Месяцеслов (древнеславянский)

Славянский календарь или месяцеслов. Месяцеслов состоит из двенадцати месяцев, которые составляют полный кологод, год или лето. Названия месяцев не придуманы просто так и не заимствованы у других народов и чужих языков. Все названия происходят от событий и явлений, которые характерны для того или иного времени года.

Стоит знать, что в древности календарь был солнечным. Состоял из четырёх временён года, в каждом из которых отмечался праздник Солнца: два солнцестояния и два равноденствия. Позже на Руси ввели лунный календарь, который зависит от смен фаз луны. Из-за этого произошёл перенос дат календаря, в результате чего новый стиль опережает старый на 13 дней.

Начало летоисчисления

Вопрос о начале летоисчисления вряд ли был особенно важен для наших предков. В их глазах время было прежде всего цикличным, а потом уже линейным. Коло же, как известно, не имеет ни начала ни конца. Использующееся в летописях летоисчисление «от сотворения мира» является иноземным, оно пришло из Византии вместе с христианством. Тем не менее, в древности всё же существовали некие опоры, позволяющие соотносить события с определёнными промежутками времени на линейной шкале. Арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан, описывая похороны руса, сообщает: «Потом они построили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга (белого тополя), написали на ней имя (этого) мужа и имя царя русов и удалились».

Вероятно, имя царя русов служило для определения времени смерти. Схожий принцип датировки событий неоднократно встречается в «Слове о полку Игореве»: «На седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребий о девицю себе любу / Были вечи Трояни, минула льта Ярославля / Се бо готьскыя красныя девы въспеша на брезе синему морю: звоня рускыме златомъ поютъ время Бусово». В летописях также используется схожий способ датировки событий: «Хронологические пометы в начальных статьях Повести временных лет (расчет лет под 6360 г., датировка похода Аскольда и Дира «на греки» 14-м годом правления Михаила III, определение путешествия княгини Ольги в Царьград временем правления Константина VII Багрянородного, расчет княжения Олега и Святослава и т.п.), а также в древнейших источниках нелетописного содержания (например, датировка вокняжения Владимира Святославича в Киеве 8-м годом по смерти Святослава в «Памяти и похвале князю русскому Владимиру» Иакова Мниха) позволяют принять гипотезу о счислении лет на Руси до введения эры от «сотворения мира» по годам правления князей».

В современном родноверии чаще всего используются две точки начала летоисчисления: от падения Арконы и от основания Словенска Великого. Как видно из приведённых выше примеров, славяне соотносили события на линейной шкале времени с периодами правления князей, поэтому мы считаем, что для соответствия славянскому обычаю можно выбрать точку отсчёта, связанную с жизнью и деяниями кого-либо из правителей Руси.

Начало года

Часть исследователей считает, что новый год у славян начинался в январе, когда праздновали Святки – рождение нового света.

До конца XVII века новолетие на Руси начиналось не с января, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии). До 1492 года, как полагают исследователи, оба новолетия существовали параллельно, но преобладал мартовский стиль. С 1492 года завоёвывает преобладание сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский. Пётр I своим указом от 19 (29) декабря 1699 года указал началом года считать 1 января. Этим указом летоисчисление «от сотворения мира» царь указал заменить на летоисчисление от рождества Христова. 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом от Рождества Христова. Этот же указ содержал указание людям поздравлять друг друга с новым годом, а не с новолетием, как было принято ранее.

Если говорить о народной, крестьянской культуре, то в ночь с 31 декабря на 1 января русские отмечали Васильев вечер, преемником которого отчасти можно считать Старый Новый год. Обрядность Васильева вечера имела многие элементы «магии первого дня».

Происхождение названий месяцев

Первоначально у римлян был лунный год в 10 месяцев, начинавшийся мартом и заканчивавшийся декабрём; на что указывают, между прочим, и названия месяцев. Так, например, название последнего месяца – декабря происходит от латинского «deka» (дека), что означает десятый. Однако, в скором времени, по преданию – при царе Нуме Помпилии или Тарквинии I (Тарквинии Древнем) – римляне перешли к лунному году в 12 месяцев содержавшему 355 дней. Для приведения его в соответствие с солнечным годом стали прибавлять время от времени лишний месяц (mensis intercalarius) уже при Нуме. Но всё-таки гражданский год с праздниками рассчитанными на известные времена года, совершенно не сходился с естественным годом. Окончательно календарь был приведён в порядок Юлием Цезарем в 46 году до н.э.: он ввёл солнечный год в 365 дней со вставкой одного дня в каждом 4-м году (у нас этот день – 29 февраля); и установил начало года с января. Календарь и годовой цикл был назван в честь великого римского полководца и государственного деятеля юлианским.

Месяцы обозначались теми же названиями, что и теперь. Первые шесть месяцев названы в честь италийских богов (за исключением февраля, названного в честь римского праздника), июль и август назывались Quintilis (пятый) и Sextilis (шестой) до времени императора Августа, названия Julius и Augustus они получили в честь Юлия Цезаря и Августа. Таким образом названия месяцев были следующие: Januarius, Februarius, Martius, Aprilis, Majus, Junius, Quintilis (Julius), Sexlilis (Augustus), September (от лат. «septem» – семь, седьмой), October (от лат. «okto» – восемь, восьмой), November (от лат. «novem» – девять, девятый) и, наконец, December (десятый). В каждом из этих месяцев римляне считали столько же дней, сколько считается и в настоящее время. Все названия месяцев суть есть имена прилагательные при которых слово «mensis» (месяц)или подразумевается, или прибавляется. Calendae назывался первый день каждого месяца.

На Руси слово «календарь» известно лишь с конца 17 века. Ввёл его император Пётр I. До этого его называли «месяцесловом». Но, как не назови, цели остаются неизменными – фиксация дат и измерение интервалов времени. Календарь даёт нам возможность записывать события в их хронологической последовательности, служит для выделения особых дней (дат) в календаре – праздников, и для многих других целей. Между тем, старинные названия месяцев у украинцев, белорусов и поляков в ходу до сих пор!

Январь

Назван так потому, что он был посвящён древними римлянами Янусу, богу Мира. У нас же, в старину, он назывался «Просинец», как полагают, от начинающей показываться в это время синевы неба, просияния, от усиления, с прибавлением дня и солнечного света. 21 января, кстати, и отмечается праздник Просинец. Приглядитесь к январскому небу и Вы поймёте, что он полностью оправдывает своё название. Малороссийское (украинское) название января «сечень» (сичень, січень)указывает или на перелом зимы, который, по народному поверью, происходит именно в январе, на рассечение зимы на две половины, или на трескучие, жестокие морозы. Некоторые из исследователей выделяют в слове «просинец» корень «синь», полагая, что такое название дано январю за рано наступающие сумерки – с «просинью». Некоторые учёные связывали название со старинным народным обычаем ходить в «Святки» по домам и просить угощение. На Руси месяц январь был первоначально одиннадцатым по счёту, ибо первым считался март, когда же год стал считаться с сентября, то январь стал пятым; и, наконец, с 1700 года, со времени перемены, произведённой в нашем летоисчислении Петром Великим, этот месяц сделался первым.

Февраль

У римлян был последним месяцем в году и назван по имени Фебра, древнеиталийского бога, которому и был посвящён. Коренными славяно-русскими названиями это месяца были: «сечень» (имя общее ему с январём) или «снежень»,вероятно – от снежного времени или по глаголу сечь за метели, обычные в этом месяце. В Малороссии с XV века, по подражанию полякам, месяц февраль стал называться «лютым» (или лютенем), ибо он известен своими лютыми метелями; поселяне же северных и средних губерний русских и поныне зовут его «бокогреем»,ибо в это время скот выходит из хлевов и обогревает бока на солнце, да и сами хозяева, отогревали бока у печки. В современных украинском, белорусском и польском языках этот месяц до сих пор носит название «лютый».

Март

С этого месяца начали год египтяне, евреи, мавры, персы, древние греки и римляне, а также, когда-то давно, и наши славянские предки. Имя «март» дано этому месяцу римлянами в честь бога войны Марса; к нам оно было завезено из Византии. Истинные славянские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на севере он назывался «сухый» (малоснежный) или «сухий» от весенней теплоты, осушающей всякую влагу; на юге – «березозол», от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. Зимобор – побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету, протальник – в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель (отсюда ещё одно название капельник). Нередко месяц март носит название «пролётного», так как им начинается весна, предвестница лета, и вместе со следующими за ним месяцами – апрелем и маем – составляет так называемое «пролетье» (праздник которого отмечается 7 мая).

Апрель

Происходит от латинского глагола «aperire» – открывать, оно и указывает, собственно, на открытие весны. Древнерусскими именами этого месяца были березень (брезень) – по аналогии с мартом; снегогон – ручьи бегут, унося с собой остатки снега, или ещё цветень, ведь именно тогда начинают зацветать первые деревья, расцветает весна.

Май

Латинское имя этому месяцу дано в честь богини Маи, также, как и многие другие, оно пришло к нам из Византии. Древнерусским именем этого месяца было травный, или травень (травник), что отражало процессы, происходящие в природе в это время – буйство растущих трав. Этот месяц считался третьим и последним пролетним месяцем. Название сие известно в украинском языке.

Июнь

Название этого месяца происходит от слова «иуний», данное ему в честь богини Юноны римлянами. В старину исконными русским названием этого месяца был изок.Изоком назывался кузнечик, коих в этом месяце было в особенном изобилии. Другое название этого месяца – червень, особенно употребительное у малороссов, от червеца или червеня; так называются особенного рода красильные черви, появляющиеся в это время. Именуется сей месяц тако же и разноцветом, ибо природа разрождается неописуемым буйством красок цветущих растений. Кроме того, в древности месяц июнь в народе весьма часто назывался кресником – от слова «крес» (огонь).

Июль

Происходит от имени «иулий», данное в честь Гая Юлия Цезаря, и, конечно же, имеет римские корни. У нас в старину он назывался, как и июнь – червень – от плодов и ягод, которые созревая в июле, отличаются особенною красноватостью (червлёный, красный). Народно-поэтическое выражение «лето красное» может служить дословным переводом названия месяца, в котором обращено внимание на яркость летнего солнца. Другое исконное славянское название июля – липец (или липень), которое употребляется теперь в польском, украинском и белорусском языках как месяц цветения липы. Июль ещё называют «макушкою лета», так как он считается последним месяцем летним (20 июля отмечается «Перунов День», после которого, по народным поверьям, наступает осень), или ещё «страдником» – от страдных летних работ, «грозником» – от сильных гроз.

Август

Как и предыдущий, этот месяц получил своё название от имени римского императора – Августа. Коренные древнерусские названия месяца были другие. На севере он назывался «зарев» – от сияния зарницы; на юге «серпень» – от серпа, которым снимают с полей хлеб. Часто этому месяцу дают название «зорничника», в которого нельзя не видеть изменённого старого имени «зарев». Название «жнивень»пояснять будет уже излишне, ибо в месяце сём приходило время жатвы на нивах и сбора урожая. Некоторые источники толкуют зарев как связанный с глаголом «реветь» и обозначает период рёва зверей во время течки, другие же предполагают, что в название месяца есть указание на грозовые и вечерние зарницы.

Сентябрь

«Сентемврий», девятый месяц в году, у римлян же был седьмым, отчего и получил своё название (от лат. слова «septem» – седьмой). В старину изначальным русским названием месяца был «рюинь» – от рёва осенних ветров и зверей, особенно оленей. Известна древнерусская форма глагола «рюти» (реветь), что в применении к осеннему ветру означало «реветь, дуть, зазывать». Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других – небо начинает часто хмурится, идут дожди, осень идёт в природе. Ещё одно название этого месяца «вересень» объясняется тем, что о сию пору начинает цвести вереск.

Октябрь

«Октоврий», десятый месяц в году; у римлян он был восьмым, отчего и получил своё название (от лат. «octo» – восемь). У наших предков он известен под именем «листопад» – от осеннего падения листьев, или «паздерника» – от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лён, коноплю, замашки. Иначе же – «грязником», от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или «свадебником» – от свадьб, которые справляют в это время крестьяне.

Ноябрь

«Ноемврием» (november) у нас называется одиннадцатый месяц в году, но у римлян он был девятый, отчего и получил своё название (nover – девять). В старину этот месяц назывался собственно груденем (грудным или грудном), от груд замёрзшей земли со снегом, так как вообще на древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём. В словаре Даля областное слово «груда» означает «мёрзлые колеи по дороге, мёрзлая кочковатая грязь».

Декабрь

«Декемврием» (лат. december) называется у нас 12-й месяц в году; у римлян он был десятым, отчего и получил своё название (decem – десять). У наших пращуров он назывался «студень», или «студный» – от стужи и морозов, обыкновенных в ту пору.

Двадцать важнейших святодней года

Двадцать важнейших Святодней Кологода суть:

  1. КОЛЯДА (25 стуженя/декабря);
  2. Водокрес (6 сеченя/января);
  3. Громница (2 лютеня/февраля);
  4. Велесов день (11 лютеня/февраля);
  5. Сороки – Заклички Весны (9 березозола/марта).
  6. Масленица-комоедица (25 березозола/марта);
  7. Ярило Вешний (23 цветеня/апреля);
  8. Вешние Деды (Навья седмица с 1 по 7 травеня/мая);
  9. Вешнее Макошье (9 травеня/мая);
  10. Ярило Мокрый (3 кресеня/июня).
  11. Купала (24 кресеня/июня);
  12. Летнее Сварожье (29 кресеня/июня);
  13. Перунов день (20 липеня/июля);
  14. Спожинки (15 серпеня/августа);
  15. День Рода и Рожаниц (8 вересеня/сентября);
  16. Таусень-родогощ (24 вересеня/сентября);
  17. Осенние Деды (Навья седмица с 21 по 27 листопада/октября);
  18. Осеннее Макошье (28 листопада/октября);
  19. Осеннее Сварожье (с 1 по 7 груденя/ноября);
  20. Марин день (21 груденя/ноября).

Источники