Николай Кочергин

Николай Михайлович Кочергин – художник-славянист, иллюстратор русских сказок, заслуженный художник РСФСР. Родился в 1897 году в селе Всесвятском (ныне район Москвы рядом с метро Сокол). Это небольшое село находилось в нескольких верстах от Тверской заставы. Сегодня именно здесь расположена станция метро «Сокол”. После нескольких лет занятий в сельской школе Николай Кочергин был определен в городское училище в Замоскворечье, где учился без особого желания и предпочитал вместо уроков убегать в Третьяковскую галерею или Румянцевский музей.

Любовь к искусству привела его в 1908 году в Строгановское художественно-промышленное училище. Получив сначала общее образование, Кочергин успешно овладел и специальными предметами. Этому способствовали опытные преподаватели, работавшие в училище.

Умение свободно разбираться в эпохах и стилях, привычка просматривать альбомы, справочники, знакомясь с которыми художник постоянно пополнял свои знания, подтолкнули Кочергина к собиранию книг. За несколько десятилетий им была собрана богатая библиотека по изобразительному искусству, одна из наиболее значительных в частных коллекциях Ленинграда.

Продолжая занятия в училище, Николай Кочергин увлекся скульптурой из дерева, а через некоторое время был даже назначен помощником заведующего резчицкой деревянной мастерской. Летом 1918 года он вступил добровольцем в Красную Армию и вскоре был направлен в высшую школу военной маскировки (ВШВМ).

Кочергин создавал советский плакат, внеся в него свой оригинальный вклад, такими произведениями агитационного искусства, как «Очередь за Врангелем”, «1 Мая”, «Дети-цветы коммуны”. К этому необходимо добавить его обширную деятельность для газет и журналов двадцатых-сороковых годов в карикатуре, в оформлении периодических изданий «Красная панорама”, «Огонек”, «Вокруг света” и «Мир приключений”.

Одними из первых произведений, которые украсил своими рисунками этот художник, были: повести Г. Матвеева «Зеленые цепочки”, П. Капица «В открытом море”, Э. Выгодская «Опасный беглец”. Именно как иллюстратор детской литературы Николай Кочергин прославился на всю Россию и стал известен далеко за её пределами.

Послевоенный период творчества

После Великой Отечественной Войны, художник-иллюстратор полностью посвятил себя иллюстрации детских книг, сказок и былин. Особым вниманием пользуются его работы к произведениям Александра Сергеевича Пушкина. Кроме того, известными работами этого автора считаются иллюстрации к финскому эпосу «Калевала», сказкам народов СССР и сказкам народов Востока.

Для того чтобы его иллюстрации в точности передавали характер и настроение стародавних времён, о которых чаще всего говорится в сказках и былинах, Н. Кочергин изучал историю, историю костюма, традиции и обычаи народов мира. Таким образом, его иллюстрации это не просто красивые рисунки на забаву детям, а настоящий слепок истории. В одном рисунке отображается целый пласт культуры, начиная от традиционных костюмов и заканчивая характерной архитектурой, домами, мировоззрением людей.

Источники вдохновения

Русский и зарубежный фольклор, приключенческий жанр, произведения современной литературы – это лишь преобладающие стороны обширного творчества художника. Рисунки к египетским, вьетнамским сказкам, к произведениям китайской классики XIV века, к фантастической повести М. Зуева-Ордынца «Сказание о граде Ново-Китеже”, к стихам С. Михалкова (отмеченным дипломом на Всесоюзном конкурсе 1967 года) – это всего часть произведений книжной графики Кочергина шестидесятых годов.

Сказка В. Жухровского «Волшебная тыква” с иллюстрациями 1970 года, удостоена диплома Всероссийского конкурса искусства книги. Художник улучшил издание «Калевалы” 1973 года. Он сделал заставки цветными и более цельными. Кочергину очень близка тема героических деяний, она нашла широкое развитие в его иллюстрациях. Рисунки к книгам «Русские богатыри” и «Русские конники” (издательство «Малыш”, 1971) знакомят юного читателя с подвигами русских воинов от сказочных былинных времен до периода Великой Отечественной войны.

Иллюстрации увлекают своей романтической взволнованностью и прославляют доблесть русских людей. Важную военно-патриотическую тему развивают и рисунки художника к книгам «Богатыри” (1972) и «Денис Давыдов” (1973). В произведениях Кочергина получили особенно образное воплощение народные предания о славных витязях. Лучшие из его иллюстраций к былинам «Святогор” и «Добрыня Никитич” принадлежат к наиболее впечатляющим страницам книжной графики на темы фольклора.

Эти творческие достижения еще раз убеждают, что Кочергин – один из самых опытных и значительных мастеров советской детской книги, завоевавший широкое признание. Достижения Кочергина в иллюстрировании детской литературы и в эстампах на темы фольклора знаменовали высший этап развития его графики, связанный с общим подъемом советского искусства в середине шестидесятых и в семидесятые годы.

Роботы иллюстратора сегодня

В настоящее время многие произведения Кочергина находятся в Российской государственной библиотеке (Москва) и в Государственной центральной публичной библиотеке им. Н.Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург). Но даже те из нас, кто никогда не был в этих местах, знакомы с работами художника по тем изданиям, которые он проиллюстрировал, например, детская книга «Конек-горбунок» с его иллюстрациями была переиздана много раз и до си пор её можно встретить  на прилавках книжных магазинов.

Патриотическим характером, которые воспитывают у детей любовь к своей истории, к своим традициям, обладают рисунки для книг «Богатыри», «Святогор», «Добрыня Никитич» и другие.

Тема русского фольклора была для него особенно интересной. В сказках, которые теперь считаются детской литературой развлекательного характера, запечатлены древнейшие мифы наших предков, в которых таятся традиции и верования, представления о мироздании и поэтические сказания о древних героях. Николай Михайлович Кочергин, как никто другой, смог прочувствовать глубину русского фольклора и в своём прекрасном искусстве преподнёс его людям, чтобы поделиться с ними своими наблюдениями, своими представлениями и даже размышлениями.

Несмотря на то, что иллюстрации считаются дополнением к литературному произведению, его работы живут собственной жизнью,  вполне могут существовать и в качестве иллюстраций для книги, и отдельно от них.

Николай Кочергин плодотворно работал до самых последних дней своей жизни. Скончался в 1974 году в Санкт-Петербурге.

Видео



Источники