Нина Талызина

Ни́на Фёдоровна Талы́зина (28 декабря 1923, Лучинское, Ярославская область, СССР — 6 января 2018, Москва, Россия) — советский и российский психолог. Специалист в области педагогической психологии. Лауреат большого количества премий и наград за заслуги в области науки и образования. Внесла крупный вклад в разработку деятельностного подхода к обучению. Действительный член Академии педагогических наук СССР (с 1989), действительный член Российской академии образования (c 1993).

Нина Талызина подготовила более 60 кандидатов и докторов наук. За годы работы на факультете она стала автором более 400 публикаций на 16 языках, которые широко известны как в России, так и за рубежом. Лауреат премии президента России в области образования и премии М.В. Ломоносова.

Биография

Н. Ф. Талызина родилась в многодетной крестьянской семье в селе Лучинское под городом Ярославлем. В молодости на мировоззрение Н. Ф. Талызиной большое влияние оказала семья просветителя Б. Ф. Некрасова, племянника Н. А. Некрасова.

После окончания семилетней школы Н. Ф. Талызина поступила в 1939 году в Ярославское педагогическое училище. В 1942 году стала студенткой физико-математического факультета Ярославского педагогического института, где начала заниматься психологией под руководством профессора НИИ психологии АПН РСФСР Т. Е. Егорова.

С 1947 по 1950 гг. училась в аспирантуре НИИ психологии АПН РСФСР. Под руководством профессора П. А. Шеварева защитила диссертацию на тему «Умозаключения при решении геометрических задач». Одновременно работала в научной лаборатории психологии обучения, которую возглавляла Н. А. Менчинская.

Начиная с 1950 года работает в Московском государственном университете. Научно-исследовательскую деятельность в МГУ начала под руководством П. Я. Гальперина. Сотрудничала с ним с самого начала разработки его теории поэтапного формирования умственных действий, является его ученицей и последовательницей. В 1970 г. под его руководством защитила докторскую диссертацию на тему «Управление процессом усвоения знаний».

В 1963 году возглавила кафедру педагогики философского факультета МГУ, а после создания факультета психологии — кафедру педагогической психологии и педагогики, заведующей которой была в течение 28 лет. В 1971 г. Н. Ф. Талызиной было присвоено звание профессора, в том же году она была избрана членом-корреспондентом АПН СССР, а в 1989 г. — академиком АПН СССР (РАО).

С 1966 г. являлась руководителем лаборатории педагогической психологии, с 1989 г. возглавляла Центр по переподготовке работников системы образования при факультете психологии МГУ, осуществляющий обучение преподавателей и методистов на основе деятельностной теории учения.

Последние годы жизни

В Москве в возрасте 94 лет скончалась психолог Нина Талызина — основатель всемирно известной научной школы, ядром которой является деятельностная теория учения. Об этом сообщает ТАСС.

Отмечается, что до самого последнего времени Талызина работала в МГУ имени М. В. Ломоносова на кафедре психологии образования и педагогики.

Профессор психологии является лауреатом премии президента РФ в области образования, а также удостоена звания лауреата премии М. В. Ломоносова.

Там добавили, что Талызину всегда характеризовали высочайшая ответственность и профессионализм, трудолюбие и доброжелательность, «удивительное сочетание личной скромности и неугасаемого оптимизма». «Студенты и аспиранты факультета психологии МГУ многократно убеждались в бескорыстной готовности Нины Федоровны, не жалея времени и сил, всегда прийти им на помощь в трудных случаях. Профессора, студенты и сотрудники Московского университета глубоко скорбят вместе с родными и близкими Нины Федоровны», — заключили в МГУ.

Ее ученики работают по всему миру, в том числе в Европе, Африке и Азии, Северной и Латинской Америке.

Научный вклад

В 1950-е гг. в кандидатской диссертации, выполненной под руководством П.А. Шеварева, Т. исследовала особенности сокращения умственных действий в процессе их формирования. Начиная с 1950-х гг., Т. ведет исследования в тесном контакте с П.Я. Гальпериным.

Первый цикл исследований был посвящен действиям, лежащим за понятиями, что позволило вскрыть психологические механизмы становления и функционирования научных понятий. Умственные действия, обеспечивающие выполнение логических операций доказательства, классификации, рассматривались как пути формирования логического мышления у детей; исследовались также особенности функционирования логических приемов мышления у взрослых. Это привело к разработке метода моделирования разных видов познавательной деятельности и формулировке принципов управления процессом их формирования, помогло понять соотношение психологического и логического подходов к изучению мышления. Установлено, что управление процессом усвоения умственных действий, лежащих за логическими знаниями и операциями, позволяет формировать полноценные понятия уже у детей 5-6 лет в то время, как стихийный ход становления логического мышления приводит к наличию дефектов в его функционировании даже у взрослых образованных людей. Это показывает несостоятельность рассмотрения возраста как критерия развития логического мышления, вскрывает зависимость последнего от условий усвоения социального опыта и доказывает социальную природу человеческой психики. Изучение психологических механизмов обобщения в экспериментах на нормальных детях и на детях с задержками в психическом развитии обнаружило, что обобщение не определяется непосредственно общностью свойств в предметах, а зависит от того, на что ориентируется человек в работе с предметами, какое место те или иные свойства занимают в структуре деятельности субъекта. Это открывает путь для управления процессом обобщения, планирования свойств, по которым требуется провести обобщение.

Обширные исследования Н. Ф. Талызиной внесли большой вклад в развитие педагогической психологии, а также в организацию современного непрерывного образования и профессиональной подготовки психологов[8]. Н. Ф. Талызиной активно изучались закономерности и механизмы процесса учения, формирования умственных действий и познавательных умений. Разработаны методы моделирования различных видов познавательной деятельности и принципы управления процессом их формирования. Сформулирована деятельностная концепция программированного обучения.

Н. Ф. Талызиной было проведено семь циклов исследований. Они посвящены:

  1. формированию научных понятий;
  2. возрастным возможностям усвоения логического мышления;
  3. моделированию и формированию познавательных видов деятельности;
  4. психологическим механизмам обобщения;
  5. рассмотрению обучения как одного из видов управления и анализу особенностей реализации в обучении требований общей теории управления;
  6. деятельностному подходу к психодиагностике интеллекта;
  7. использованию деятельностного подхода при разработке проблем дидактики.

Награды и звания

Н. Ф. Талызина — заслуженный профессор Московского университета (1997); почетный профессор факультета психологии МГУ (2003); обладатель большого количества наград за вклад в развитие науки и образования. В их число входит:

  • золотая медаль «Выдающиеся ученые 21 века» Международного биографического центра (2007);
  • премия Президента РФ в области образования (1997);
  • премия имени М. В. Ломоносова за научную деятельность (2001) за цикл работ «Деятельностная теория учения и обучения»;
  • золотая медаль Российской Академии Образования (2007);
  • медаль Н. К. Крупской;
  • медаль К. Д. Ушинского;
  • значок «Отличник высшего образования»;
  • две медали ВДНХ;
  • Орден Кубы за вклад в развитие образования в республике (1988);
  • победитель Национального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Патриарх российской психологии» (2013);
  • и другие.

Видео


Источники