В 1950 году родилась дочь Мария, которая выросла у матери актрисы. Клавдия Половикова отсудила все права у Серовой на наследницу. Валентине приходилось унижаться, в письмах просить о редких встречах с дочерью.

В 1957 году Константин Симонов и Валентина Серова расстались. Подруга и коллега по цеху Римма Маркова вспоминала, что после разрыва с мужем женщина начала еще больше пить, в итоге ни один театр не желал с ней сотрудничать. Дочь Маша, живя у бабушки, тоже мечтала вернуться к матери, что и сделала, как только ей исполнилось 18 лет. Но жить рядом с сильно пьющим человеком так и не смогла.

Тайна смерти

Полная блеска и трагедии жизнь Валентины Сергеевны оборвалась в 1975 году. Как именно это произошло, до сих пор остается тайной. Актриса была обнаружена мертвой в своей московской квартире утром 12 декабря. Квартира была полностью разворована. Валентина Сергеевна пережила своего сына всего на полгода.

Как и Анатолий, Серова в последние годы спивалась. В ее квартире часто бывали подозрительные личности, приносившие выпивку. Из квартиры выносилось все, что можно вынести, продать и получить за проданное деньги на бутылку. Умерла ли Серова сама или ей «помогли», доподлинно не известно.

В Москве ходили слухи, что вскоре после ее смерти в одной из пивных какой-то пропойца хвастался, что лично прибил актрису и отомстил тем самым за искалеченную судьбу ее сына. Не известно, дошли ли эти слухи до представителей власти, но уголовное дело так заведено и не было. Никто не поинтересовался, как и почему ушла из жизни актриса, блиставшая когда-то на большом экране. Ее похоронили очень скромно. Только второй супруг прислал на могилу огромный букет роз.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Малый театр (театр-студия):

  • Давид — «Настанет время», Р.Роллан (1928)
  • сын Эсфири — «За океаном», Яков Гордин (1928)
  • слуга Кина — «Кин» (1929)
  • «Хижина дяди Тома» (1930)

Московский ТРАМ (Театр им. Ленинского комсомола):

  • Франци — «Продолжение следует», А.Бруштейн (1934);
  • Любовь Гордеевна — «Бедность не порок», А.Н.Островский (1935)
  • Ирина — «Чудесный сплав», Киршон (1936)
  • Топсик — «Дальняя дорога», А.Арбузов (1937)
  • Тоня Туманова — «Как закалялась сталь» (1938)
  • Маша — «Дубровский», А.Пушкин (1938)
  • Галина — «Галина», И.Шток (1939)
  • Катя — «История одной любви», К.Симонов (1939)
  • Павла — «Зыковы», М.Горький (1939, реж. С.Бирман)
  • Роксана — «Сирано де Бержерак», Э.Ростан (1940)
  • Нина — «Ночь в сентябре», И.Чекин
  • Белла Уильзаер — «Наш общий друг», Ч.Диккенс (1944)
  • Ольга — «Так и будет», К.Симонов (1944, реж.И.Берсенев)
  • Божена Прохадко — «Под каштанами Праги», К.Симонов (1945)
  • Джесси — «Русский вопрос», К.Симонов (1946)
  • Наташа Ивлева — «В окнах горит свет», Л.Агранович (реж. В.Всеволодов,1947)
  • Софья Ковалевская — «Цель жизни», братья Тур (1948, реж. И.Берсенев)
  • Асенина, актриса — «Очная ставка», братья Тур, Л.Шейнин (1948)
  • майор Греч — «Так и будет», К.Симонов (1959)
  • Серафима — «Цветы живые», Н.Погодин (1960)
  • тётя Тася — «Годы странствий», А.Арбузов (1961, реж.С.Гиацинтова, В.Соловьёв)
  • тётя Сима — «Чемодан с наклейками», Дм.Угрюмов (1962, реж.С.Штейн)
  • «Опасный возраст», С.Нариньяни (1963, реж. С.Штейн)

Театр Драмы под руководством Горчакова:

  • Лиза — «Дворянское гнездо», И.Тургенев (1942)
  • Валя — «Русские люди», К.Симонов (1942)

Малый театр:

  • Коринкина — «Без вины виноватые», А.Островский (1950)

Театр им. Моссовета:

  • Гюзин — «Рассказ о Турции», Н.Хикмет (1951)
  • Лиззи — «Лиззи Маккей», Дж.Пристли (1952)
  • Гончаренко — «Варвара Волкова», А.Софронов (1953)
  • Лебедева — «Второе дыхание», А.Крон (1954)
  • Катя — «История одной любви», К. Симонов (1955)
  • Лидия Сомова — «Сомов и другие», М.Горький (1955).
  • Наташа — «Тревожная ночь», Г.Мдивани (1956)

Московский государственный театр киноактера:

  • Мария Николаевна — «Русские люди», К.Симонов (1965)
  • Кукарникова, генеральша — «Дети Ванюшина», С.Найдёнов

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

  • Лауреат Сталинской премии (1947, за участие в фильме «Глинка»).

Фильмография

  • 1935 — «Строгий юноша»
  • 1937 — «Граница на замке»
  • 1939 — «Девушка с характером»
  • 1941 — «Сердца четырех»
  • 1941 — «Весенний поток»
  • 1943 — «Жди меня»
  • 1946 — «Глинка»
  • 1950 — «Заговор обреченных»
  • 1956 — «Бессмертный гарнизон»
  • 1967 — «Арена»
  • 1970 — «Кремлевские куранты»
  • 1973 — «Дети Ванюшина»

Видео



Источники