Олег Ефремов

Имя: Олег Ефремов (Oleg Efremov)

Отчество: Николаевич

День рождения: 1 октября 1927

Место рождения: г. Москва

Дата смерти: 24 мая 2000 (72 года)

Рост: 190 см

Знак Зодиака: Весы

Восточный гороскоп: Кролик

Карьера: Российские актеры

Ефремов Олег Николаевич (1927-2000) – знаменитый, невероятно талантливый российский актер и театральный деятель, выдающийся режиссер, преподаватель актерского мастерства. Он создал театр «Современник», почти пятнадцать лет был его художественным руководителем. Возглавлял МХАТ имени Горького и МХТ имени Чехова. В 1976 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР, в 1987 году – Героя Социалистического Труда. Сыграл более семидесяти ролей в кино.

Детство

Олег появился на свет в Москве 1 октября 1927 года. Семья проживала в большой коммунальной квартире на Арбате.

Детские годы Олега прошли в знаменитых арбатских переулках и двориках, где сушили белье на веревках, а с утра ходили точильщики ножей и старьевщики. Дни напролет он проводил с лучшими друзьями – Сашей Калужским (внуком знаменитого советского актера Василия Лужского) и Сергеем Шиловским (приемным сыном писателя Михаила Булгакова). Но тогда Олег не особо интересовался своими взрослыми соседями и только спустя много лет понял, рядом с какими великими личностями проходило его детство.

Мама Олега, Анна Дмитриевна, была красивой, полной и очень доброй женщиной. Замечательная хозяйка, содержавшая дом в абсолютной чистоте и порядке. Она прекрасно готовила, и Олег частенько приводил домой друзей пообедать. Анна Дмитриевна была главой семьи, все держалось на ней.

Отец, Николай Иванович, был человеком немногословным, сдержанным и тихим. Очень интеллигентный мужчина, с глубоким умом и тонким чувством юмора. Олег отца обожал, многое перенял от него.

Школьные годы

В 1935 году Олег пошел в первый класс школы № 9 в Староконюшенном переулке. В классе было сорок человек, в связи с этим на следующий год ребят расформировали, и Ефремов продолжил учебу в школе № 70. Он выделялся среди других учеников, даже одет был по-особенному, ходил не в бесформенных штанах, а в довольно дорогих и модных бриджах. Отличался от остальных учеников сильнейшим духом независимости, для Олега не существовало никаких предрассудков и страхов.

Он постоянно находил для себя занятия, был завсегдатаем в Доме Пионеров. Особенно нравилось Олегу заниматься в историческом кружке, он отлично знал историю Москвы, мог рассказать о любой улице. Когда родители подарили ему на день рождения фотоаппарат «Фотокор», юный Ефремов увлекся фотографией, снимал, проявлял, печатал.

Еще в начальной школе стали заметны его качества лидера, потом неоднократно Олега избирали старостой класса, председателем совета пионерского отряда. Ефремова любили и уважали все – одноклассники и учителя.

Но самым большим увлечением для Олега были сцена и театр. Вместе с двоюродным братом они постоянно устраивали какие-то постановки, делали из бумаги простенькие декорации и кукол. В журнале нашли детскую пьесу и поставили по ней спектакль. С этой постановкой успешно выступили на школьном вечере, после чего были выдвинуты на районный смотр художественной самодеятельности.

Когда началась война, отец Ефремова состоял на службе в ГУЛАГе на должности бухгалтера и работал в одном из лагерей Воркуты. Летом 1941 года туда же эвакуировались и Олег с мамой. За два года эвакуации юноша основательно познакомился с миром уголовников и лагерников и научился курить, эту вредную привычку так и не смог побороть до конца жизни.

ТЕАТР

Театральная биография молодого актера начала успешно складываться буквально с первых дней. В первой своей постановке «Ее друзья» он уже сыграл центрального персонажа – Володю Чернышова, и получил первую признательность зрителей. Игра Олега Ефремова была натуральной и подкупала искренностью, поэтому зрителям казалось, что перед ними никакой ни актер, а обычный паренек-старшеклассник.

Прошло немного времени и ЦДТ приобрел статус самого популярного театра столицы. Олег Ефремов был задействован во многих постановках, и на его счету свыше двух десятков ролей. Он был мастером перевоплощения, поэтому в любой роли смотрелся очень органично. Он стал Самозванцем в спектакле «Борис Годунов» и Иванушкой-дурачком в постановке «Конек-горбунок».

В 1955-м состоялся режиссерский дебют Олега Ефремова. Именно под его руководством вышла музыкальная комедия «Димка-невидимка», авторами сценария которой были Михаил Львовский и Вадим Коростылев. Режиссерскую работу Ефремова оценили очень высоко, она понравилась не только зрителям, но и самым строгим театральным критикам.

Еще в студенческие годы Ефремов поклялся в верности методу прославленного Станиславского, и следовал его канонам всегда. Но наступили другие времена, и некоторые деятели от искусства признали его немодным. Олег Ефремов был другого мнения, поэтому решил собрать вокруг себя коллектив единомышленников. Это было несложно, ведь он к тому времени сам преподавал в школе-студии МХАТ, и среди его учеников было много последователей именно этого метода. Так у Олега Ефремова появилась своя первая труппа, которая потом стала называться театром «Современник».

Название театра было очень точным, ведь в его репертуаре были постановки, которые затрагивали актуальные вопросы того времени. Они ставили пьесы по произведениям Галича, Аксенова и даже опального Солженицына. Общение со зрительным залом было очень живым и правдивым, театр даже не использовал занавес.

Олег Ефремов занимал должность режиссера театра «Современник», но со сцены не ушел. Именно от него исходила та атмосфера, которая была присуща только этому театру, и вся труппа его поддерживала. В 1970-м Ефремов получил приглашение от МХАТа, который предлагал ему должность худрука. Это было исполнением той давней юношеской мечты, которую он записал в свой студенческий дневник.

На самом деле все выглядело не так радужно и безоблачно, как было в студенческих мечтах. МХАТ находился в состоянии развала, и Ефремову нужно было что называется «реанимировать» театр. Он предложил труппе своего театра перейти вместе с ним во МХАТ, но отказались все, кроме Евгения Евстигнеева. Прошло немного времени, и Ефремов справился с задачей, театр поднялся на прежнюю высоту. В труппе по приглашению Ефремова появился Александр Калягин, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина.

Труппа театра постепенно разрослась до таких размеров, что многие актеры сидели без работы – для них просто не хватало ролей. Тогда Ефремов выступил с предложением о разделе театра, после которого он возглавил МХТ им.Чехова.

Очень подкосил здоровье Олега Ефремова безвременный уход одного из ведущих актеров и его лучшего друга Иннокентия Смоктуновского. После этой трагедии под руководством Ефремова вышла только постановка «Три сестры», которая стала его последней режиссерской работой. Через шесть лет, 24 мая 2000 года не стало и самого Олега Ефремова. Труппа его родного театра в то время гастролировала на Тайване, поэтому на церемонию прощания не попала. Зато поклонники буквально завалили живыми цветами Камергерский переулок, где находилось здание МХАТа, и поэтому даже не все смогли попрощаться с прославленным актером и режиссером.

Фильмы

Олег Ефремов дебютировал в кино в 1955 году, когда сыграл комсорга Алексея Узорова в мелодраме «Первый эшелон» Михаила Калатозова, снявшего через пару лет всемирно признанный киношедевр «Летят журавли», который получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь». После удачного кинодебюта фильмы с Ефремовым стали выходить чуть ли не каждый год.

Киногерои Ефремова были совершенно разноплановыми, но каждый раз зрителю казалось, что актер как будто играет самого себя. И Долохов в «Войне и мире», и доктор Айболит в «Айболите-66», и следователь Максим Подберезовиков в фильме «Берегись автомобиля!», и, конечно, таксист Саша в «Трех тополях на Плющихе» получались у Олега Николаевича такими живыми, как будто он не играет, а живет перед камерой.

«Трех тополях на Плющихе»

Киногерои Ефремова были совершенно разноплановыми, но каждый раз зрителю казалось, что актер как будто играет самого себя. И Долохов в «Войне и мире», и доктор Айболит в «Айболите-66», и следователь Максим Подберезовиков в фильме «Берегись автомобиля!», и, конечно, таксист Саша в «Трех тополях на Плющихе» получались у Олега Николаевича такими живыми, как будто он не играет, а живет перед камерой.

Так появилась одна из самых пронзительных советских песен «Нежность». А этот эпизод стал самым сильным моментом в фильме.

В Санкт-Петербурге сегодня живет тезка знаменитого артиста, тоже Олег Ефремов. На фото времен 70-х между молодыми коллегами наблюдается некоторое сходство. Творческая биография этого человека сложилась, возможно, не столь ярко, и тому виной производственная травма: на съемках он получил контузию, с годами стал плохо слышать.

Кадры из кинофильма «Берегись автомобиля»

В 90-е Олег Владимирович почти не снимался. Тем не менее, в фильмографии «петербургского» Ефремова есть запоминающиеся проекты: «Улицы разбитых фонарей», «Золотая мина», «Государственная граница», «Жизнь Клима Самгина».

Личная жизнь Олега Ефремова

Насколько известно публике, актер был весьма влюбчивым человеком. Его друзья постоянно шутили, что перед его молчаливым и пронзительным взглядом не может устоять ни одна женщина. Личная жизнь Олега Ефремова начала развиваться еще в школьные годы. Именно там его настигла первая любовь.

Девочку звали Таня Ростовцева, она была на два года младше будущего артиста. Пытаясь привлечь внимание возлюбленной, мальчишка кидал ей в окно шарики, которые были наполнены водой, пока однажды «снаряд» не попал в тетю Тани. На этом влюбленность Ефремова завершилась, не успев начаться. Татьяна Ростовцева, когда выросла, стала супругой Юрия Никулина.

Брак Олега Ефремова с Лилией Толмачевой

Во время обучения в Школе-студии МХАТ личная жизнь Олега Ефремова продолжала стремительно развиваться. Так, он влюбился в первую красавицу театрального института Ирину Скобцеву, однако сама она вышла замуж за другого парня. Отвергнутый студент, не особо переживая, влюбился в однокурсницу Лилию Толмачеву. Именно эта девушка и стала первой женой Олега Ефремова.

Как известно, брак просуществовал не более полугода. Актер тогда влюбился в Маргариту Куприянову, которая играла в его дебютной театральной постановке. К тому же мужчина начал злоупотреблять спиртными напитками. Законная жена Олега Ефремова не смогла этого вытерпеть, поэтому подала на развод. Сам актер потом об этом очень долго жалел.

Брак актера с Антониной Елисеевой

Вскоре после расставания с первой женой личная жизнь артиста вновь начала налаживаться. Тогда он обнаружил симпатию к своей коллеге Антонине Елисеевой. На то время она являлась примой ЦДТ, в котором служил и сам Ефремов.

Возлюбленная актера была старше его самого на целых десять лет, а также состояла в официальных отношениях с другим актером. Сердцу не прикажешь, но эта любовная история так и не нашла своего продолжения.

Олег Ефремов и Ирина Мазурук

В 1955 году Галина Волчек познакомила актера с 19-летней девушкой Ириной Мазурук. Пара не стала официально регистрировать свои отношения, однако свадебное торжество все же сыграла. Так, Ирина стала гражданской женой Олега Ефремова. Вскоре девушка подарила своему возлюбленному дочку Анастасию. Правда, это не стало препятствием для дальнейших увлечений актера. Он все так же продолжал влюбляться в актрис собственного театра.

Во время первых съемок в кино у Ефремова начались романтические отношения с Ниной Дорошиной. Ирина тогда не выдержала и тоже начала встречаться с кавалерами, которые проявляли к ней всевозможные знаки внимания. С некоторыми из них актер даже лично познакомился. Постоянные интрижки супруга и его симпатии к другим женщинам вскоре надоели Ирине, поэтому она решила покончить жизнь самоубийством. К счастью, женщину удалось спасти. На этом отношения супругов завершились. Актер продолжал помогать бывшей супруге в воспитании ребенка.

В числе любимых женщин Олега Ефремова также значились Ирина Мирошниченко и Анастасия Вертинская.

Актер был настолько поражен красотой Анастасии, что во время гастролей лазил к ней по балконам в гостиничный номер. Так между ними вспыхнул роман. Женщина сделала ремонт в квартире актера, но он даже не наградил ее ни разу основной ролью в своем театре. Этот роман также просуществовал недолго.

Брак Олега Ефремова и Аллы Покровской

Последней официальной женой Олега Ефремова стала Алла Покровская. Она подарила возлюбленному ребенка – сына Михаила. Она терпела измены популярного мужа дольше всех – около 12 лет. После расставания с женой Олег Ефремов поддерживал отношения с сыном. На протяжении долгого времени Михаилу не удавалось выйти из тени отца, однако в настоящее время он стал популярным актером театра и кино. Его наследник Никита, внук Ефремова, также стал актером.

Все дети Олега Ефремова обрели популярность в актерской сфере. При жизни актер неоднократно говорил, что гордится своими наследниками и их личными успехами в карьере, и, конечно же, их семьями. В Сети можно встретить фото самого артиста, а также фото детей Олега Ефремова и его жен.

ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ

  • Народный артист СССР (1976)
  • Герой Социалистического Труда (1987)
  • Лауреат Государственной премии СССР (1969, 1974, 1983), госпремии России (1998, 2004 посмертно), премии мэрии Москвы (1999), премии «Золотая маска» (1976, 1998), премии «Хрустальная Турандот» (1997), премии «Золотой Овен» (1997), премии «Человек года» Русского биографического института (1998)
  • Награжден орденами Ленина (1987), Трудового Красного Знамени (1977), «За заслуги перед Отечеством» III степени (1997), орденом Дружбы народов (1993), медалями.

ФИЛЬМОГРАФИЯ: АКТЕР

  • Чехов и Ко (1998), сериал
  • Сочинение ко Дню Победы (1998)
  • Ах, зачем эта ночь… (1997)
  • Ширли-мырли (1995)
  • Страсти по Анжелике (1993)
  • И возвращается ветер (1991)
  • Шапка (1990)
  • Неприкаянный (1989)
  • Полет птицы (1988)
  • Первая встреча — последняя встреча (1987)
  • От зарплаты до зарплаты (1986)
  • Тайна снежной королевы (1986)
  • Батальоны просят огня (1985)
  • Осторожно — Василек! (1985)
  • Снегурочку вызывали? (1985)

  • Продлись, продлись, очарованье… (1984)
  • Чужая жена и муж под кроватью (1984)
  • Среди тысячи дорог (1983)
  • Было у отца три сына (1982)
  • Инспектор ГАИ (1982)
  • Шофер на один рейс (1982)
  • Штормовое предупреждение (1981)
  • Государственная граница (1980-1988)
  • Мнимый больной (1980)
  • Однажды двадцать лет спустя (1980)
  • Активная зона (1979)
  • Поэма о крыльях (1979)
  • Когда я стану великаном (1978)
  • Комиссия по расследованию (1978)
  • Последний шанс (1978)
  • Враги (1977)

  • Рудин (1977)
  • Золотая мина (1977)
  • Дни хирурга Мишкина (1976)
  • Обыкновенная Арктика (1976)
  • Петр Мартынович и годы большой жизни (1976)
  • Там, за горизонтом (1976)
  • Москва, любовь моя (1974)
  • Открытая книга (1973)
  • Город на Кавказе (1972)
  • За все в ответе (1972)
  • Здравствуй и прощай (1972)
  • Ты и я (1972)
  • Человек на своем месте (1972)
  • Ты и я (1971)
  • Бег (1970)
  • Случай с Полыниным (1970)
  • Штрихи к портрету (1970)
  • Гори, гори, моя звезда (1969)
  • Король-олень (1969)
  • Мама вышла замуж (1969)
  • Пять дней отдыха (1969)
  • Свой (1969)
  • Только три ночи (1969)
  • Еще раз про любовь (1968)
  • Прямая линия (1968)
  • Айболит-66 (1967)
  • Дорога горящего фургона (1967)
  • Спасите утопающего (1967)
  • Три тополя на Плющихе (1967)

  • Штрихи к портрету (1967)
  • Берегись автомобиля (1966)
  • Война и мир (1965)
  • Звонят, откройте дверь (1965)
  • Строится мост (1965)
  • Вызываем огонь на себя (1964)
  • Живые и мертвые (1963)
  • Сотрудник ЧК (1963)
  • Мой младший брат (1962)
  • Академик из Аскании (1961)
  • Командировка (1961)
  • Любушка (1961)
  • Испытательный срок (1960)
  • Трудное счастье (1958)
  • Шли солдаты (1958)
  • Рассказы о Ленине (1957)
  • Рядом с нами (1957)
  • Смерть Пазухина (1957)
  • Тугой узел (1956)
  • Первый эшелон (1955)

ФИЛЬМОГРАФИЯ: РЕЖИССЕР

  • Строится мост (1965)
  • Старый Новый год (1980)

Видео



Источники