Валентина Серова
Карьера: кино, актриса, артистка, рсфср
Дата рождения: 23 декабря 1917 г. Козерог
Возраст: 57 лет
Дата смерти: 12 декабря 1975 г.
Место рождения: Харьков, Украина
Семейное положение: была в разводе
Искалеченная жизнь, сломанная судьба, загубленная карьера – такие мысли приходят в голову, когда читаешь о Валентине Васильевне Серовой, чья биография вызывает противоречивые чувства: восхищения, удивления, искренней жалости и сочувствия.
Детский период
Серова Валентина Васильевна (в девичестве Половикова) появилась на свет 10 февраля 1919 года. Пройдут годы, и ребёнок, навеки «заболевший» театральным искусством, подправит свою метрику, чтобы начать обучение в техникуме, куда брали только шестнадцатилетних. Таким образом новым днём и годом рождения актрисы стало 23 декабря 1917 г.
Родным городом девочки был Харьков, хотя воспитывалась малышка в основном у деда и бабки в деревне, неподалёку от города Валки. Её отец, Василий Половык (именно так при рождении звучала фамилия Вали), был инженером-гидрологом, его репрессировали сразу после революции.
А мать, Клавдия Михайловна (урождённая Диденко), служившая в Харьковском театре, поспешила порвать все связи с мужем и сменить неблагозвучную фамилию «Половык» на «Половикова», чтобы дистанцироваться от «врага народа». Поэтому своего отца актриса совсем не помнила.
Валентине было 6 лет, когда мать решила перебраться в столицу. Там им обеим в течение нескольких лет пришлось избавляться от колоритного украинского акцента – национальность давала себя знать. Клавдия Михайловна сумела привить дочери любовь к театру и к творчеству, поэтому уже с восьмилетнего возраста Валя репетировала дома, готовясь к будущей профессии.
Фильмы
Серова дебютировала в картине «Груня Корнакова» (1934), где перевоплотилась в главную героиню в юности. Но зритель так и не увидел девушку на экранах, эпизод с ее участием вырезали. Затем она появилась в драме «Строгий юноша», которую снял в 1936 году Абрам Роом. Ей отвели второстепенную роль Лизы, в титрах еще была прописана как Половикова, а на пленке блистала яркой брюнеткой. Широкой публике лента была представлена лишь к середине 70-х годов, а до этого пылилась на полке с вердиктом «грубейшие отклонения от стиля социалистического реализма».
Восхождение на вершину славы и зрительской любви Валентины Васильевны началось с фильма «Девушка с характером». Молодой симпатичной актрисе постановщик Константин Юдин преподнес главную роль отважной Кати Ивановой, работницы зверосовхоза. Валентина предстала перед зрителем белокурой миловидной красоткой. У актрисы появилась армия поклонников, мужская половина восхищенно вздыхала, женская – пыталась подражать.
Спустя год Константин Юдин вновь позвал Валентину Серову на съемочную площадку своего нового фильма «Сердца четырех». В легкой, водевильной комедии она разделила пьедестал двух главных героинь с Людмилой Целиковской – девушки играют сестер Мурашовых, строгую Галину и ветреную Шурочку.
Примечательно, что эта художественная работа тоже попала на экраны кинотеатров не сразу после производства, теперь уже по вине разгоревшейся войны с фашистами. Показывать столь легкомысленную ленту в тяжелые для страны времена посчитали кощунством. Премьера состоялась накануне победы, в начале 1945-го, и добавила бонусов в копилку успехов Валентины Васильевны.
Серова украсила неподражаемой игрой и обаянием фильм Владимира Юренева «Весенний поток» (1941). Здесь актриса перевоплотилась в воспитанницу детского дома, которая, став учительницей, возвращается в родную школу и ставит на путь истинный самого безнадежного подопечного.
Затем в карьере Валентины Серовой потянулась череда работ на военную тематику. Самой яркой картиной с ее участием, тронувшей зрителей до глубины души, стала постановка Александра Столпера «Жди меня». Режиссер взял за основу одноименную пьесу Константина Симонова. Актриса примерила образ Лизы Ермоловой, вопреки здравому смыслу не желающей верить в гибель мужа на войне и верно дождавшейся его возвращения.
В 50-х и 60-х годах Серову стали редко приглашать в кино. Список картин пополнялся медленно – звезда экранов не могла справиться с пережитыми трагедиями и пристрастилась к алкоголю. Лента о защитниках Брестской крепости «Бессмертный гарнизон» стала последней серьезной работой. После женщина получила три небольшие роли – в драме «Арена» (1967), «Кремлевские куранты» (1970) и «Дети Ванюшина» (1973).
Личная жизнь
Личная жизнь Валентины Серовой сложилась трагично. В 1938 году девушка вышла замуж за Анатолия Серова, легендарного летчика, прославленного героя гражданской войны в Испании. Счастье молодой семьи длилось недолго, через год пилот разбился на учениях. Вместе с ним погибла известная летчица Полина Осипенко.
Валентина Васильевна была уже беременная, спустя несколько месяцев после страшной трагедии родила сына, который получил имя в честь отца. Анатолий Серов-младший в молодости побывал в колонии, а когда вернулся на родину, начал сильно пить. Мужчина умер в 36 лет.
Второго мужа актрисы тоже знала вся страна. Звезда советских экранов стала супругой и музой писателя Константина Симонова. Но и этот брак оказался несчастным. Напряжение в паре появилось после того, как муж настоял, чтобы сына Серовой отправили в интернат – общий язык отчим и пасынок не находили.
В 1941 году Симонов, попав случайно с фронта в Москву и сидя на даче у Льва Кассиля, на одном дыхании написал стихотворение «Жди меня», ставшее гимном женской верности. Константин Михайлович посвящал супруге пьесы и сборники стихов.
В конце войны поползли слухи, что любимая женщина изменяет с военачальником Константином Рокоссовским. Это тоже увеличило трещину в союзе Симонова и Серовой. Отношения разрушала и пагубная привычка актрисы: после смерти первого мужа Валентина Васильевна начала крепко выпивать.
Однако, несмотря ни на что, брак продержался 15 лет. В 1950 году родилась дочь Мария, которая выросла у матери актрисы. Клавдия Половикова отсудила все права у Серовой на наследницу. Валентине приходилось унижаться, в письмах просить о редких встречах с дочерью.
В 1957 году Константин Симонов и Валентина Серова расстались. Подруга и коллега по цеху Римма Маркова вспоминала, что после разрыва с мужем женщина начала еще больше пить, в итоге ни один театр не желал с ней сотрудничать. Дочь Маша, живя у бабушки, тоже мечтала вернуться к матери, что и сделала, как только ей исполнилось 18 лет. Но жить рядом с сильно пьющим человеком так и не смогла.
Тайна смерти
Полная блеска и трагедии жизнь Валентины Сергеевны оборвалась в 1975 году. Как именно это произошло, до сих пор остается тайной. Актриса была обнаружена мертвой в своей московской квартире утром 12 декабря. Квартира была полностью разворована. Валентина Сергеевна пережила своего сына всего на полгода.
Как и Анатолий, Серова в последние годы спивалась. В ее квартире часто бывали подозрительные личности, приносившие выпивку. Из квартиры выносилось все, что можно вынести, продать и получить за проданное деньги на бутылку. Умерла ли Серова сама или ей «помогли», доподлинно не известно.
В Москве ходили слухи, что вскоре после ее смерти в одной из пивных какой-то пропойца хвастался, что лично прибил актрису и отомстил тем самым за искалеченную судьбу ее сына. Не известно, дошли ли эти слухи до представителей власти, но уголовное дело так заведено и не было. Никто не поинтересовался, как и почему ушла из жизни актриса, блиставшая когда-то на большом экране. Ее похоронили очень скромно. Только второй супруг прислал на могилу огромный букет роз.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Малый театр (театр-студия):
- Давид — «Настанет время», Р.Роллан (1928)
- сын Эсфири — «За океаном», Яков Гордин (1928)
- слуга Кина — «Кин» (1929)
- «Хижина дяди Тома» (1930)
Московский ТРАМ (Театр им. Ленинского комсомола):
- Франци — «Продолжение следует», А.Бруштейн (1934);
- Любовь Гордеевна — «Бедность не порок», А.Н.Островский (1935)
- Ирина — «Чудесный сплав», Киршон (1936)
- Топсик — «Дальняя дорога», А.Арбузов (1937)
- Тоня Туманова — «Как закалялась сталь» (1938)
- Маша — «Дубровский», А.Пушкин (1938)
- Галина — «Галина», И.Шток (1939)
- Катя — «История одной любви», К.Симонов (1939)
- Павла — «Зыковы», М.Горький (1939, реж. С.Бирман)
- Роксана — «Сирано де Бержерак», Э.Ростан (1940)
- Нина — «Ночь в сентябре», И.Чекин
- Белла Уильзаер — «Наш общий друг», Ч.Диккенс (1944)
- Ольга — «Так и будет», К.Симонов (1944, реж.И.Берсенев)
- Божена Прохадко — «Под каштанами Праги», К.Симонов (1945)
- Джесси — «Русский вопрос», К.Симонов (1946)
- Наташа Ивлева — «В окнах горит свет», Л.Агранович (реж. В.Всеволодов,1947)
- Софья Ковалевская — «Цель жизни», братья Тур (1948, реж. И.Берсенев)
- Асенина, актриса — «Очная ставка», братья Тур, Л.Шейнин (1948)
- майор Греч — «Так и будет», К.Симонов (1959)
- Серафима — «Цветы живые», Н.Погодин (1960)
- тётя Тася — «Годы странствий», А.Арбузов (1961, реж.С.Гиацинтова, В.Соловьёв)
- тётя Сима — «Чемодан с наклейками», Дм.Угрюмов (1962, реж.С.Штейн)
- «Опасный возраст», С.Нариньяни (1963, реж. С.Штейн)
Театр Драмы под руководством Горчакова:
- Лиза — «Дворянское гнездо», И.Тургенев (1942)
- Валя — «Русские люди», К.Симонов (1942)
Малый театр:
- Коринкина — «Без вины виноватые», А.Островский (1950)
Театр им. Моссовета:
- Гюзин — «Рассказ о Турции», Н.Хикмет (1951)
- Лиззи — «Лиззи Маккей», Дж.Пристли (1952)
- Гончаренко — «Варвара Волкова», А.Софронов (1953)
- Лебедева — «Второе дыхание», А.Крон (1954)
- Катя — «История одной любви», К. Симонов (1955)
- Лидия Сомова — «Сомов и другие», М.Горький (1955).
- Наташа — «Тревожная ночь», Г.Мдивани (1956)
Московский государственный театр киноактера:
- Мария Николаевна — «Русские люди», К.Симонов (1965)
- Кукарникова, генеральша — «Дети Ванюшина», С.Найдёнов
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
- Лауреат Сталинской премии (1947, за участие в фильме «Глинка»).
Фильмография
- 1935 — «Строгий юноша»
- 1937 — «Граница на замке»
- 1939 — «Девушка с характером»
- 1941 — «Сердца четырех»
- 1941 — «Весенний поток»
- 1943 — «Жди меня»
- 1946 — «Глинка»
- 1950 — «Заговор обреченных»
- 1956 — «Бессмертный гарнизон»
- 1967 — «Арена»
- 1970 — «Кремлевские куранты»
- 1973 — «Дети Ванюшина»
Видео
Источники
Карьера: кино, актриса, артистка, рсфср
Дата рождения: 23 декабря 1917 г. Козерог
Возраст: 57 лет
Дата смерти: 12 декабря 1975 г.
Место рождения: Харьков, Украина
Семейное положение: была в разводе
Искалеченная жизнь, сломанная судьба, загубленная карьера – такие мысли приходят в голову, когда читаешь о Валентине Васильевне Серовой, чья биография вызывает противоречивые чувства: восхищения, удивления, искренней жалости и сочувствия.
Детский период
Серова Валентина Васильевна (в девичестве Половикова) появилась на свет 10 февраля 1919 года. Пройдут годы, и ребёнок, навеки «заболевший» театральным искусством, подправит свою метрику, чтобы начать обучение в техникуме, куда брали только шестнадцатилетних. Таким образом новым днём и годом рождения актрисы стало 23 декабря 1917 г.
Родным городом девочки был Харьков, хотя воспитывалась малышка в основном у деда и бабки в деревне, неподалёку от города Валки. Её отец, Василий Половык (именно так при рождении звучала фамилия Вали), был инженером-гидрологом, его репрессировали сразу после революции.
А мать, Клавдия Михайловна (урождённая Диденко), служившая в Харьковском театре, поспешила порвать все связи с мужем и сменить неблагозвучную фамилию «Половык» на «Половикова», чтобы дистанцироваться от «врага народа». Поэтому своего отца актриса совсем не помнила.
Валентине было 6 лет, когда мать решила перебраться в столицу. Там им обеим в течение нескольких лет пришлось избавляться от колоритного украинского акцента – национальность давала себя знать. Клавдия Михайловна сумела привить дочери любовь к театру и к творчеству, поэтому уже с восьмилетнего возраста Валя репетировала дома, готовясь к будущей профессии.
Фильмы
Серова дебютировала в картине «Груня Корнакова» (1934), где перевоплотилась в главную героиню в юности. Но зритель так и не увидел девушку на экранах, эпизод с ее участием вырезали. Затем она появилась в драме «Строгий юноша», которую снял в 1936 году Абрам Роом. Ей отвели второстепенную роль Лизы, в титрах еще была прописана как Половикова, а на пленке блистала яркой брюнеткой. Широкой публике лента была представлена лишь к середине 70-х годов, а до этого пылилась на полке с вердиктом «грубейшие отклонения от стиля социалистического реализма».
Восхождение на вершину славы и зрительской любви Валентины Васильевны началось с фильма «Девушка с характером». Молодой симпатичной актрисе постановщик Константин Юдин преподнес главную роль отважной Кати Ивановой, работницы зверосовхоза. Валентина предстала перед зрителем белокурой миловидной красоткой. У актрисы появилась армия поклонников, мужская половина восхищенно вздыхала, женская – пыталась подражать.
Спустя год Константин Юдин вновь позвал Валентину Серову на съемочную площадку своего нового фильма «Сердца четырех». В легкой, водевильной комедии она разделила пьедестал двух главных героинь с Людмилой Целиковской – девушки играют сестер Мурашовых, строгую Галину и ветреную Шурочку.
Примечательно, что эта художественная работа тоже попала на экраны кинотеатров не сразу после производства, теперь уже по вине разгоревшейся войны с фашистами. Показывать столь легкомысленную ленту в тяжелые для страны времена посчитали кощунством. Премьера состоялась накануне победы, в начале 1945-го, и добавила бонусов в копилку успехов Валентины Васильевны.
Серова украсила неподражаемой игрой и обаянием фильм Владимира Юренева «Весенний поток» (1941). Здесь актриса перевоплотилась в воспитанницу детского дома, которая, став учительницей, возвращается в родную школу и ставит на путь истинный самого безнадежного подопечного.
Затем в карьере Валентины Серовой потянулась череда работ на военную тематику. Самой яркой картиной с ее участием, тронувшей зрителей до глубины души, стала постановка Александра Столпера «Жди меня». Режиссер взял за основу одноименную пьесу Константина Симонова. Актриса примерила образ Лизы Ермоловой, вопреки здравому смыслу не желающей верить в гибель мужа на войне и верно дождавшейся его возвращения.
В 50-х и 60-х годах Серову стали редко приглашать в кино. Список картин пополнялся медленно – звезда экранов не могла справиться с пережитыми трагедиями и пристрастилась к алкоголю. Лента о защитниках Брестской крепости «Бессмертный гарнизон» стала последней серьезной работой. После женщина получила три небольшие роли – в драме «Арена» (1967), «Кремлевские куранты» (1970) и «Дети Ванюшина» (1973).
Личная жизнь
Личная жизнь Валентины Серовой сложилась трагично. В 1938 году девушка вышла замуж за Анатолия Серова, легендарного летчика, прославленного героя гражданской войны в Испании. Счастье молодой семьи длилось недолго, через год пилот разбился на учениях. Вместе с ним погибла известная летчица Полина Осипенко.
Валентина Васильевна была уже беременная, спустя несколько месяцев после страшной трагедии родила сына, который получил имя в честь отца. Анатолий Серов-младший в молодости побывал в колонии, а когда вернулся на родину, начал сильно пить. Мужчина умер в 36 лет.
Второго мужа актрисы тоже знала вся страна. Звезда советских экранов стала супругой и музой писателя Константина Симонова. Но и этот брак оказался несчастным. Напряжение в паре появилось после того, как муж настоял, чтобы сына Серовой отправили в интернат – общий язык отчим и пасынок не находили.
В 1941 году Симонов, попав случайно с фронта в Москву и сидя на даче у Льва Кассиля, на одном дыхании написал стихотворение «Жди меня», ставшее гимном женской верности. Константин Михайлович посвящал супруге пьесы и сборники стихов.
В конце войны поползли слухи, что любимая женщина изменяет с военачальником Константином Рокоссовским. Это тоже увеличило трещину в союзе Симонова и Серовой. Отношения разрушала и пагубная привычка актрисы: после смерти первого мужа Валентина Васильевна начала крепко выпивать.
Однако, несмотря ни на что, брак продержался 15 лет. В 1950 году родилась дочь Мария, которая выросла у матери актрисы. Клавдия Половикова отсудила все права у Серовой на наследницу. Валентине приходилось унижаться, в письмах просить о редких встречах с дочерью.
В 1957 году Константин Симонов и Валентина Серова расстались. Подруга и коллега по цеху Римма Маркова вспоминала, что после разрыва с мужем женщина начала еще больше пить, в итоге ни один театр не желал с ней сотрудничать. Дочь Маша, живя у бабушки, тоже мечтала вернуться к матери, что и сделала, как только ей исполнилось 18 лет. Но жить рядом с сильно пьющим человеком так и не смогла.
Тайна смерти
Полная блеска и трагедии жизнь Валентины Сергеевны оборвалась в 1975 году. Как именно это произошло, до сих пор остается тайной. Актриса была обнаружена мертвой в своей московской квартире утром 12 декабря. Квартира была полностью разворована. Валентина Сергеевна пережила своего сына всего на полгода.
Как и Анатолий, Серова в последние годы спивалась. В ее квартире часто бывали подозрительные личности, приносившие выпивку. Из квартиры выносилось все, что можно вынести, продать и получить за проданное деньги на бутылку. Умерла ли Серова сама или ей «помогли», доподлинно не известно.
В Москве ходили слухи, что вскоре после ее смерти в одной из пивных какой-то пропойца хвастался, что лично прибил актрису и отомстил тем самым за искалеченную судьбу ее сына. Не известно, дошли ли эти слухи до представителей власти, но уголовное дело так заведено и не было. Никто не поинтересовался, как и почему ушла из жизни актриса, блиставшая когда-то на большом экране. Ее похоронили очень скромно. Только второй супруг прислал на могилу огромный букет роз.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Малый театр (театр-студия):
- Давид — «Настанет время», Р.Роллан (1928)
- сын Эсфири — «За океаном», Яков Гордин (1928)
- слуга Кина — «Кин» (1929)
- «Хижина дяди Тома» (1930)
Московский ТРАМ (Театр им. Ленинского комсомола):
- Франци — «Продолжение следует», А.Бруштейн (1934);
- Любовь Гордеевна — «Бедность не порок», А.Н.Островский (1935)
- Ирина — «Чудесный сплав», Киршон (1936)
- Топсик — «Дальняя дорога», А.Арбузов (1937)
- Тоня Туманова — «Как закалялась сталь» (1938)
- Маша — «Дубровский», А.Пушкин (1938)
- Галина — «Галина», И.Шток (1939)
- Катя — «История одной любви», К.Симонов (1939)
- Павла — «Зыковы», М.Горький (1939, реж. С.Бирман)
- Роксана — «Сирано де Бержерак», Э.Ростан (1940)
- Нина — «Ночь в сентябре», И.Чекин
- Белла Уильзаер — «Наш общий друг», Ч.Диккенс (1944)
- Ольга — «Так и будет», К.Симонов (1944, реж.И.Берсенев)
- Божена Прохадко — «Под каштанами Праги», К.Симонов (1945)
- Джесси — «Русский вопрос», К.Симонов (1946)
- Наташа Ивлева — «В окнах горит свет», Л.Агранович (реж. В.Всеволодов,1947)
- Софья Ковалевская — «Цель жизни», братья Тур (1948, реж. И.Берсенев)
- Асенина, актриса — «Очная ставка», братья Тур, Л.Шейнин (1948)
- майор Греч — «Так и будет», К.Симонов (1959)
- Серафима — «Цветы живые», Н.Погодин (1960)
- тётя Тася — «Годы странствий», А.Арбузов (1961, реж.С.Гиацинтова, В.Соловьёв)
- тётя Сима — «Чемодан с наклейками», Дм.Угрюмов (1962, реж.С.Штейн)
- «Опасный возраст», С.Нариньяни (1963, реж. С.Штейн)
Театр Драмы под руководством Горчакова:
- Лиза — «Дворянское гнездо», И.Тургенев (1942)
- Валя — «Русские люди», К.Симонов (1942)
Малый театр:
- Коринкина — «Без вины виноватые», А.Островский (1950)
Театр им. Моссовета:
- Гюзин — «Рассказ о Турции», Н.Хикмет (1951)
- Лиззи — «Лиззи Маккей», Дж.Пристли (1952)
- Гончаренко — «Варвара Волкова», А.Софронов (1953)
- Лебедева — «Второе дыхание», А.Крон (1954)
- Катя — «История одной любви», К. Симонов (1955)
- Лидия Сомова — «Сомов и другие», М.Горький (1955).
- Наташа — «Тревожная ночь», Г.Мдивани (1956)
Московский государственный театр киноактера:
- Мария Николаевна — «Русские люди», К.Симонов (1965)
- Кукарникова, генеральша — «Дети Ванюшина», С.Найдёнов
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
- Лауреат Сталинской премии (1947, за участие в фильме «Глинка»).
Фильмография
- 1935 — «Строгий юноша»
- 1937 — «Граница на замке»
- 1939 — «Девушка с характером»
- 1941 — «Сердца четырех»
- 1941 — «Весенний поток»
- 1943 — «Жди меня»
- 1946 — «Глинка»
- 1950 — «Заговор обреченных»
- 1956 — «Бессмертный гарнизон»
- 1967 — «Арена»
- 1970 — «Кремлевские куранты»
- 1973 — «Дети Ванюшина»