Олег Даль
Даль Олег Иванович (1941-1981) – советский актёр кино и театра, автор театральных постановок и стихов. Биографию Олега Даля знают все поклонники советского кинематографа. Это один из самых знаменитых отечественных актеров. Этот человек был очень тонкий и ранимый, даже иногда задиристый. Но ему прощали многое: резкость, максимализм, а порой и пьянство. Он мог начать репетировать, а потом, решив, что фильм или спектакль недостаточно хорош, взять и отказаться от роли. Окружающие понимали: он не такой, как все. У него свой путь, своя дорога, которая постоянно петляет между раем и адом. Знаменитый актер Олег Даль. Биография, личная жизнь, карьера, все, что касалось этого человека, безусловно, имеет безумно яркий характер.
Детские годы
Олег появился на свет 25 мая 1941 года в московском районе Люблино (в то время это был посёлок городского типа, а с 1960 года Люблино вошёл в состав Москвы). Мама Олега, Павла Петровна, была потомственной учительницей, вся её родня занималась преподавательской деятельностью. Отец, Даль Иван Зиновьевич, был крупным инженером на железной дороге и партийным человеком. Олег не единственный ребёнок в семье, у него была ещё сестра Ираида.
Несмотря на то, что родители были простыми и скромными людьми, Олега отличало необыкновенное благородство, в нём ощущалась какая-то особенная порода. С детства он немного картавил и в Центральном Доме для детей железнодорожников занимался в студии художественного слова. Благодаря этим занятиям мальчик приобрёл ту необычайную манеру речи, которая выделяла его в будущем среди других артистов. Преподаватель научил его произносить слова, как бы немного задумываясь, структурируя паузы и фразы.
Семья Даль проживала на улице Московской (сейчас она называется Люблинской), здесь и прошли детские годы будущего актёра. Обычное детство послевоенного мальчишки – голод, грязь, восстанавливающаяся от разрухи страна. Но именно эти послевоенные дети были самыми счастливыми, потому что твёрдо были уверены: войны больше никогда не будет, скоро наступит светлое будущее. Вместе с друзьями Олег мечтал стать моряком или лётчиком.
Когда он начал обучение в школе, то увлёкся игрой в баскетбол. И результаты у мальчика были неплохие, пока в один момент врачи не диагностировали у него проблемы с сердцем. Медики посоветовали оставить спорт. Даль понял, что с таким слабым сердцем мечты о кораблях и самолётах так и останутся навсегда лишь мечтами.
И тогда Олег увлёкся творчеством и искусством, особенно литературой и живописью. Читал юный Даль очень много. Особенное впечатление на него произвёл Печорин из «Героя нашего времени» Лермонтова М. Ю. А потом как-то само собой к Олегу пришло осознание того, что если стать в жизни актёром, то можно побывать и лётчиком, и моряком, и даже самим Печориным.
Так у Даля появилось желание после школы поступать в театральный институт. Родители были категорически против выбора сына. Они считали, что надо получать земную профессию – инженер, учёный, шофёр, врач, рабочий или библиотекарь. Но только не артист. Мама вообще не понимала, что это за профессия – кривляться на сцене. Отец был ещё категоричнее, он считал, что у сына для актёрского мастерства вообще нет никаких данных. По мнению папы, люди этой профессии должны быть рослыми и статными, с громким голосом, чтобы за версту было понятно: это идёт артист. Куда там Олегу, некрасивому и щуплому, да ещё и немного картавящему. Отец тогда сказал сыну:
«Ты провалишься на первом экзамене и опозоришься на всю Москву».
Институт
Родители Олега не убедили. В 1959 году он получил аттестат о среднем образовании и стал студентом Высшего театрального училища имени Щепкина.
Для своей творческой программы при поступлении Даль выбрал монолог Ноздрёва из «Мёртвых душ» Гоголя Н. В. и отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Чуть не сбылось предсказание отца, экзамен Олег за малым не провалил. Когда начал читать монолог Ноздрёва, комиссия покатилась от смеха. Это действительно выглядело смешно, тоненький и щупленький юноша взялся за такого колоритного персонажа. Смех членов комиссии был слышен и в коридоре, поэтому под дверями экзаменационного зала собралась половина училища.
Однако в следующий момент, когда Олег начал читать отрывок из «Мцыри», преподаватели замерли все как один, перед ними был совершенно другой человек. Стало понятно: это не просто будущий актёр и талантливый парень, это глубокая личность.
Олег был зачислен в училище и попал на курс к Народному артисту СССР, педагогу Николаю Анненкову. Вместе с Далем на одном курсе учились такие мэтры отечественного кинематографа, как Виталий Соломин, Виктор Павлов, Михаил Кононов.
Кино
В кино Олег дебютировал ещё во время учёбы в училище. В 1961 году в «Юности» напечатали повесть Василия Аксёнова «Звёздный билет». Режиссёр Александр Зархи задумал снять по повести фильм «Мой младший брат», и его ассистенты направились во все ведущие театральные ВУЗы столицы в поисках молодых актёров на главные роли. Отобрали несколько десятков студентов и начали проводить пробы.
На роль творческой натуры Алика Крамера был утверждён студент щепкинского училища Олег Даль. Помимо него в главных ролях были задействованы студенты из щукинского училища Андрей Миронов и Александр Збруев. Натурные съёмки проходили в Таллине. Летом 1962 года, когда картина вышла в прокат, публика впервые узнала имена трёх молодых дарований.
Талантливая молодёжь обратила на себя внимание режиссёров. Сергей Бондарчук пробовал Олега в роли младшего Ростова в свою знаменитую киноэпопею «Война и мир», но Даль пробы не прошёл. Но уже в 1963 году на экраны вышел психологический детектив «Человек, который сомневается» режиссёра Леонида Аграновича, доверившего Олегу главную роль. Кинокарьера молодого актёра развивалась неплохо, Олег практически избежал эпизодических ролей, режиссёры сходу доверяли ему главных персонажей:
- Сеня в «Первом троллейбусе»;
- Шурик («Чёрный котёнок») в фильме «От семи до двенадцати»;
- Юлиан в картине «Строится мост».
Все первые киногерои Олега Даля – его ровесники. Ему было несложно играть, он наделял каждого из них своими личными чертами характера, своим безудержным обаянием с лёгкими нотками грусти.
На всю страну Даль стал знаменитым после выхода двух фильмов подряд. В 1967 году режиссёр Владимир Мотыль снял Олега в главной роли в трагикомедии «Женя, Женечка и «Катюша». Интеллигентный юноша из Москвы, рядовой Женя Колышкин, начитался книг и жил в мире своих фантазий. После госпиталя он вернулся на фронт и постоянно попадал в какие-то переделки. Здесь юноша встретил свою любовь Женечку, которую убили уже перед самым Днём Победы в Берлине.
В этом же году вышел и второй фильм с участием Олега в главной роли. Это была картина о буднях фронтовой советской авиации в годы войны «Хроника пикирующего бомбардировщика». Даль играл стрелка-радиста Евгения Соболевского.
После этих картин Олег получал предложения о съёмках от ведущих режиссёров отечественного кинематографа. А образы, которые он создавал на экране, были настолько разноплановыми, что порой возникал вопрос, как в этом худеньком, маленьком человеке может помещаться столько мощнейших характеров:
- весёлый солдат в «Старой, старой сказке» (1968);
- шут в «Короле Лир» (1970);
- учёный Кристиан-Теодор в «Тени» (1971);
- офицер-авантюрист Евгений Крестовский в «Земле Санникова» (1973);
- Иван Лаевский, олицетворяющий все человеческие пороки в «Плохом хорошем человеке (1973);
- начальник караула Петропавловской крепости в «Звезде пленительного счастья» (1975);
- герой-любовник Анатоль в кинокомедии «Не может быть!» (1975);
- Иванушка-дурачок в фильме-сказке «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (1976);
- опасный преступник Борис Брунов (он же Николай Косов) в «Золотой мине» (1977);
- директор физико-математической школы в «Расписании на послезавтра» (1978).
Зрители актёра очень любили за его выразительность, трепетность, изящность, большие ясные глаза, своеобразную пластику и удивительное обаяние с лёгкой грустью и луковой нежностью, которое было присуще только ему одному.
Театр
В 1963 году Олег вошёл в труппу театра «Современник». Он считал, что ему крупно повезло, ведь это был самый передовой театр того времени. Но первое время он играл только второстепенные роли. И лишь в 1968 году в постановке Галины Волчек по пьесе Горького «На дне» ему достался главный герой – воришка Васька Пепел. Эта роль считается его самой значимой в театральной карьере.
В «Современнике» Олег Даль был задействован в следующих постановках:
- «Валентин и Валентина»;
- «Вечно живые»;
- «Из записок Лопатина»;
- «Провинциальные анекдоты»;
- «Принцесса и дровосек»;
- «Двенадцатая ночь».
У Олега было своё видение роли, которое не всегда совпадало с мнением режиссёра, на этой почве возникали конфликты. Поэтому «Современник» не стал единственным театром, где служил Даль. Олег выходил на сцены Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (1972), Московского драматического театра на Малой Бронной (1977), Московского малого театра (1980).
Личная жизнь
Многие были влюблены в известного актера, но найти свою вторую половинку Далю не удавалось достаточно долго. Сперва был роман с актрисой Ниной Дорошиной, затем была Татьяна Лаврова. Однако из-за тяжелого характера Олега Ивановича оба союза распались.
И вот на съемках «Короля Лира» Даль повстречал ту, которая наконец смогла его «приручить». Судьбоносное знакомство состоялось 19 августа 1969 года.
Избранницей актера стала Лиза Эйхенбаум, которая была задействована в работе над картиной в качестве монтажера. Вскоре влюбленные поженились. Им удалось сохранить то чувство ранней влюбленности, которое придает особый шарм отношениям на протяжении долгих лет. Олег Иванович очень гордился своей женой, а Елизавета всегда заботилась о муже. Она единственная сумела подобрать ключик к такому талантливому, но такому сложному человеку. В последние годы жизни актера Елизавета окружила супруга еще большей заботой.
Смерть
Ближе к концу семидесятых Олег Иванович сбавляет темп в кинематографе. Последней заметной работой в творчестве актера стал фильм «Отпуск в сентябре», который вышел в 1979 году. У актера начались проблемы с алкоголем, которые он никак не решал. Кроме того, сказывались на здоровье актера и проблемы с сердцем и участившиеся конфликты с режиссерами.
Олег Даль ушел из жизни во время командировки в Киеве. Его не стало 3 марта 1981 года в гостиничном номере. Причиной смерти назван сердечный приступ, который мог быть спровоцирован употреблением алкоголя. К тому же, сам Олег Иванович за некоторое время до кончины говорил о том, что предчувствует смерть.
Видео
Источники
https://24smi.org/celebrity/991-oleg-dal.html
https://fb.ru/article/163345/oleg-dal-biografiya-lichnaya-jizn-prichina-smerti
https://stories-of-success.ru/olega-dalya
https://stuki-druki.com/authors/Dal-Oleg.php
https://www.syl.ru/article/422099/oleg-dal-biografiya-data-rojdeniya-lichnaya-jizn-filmografiya-data-i-prichina-smerti
Даль Олег Иванович (1941-1981) – советский актёр кино и театра, автор театральных постановок и стихов. Биографию Олега Даля знают все поклонники советского кинематографа. Это один из самых знаменитых отечественных актеров. Этот человек был очень тонкий и ранимый, даже иногда задиристый. Но ему прощали многое: резкость, максимализм, а порой и пьянство. Он мог начать репетировать, а потом, решив, что фильм или спектакль недостаточно хорош, взять и отказаться от роли. Окружающие понимали: он не такой, как все. У него свой путь, своя дорога, которая постоянно петляет между раем и адом. Знаменитый актер Олег Даль. Биография, личная жизнь, карьера, все, что касалось этого человека, безусловно, имеет безумно яркий характер.
Детские годы
Олег появился на свет 25 мая 1941 года в московском районе Люблино (в то время это был посёлок городского типа, а с 1960 года Люблино вошёл в состав Москвы). Мама Олега, Павла Петровна, была потомственной учительницей, вся её родня занималась преподавательской деятельностью. Отец, Даль Иван Зиновьевич, был крупным инженером на железной дороге и партийным человеком. Олег не единственный ребёнок в семье, у него была ещё сестра Ираида.
Несмотря на то, что родители были простыми и скромными людьми, Олега отличало необыкновенное благородство, в нём ощущалась какая-то особенная порода. С детства он немного картавил и в Центральном Доме для детей железнодорожников занимался в студии художественного слова. Благодаря этим занятиям мальчик приобрёл ту необычайную манеру речи, которая выделяла его в будущем среди других артистов. Преподаватель научил его произносить слова, как бы немного задумываясь, структурируя паузы и фразы.
Семья Даль проживала на улице Московской (сейчас она называется Люблинской), здесь и прошли детские годы будущего актёра. Обычное детство послевоенного мальчишки – голод, грязь, восстанавливающаяся от разрухи страна. Но именно эти послевоенные дети были самыми счастливыми, потому что твёрдо были уверены: войны больше никогда не будет, скоро наступит светлое будущее. Вместе с друзьями Олег мечтал стать моряком или лётчиком.
Когда он начал обучение в школе, то увлёкся игрой в баскетбол. И результаты у мальчика были неплохие, пока в один момент врачи не диагностировали у него проблемы с сердцем. Медики посоветовали оставить спорт. Даль понял, что с таким слабым сердцем мечты о кораблях и самолётах так и останутся навсегда лишь мечтами.
И тогда Олег увлёкся творчеством и искусством, особенно литературой и живописью. Читал юный Даль очень много. Особенное впечатление на него произвёл Печорин из «Героя нашего времени» Лермонтова М. Ю. А потом как-то само собой к Олегу пришло осознание того, что если стать в жизни актёром, то можно побывать и лётчиком, и моряком, и даже самим Печориным.
Так у Даля появилось желание после школы поступать в театральный институт. Родители были категорически против выбора сына. Они считали, что надо получать земную профессию – инженер, учёный, шофёр, врач, рабочий или библиотекарь. Но только не артист. Мама вообще не понимала, что это за профессия – кривляться на сцене. Отец был ещё категоричнее, он считал, что у сына для актёрского мастерства вообще нет никаких данных. По мнению папы, люди этой профессии должны быть рослыми и статными, с громким голосом, чтобы за версту было понятно: это идёт артист. Куда там Олегу, некрасивому и щуплому, да ещё и немного картавящему. Отец тогда сказал сыну:
«Ты провалишься на первом экзамене и опозоришься на всю Москву».
Институт
Родители Олега не убедили. В 1959 году он получил аттестат о среднем образовании и стал студентом Высшего театрального училища имени Щепкина.
Для своей творческой программы при поступлении Даль выбрал монолог Ноздрёва из «Мёртвых душ» Гоголя Н. В. и отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Чуть не сбылось предсказание отца, экзамен Олег за малым не провалил. Когда начал читать монолог Ноздрёва, комиссия покатилась от смеха. Это действительно выглядело смешно, тоненький и щупленький юноша взялся за такого колоритного персонажа. Смех членов комиссии был слышен и в коридоре, поэтому под дверями экзаменационного зала собралась половина училища.
Однако в следующий момент, когда Олег начал читать отрывок из «Мцыри», преподаватели замерли все как один, перед ними был совершенно другой человек. Стало понятно: это не просто будущий актёр и талантливый парень, это глубокая личность.
Олег был зачислен в училище и попал на курс к Народному артисту СССР, педагогу Николаю Анненкову. Вместе с Далем на одном курсе учились такие мэтры отечественного кинематографа, как Виталий Соломин, Виктор Павлов, Михаил Кононов.
Кино
В кино Олег дебютировал ещё во время учёбы в училище. В 1961 году в «Юности» напечатали повесть Василия Аксёнова «Звёздный билет». Режиссёр Александр Зархи задумал снять по повести фильм «Мой младший брат», и его ассистенты направились во все ведущие театральные ВУЗы столицы в поисках молодых актёров на главные роли. Отобрали несколько десятков студентов и начали проводить пробы.
На роль творческой натуры Алика Крамера был утверждён студент щепкинского училища Олег Даль. Помимо него в главных ролях были задействованы студенты из щукинского училища Андрей Миронов и Александр Збруев. Натурные съёмки проходили в Таллине. Летом 1962 года, когда картина вышла в прокат, публика впервые узнала имена трёх молодых дарований.
Талантливая молодёжь обратила на себя внимание режиссёров. Сергей Бондарчук пробовал Олега в роли младшего Ростова в свою знаменитую киноэпопею «Война и мир», но Даль пробы не прошёл. Но уже в 1963 году на экраны вышел психологический детектив «Человек, который сомневается» режиссёра Леонида Аграновича, доверившего Олегу главную роль. Кинокарьера молодого актёра развивалась неплохо, Олег практически избежал эпизодических ролей, режиссёры сходу доверяли ему главных персонажей:
- Сеня в «Первом троллейбусе»;
- Шурик («Чёрный котёнок») в фильме «От семи до двенадцати»;
- Юлиан в картине «Строится мост».
Все первые киногерои Олега Даля – его ровесники. Ему было несложно играть, он наделял каждого из них своими личными чертами характера, своим безудержным обаянием с лёгкими нотками грусти.
На всю страну Даль стал знаменитым после выхода двух фильмов подряд. В 1967 году режиссёр Владимир Мотыль снял Олега в главной роли в трагикомедии «Женя, Женечка и «Катюша». Интеллигентный юноша из Москвы, рядовой Женя Колышкин, начитался книг и жил в мире своих фантазий. После госпиталя он вернулся на фронт и постоянно попадал в какие-то переделки. Здесь юноша встретил свою любовь Женечку, которую убили уже перед самым Днём Победы в Берлине.
В этом же году вышел и второй фильм с участием Олега в главной роли. Это была картина о буднях фронтовой советской авиации в годы войны «Хроника пикирующего бомбардировщика». Даль играл стрелка-радиста Евгения Соболевского.
После этих картин Олег получал предложения о съёмках от ведущих режиссёров отечественного кинематографа. А образы, которые он создавал на экране, были настолько разноплановыми, что порой возникал вопрос, как в этом худеньком, маленьком человеке может помещаться столько мощнейших характеров:
- весёлый солдат в «Старой, старой сказке» (1968);
- шут в «Короле Лир» (1970);
- учёный Кристиан-Теодор в «Тени» (1971);
- офицер-авантюрист Евгений Крестовский в «Земле Санникова» (1973);
- Иван Лаевский, олицетворяющий все человеческие пороки в «Плохом хорошем человеке (1973);
- начальник караула Петропавловской крепости в «Звезде пленительного счастья» (1975);
- герой-любовник Анатоль в кинокомедии «Не может быть!» (1975);
- Иванушка-дурачок в фильме-сказке «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (1976);
- опасный преступник Борис Брунов (он же Николай Косов) в «Золотой мине» (1977);
- директор физико-математической школы в «Расписании на послезавтра» (1978).
Зрители актёра очень любили за его выразительность, трепетность, изящность, большие ясные глаза, своеобразную пластику и удивительное обаяние с лёгкой грустью и луковой нежностью, которое было присуще только ему одному.
Театр
В 1963 году Олег вошёл в труппу театра «Современник». Он считал, что ему крупно повезло, ведь это был самый передовой театр того времени. Но первое время он играл только второстепенные роли. И лишь в 1968 году в постановке Галины Волчек по пьесе Горького «На дне» ему достался главный герой – воришка Васька Пепел. Эта роль считается его самой значимой в театральной карьере.
В «Современнике» Олег Даль был задействован в следующих постановках:
- «Валентин и Валентина»;
- «Вечно живые»;
- «Из записок Лопатина»;
- «Провинциальные анекдоты»;
- «Принцесса и дровосек»;
- «Двенадцатая ночь».
У Олега было своё видение роли, которое не всегда совпадало с мнением режиссёра, на этой почве возникали конфликты. Поэтому «Современник» не стал единственным театром, где служил Даль. Олег выходил на сцены Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (1972), Московского драматического театра на Малой Бронной (1977), Московского малого театра (1980).
Личная жизнь
Многие были влюблены в известного актера, но найти свою вторую половинку Далю не удавалось достаточно долго. Сперва был роман с актрисой Ниной Дорошиной, затем была Татьяна Лаврова. Однако из-за тяжелого характера Олега Ивановича оба союза распались.
И вот на съемках «Короля Лира» Даль повстречал ту, которая наконец смогла его «приручить». Судьбоносное знакомство состоялось 19 августа 1969 года.
Избранницей актера стала Лиза Эйхенбаум, которая была задействована в работе над картиной в качестве монтажера. Вскоре влюбленные поженились. Им удалось сохранить то чувство ранней влюбленности, которое придает особый шарм отношениям на протяжении долгих лет. Олег Иванович очень гордился своей женой, а Елизавета всегда заботилась о муже. Она единственная сумела подобрать ключик к такому талантливому, но такому сложному человеку. В последние годы жизни актера Елизавета окружила супруга еще большей заботой.
Смерть
Ближе к концу семидесятых Олег Иванович сбавляет темп в кинематографе. Последней заметной работой в творчестве актера стал фильм «Отпуск в сентябре», который вышел в 1979 году. У актера начались проблемы с алкоголем, которые он никак не решал. Кроме того, сказывались на здоровье актера и проблемы с сердцем и участившиеся конфликты с режиссерами.
Олег Даль ушел из жизни во время командировки в Киеве. Его не стало 3 марта 1981 года в гостиничном номере. Причиной смерти назван сердечный приступ, который мог быть спровоцирован употреблением алкоголя. К тому же, сам Олег Иванович за некоторое время до кончины говорил о том, что предчувствует смерть.
Видео
Источники
- https://24smi.org/celebrity/991-oleg-dal.html
https://fb.ru/article/163345/oleg-dal-biografiya-lichnaya-jizn-prichina-smerti
https://stories-of-success.ru/olega-dalya
https://stuki-druki.com/authors/Dal-Oleg.php
https://www.syl.ru/article/422099/oleg-dal-biografiya-data-rojdeniya-lichnaya-jizn-filmografiya-data-i-prichina-smerti