Константин Лавроненко

Имя: Константин Лавроненко (Konstantin Lavronenko)

Отчество: Николаевич

День рождения: 20 апреля 1961 (58 лет)

Место рождения: г. Ростов-на-Дону

Рост: 183 см

Вес: 78 кг

Знак Зодиака: Овен

Восточный гороскоп: Бык

Карьера: Российские актеры

Биография

Константин Лавроненко – единственный российский актер, который был удостоен приза Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль. Он получил ее за работу в фильме «Изгнание».

Международный успех пришел к артисту не сразу. В биографии Константина был период, когда он уходил из профессии, работал в ресторанном бизнесе, торговал молочными продуктами. Но любовь к лицедейству взяла верх, и Лавроненко не прогадал. Сегодня он востребован в полнометражном кино и рейтинговых телефильмах.

Детство и юность

Константин Лавроненко родился в Ростове-на-Дону. Мать актера работала в городской типографии, а отец – на заводе. Казалось, ничего в жизни простого ростовского мальчика не предвещало, что он станет будущим служителем Мельпомены. Но вдруг Лавроненко начал пародировать Аркадия Райкина, да так точно, что старшая сестра Ольга решила: нельзя зарывать актерский талант в землю. Она привела младшего брата в театральный кружок для детей и юношества. Косте тогда было 14 лет.

Первым учителем актерского мастерства для Лавроненко стала Галина Ивановна Жигунова – мать актера Сергея Жигунова. Она руководила в Ростове-на-Дону самодеятельным театром при ДК «Ростсельмаш», в котором юноша сыграл первую роль. Галина Ивановна с первого взгляда увидела в обычном школьнике недюжинный актерский талант, посоветовав отправиться в Москву и поступать в Щукинское училище, и даже сама вызвалась ехать вместе с ним, чтобы показать талантливого мальчика театральному педагогу Людмиле Ставской.

Ставская одобрила Костину мечту стать актером, отметив, что у него для этого есть все данные, но в «Щуку» Лавроненко так и не взяли из-за юного возраста. Он вернулся в родной Ростов-на-Дону, где его приняли на актерский факультет Ростовского училища искусств, причем сразу на 2-й курс.

Получив диплом о театральном образовании, Константин ушел служить в армию. Но строевую подготовку быстро заменила сцена, поскольку рядовой Лавроненко проходил службу в ансамбле песни и пляски Северо-Кавказского военного округа. Молодой актер сначала пел, а потом занял место ушедшего в отставку конферансье, причем тексты реприз будущий артист писал сам.

После армии Константин поступил в Школу-студию МХАТ на курс Василия Маркова, который известен поклонникам советского кинематографа многочисленными ролями Дзержинского. Получив уже второе театральное образование, актер поступил на службу в «Сатирикон» и служил там 7 лет.

ТЕАТР

Будучи выпускником Школы-студии, Константин Лавроненко начал работать в «Сатириконе». Там он познакомился с Владимиром Мирзоевым. Режиссер пригласил его в свой спектакль «Праздничный день», который ставился на сцене «Ленкома». Марк Захаров особо отметил Лавроненко и предложил сотрудничество со своим театром, которое продолжалось почти год. Талантливому актеру удавалось совмещать работу в «Ленкоме» со службой в «Сатириконе».

Позже Константин влился в творческую мастерскую Мирзоева при СТД, где с интересом участвовал во многих новаторских постановках. Перед тем, как в 1989 году уехать в Канаду, Владимир Мирзоев передал свою труппу Владимиру Клименко, известному в театральных кругах как Клим. В «Мастерской Клима» Лавроненко проработал семь лет, ездил на гастроли в Германию, Бельгию. Этот период своей жизни актер оценивал как очень насыщенный и интересный, но почти безденежный, что послужило одной из причин его ухода из театра.

БИЗНЕС

Оставшись без работы, Константин Лавроненко занимался частным извозом, был маркетологом, водителем на фирме, занимающейся продажей молочной продукции. Некоторое время по приглашению однокурсника трудился в ресторанном бизнесе – сначала на должности заместителя директора, а позже стал управляющим в ресторане при МХАТе имени Горького.

О причинах, по которым актер ушел из театра, он говорить не любит, однако в одном из интервью сказал: «В 1997-м я бросил профессию. Рассуждал: когда женишься, становишься ответственным за свою женщину. И если ты мужчина, семья не должна испытывать проблем. А у меня тогда материальная часть хромала. Когда друг предложил, я согласился стать управляющим в ресторане при театре. Через два года я понял: нужно заниматься только тем, что любишь. Этот урок я пронес через всю жизнь. Но ресторанный бизнес не был напрасным. Я научился сводить баланс, хорошо считаю, умею вести жесткие дискуссии».

Денег хватало, казалось, жизнь удалась, но душа просила другого. В конце концов Лавроненко вернулся в свою любимую профессию.

КИНЕМАТОГРАФ

В кино Костя Лавроненко дебютировал еще в студенчестве. Это была роль в фильме «Еще люблю, еще надеюсь» режиссера Николая Лырчикова. Партнерами начинающего артиста оказались Валентина Талызина, Тамара Семина, Вячеслав Невинный. А Евгения Евстигнеева Константин до сих пор считает своим учителем.

Однако слава киноактера пришла к Лавроненко почти через двадцать лет. Андрей Звягинцев увидел его на сцене одного из театров и пригласил сыграть главную роль в своем фильме «Возвращение». В 2003 году картина русского режиссера буквально взорвала Венецианский кинофестиваль. Лента получила «Золотого льва» и попала в прокат семидесяти стран мира.

«Возвращение»

Четыре года спустя Звягинцев привез в Канны свою новую работу «Изгнание». И снова в одной из главных ролей — Константин Лавроненко, за которую актер получил высшую награду Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь». Он стал первым российским артистом, удостоенным этой премии.

Поклонники телесериалов запомнили Лавроненко в детективном боевике «Ликвидация» Сергея Урсуляка, где он сыграл Чекана, одесского бандита сороковых годов прошлого века. А его достойными партнерами в фильме стали Михаил Пореченков, Светлана Крючкова, Владимир Машков, Сергей Маковецкий, Владимир Меньшов.

«Ликвидация»

В 2005 году Константин снялся в двух иностранных лентах: в британской картине Джона Джонса «Архангел» и у польского режиссера Петра Тщескальского в «Мастере». Актер вспоминает: «На съемках фильма ВВС «Архангел» мы общались с Дэниелом Крэйгом, он тогда еще не сыграл Джеймса Бонда. Я восхищался тем, как он умеет сконцентрироваться. Ничто не может вывести его из состояния глубокой сосредоточенности на своей роли. Вот этому стоит поучиться».

А в 2010-м молодой чешский режиссер Петр Якл пригласил Лавроненко в свой криминальный боевик «Каинек»: «Мой герой Иржи Каинек — реальный человек. Он приговорен в Чехии к пожизненному заключению и сидит в тюрьме «Миров», расположенной в средневековом замке. В фильме есть эпизоды, снятые непосредственно там. Каинек — вовсе не ангел. Он всю жизнь занимался грабежами, но его обвиняют в двойном убийстве. Десять лет адвокаты пытаются добиться пересмотра дела, к этому призывают и министры юстиции, и пресса, и даже возникшие фан-клубы. Но в деле замешаны столь высокие полицейские чины, что, боюсь, справедливости еще долго не будет… После премьеры в Праге люди подходили ко мне с добрыми словами. В «Каинеке» не я один был иностранцем. Продюсеры и режиссер Петр Якл хотели сделать фильм европейского масштаба. Снимались немцы, англичане, а адвоката сыграл поляк Богуслав Линда. Свою роль я исполнял на русском, кроме тех эпизодов, когда требовались крупные планы. Тогда учил текст на чешском, чтобы актеру во время переозвучания было легче. Знаю, что «Каинек» в Чехии собрал рекордную кассу, среди посмотревших был и сам Иржи. И фильм не вызвал у него отторжения, хотя, конечно, его судьба и экранная история совпасть не могли».

«Каинек»

В 2009-2011 годах Константин Лавроненко сыграл еще целый ряд интересных ролей в кино. Причем его героями неизменно становились сильные личности (неважно, были ли они положительными или отрицательными). Это и немецкий агент Петр Гаврин в военно-приключенческом фильме «Приказано уничтожить. Операция «Китайская шкатулка», и полковник ФСБ Кирилл Реутов в боевике «Оружие», и Иван Жилин в картине «Новая земля», и Николай Петрович Ветров в драме «Сделано в СССР». А в сериале «Исаев» актер перевоплотился в известную историческую личность — Василия Константиновича Блюхера.

Далее зрители увидели артиста в образе герцога Бекингема в «Трех мушкетерах» и в роли геолога Чинкова в «Территории». Кроме того, он сыграл врача-юриста Илью Шагина в телесериале «Цена жизни» и демонического лейб-медика графа Лестока в многосерийной ленте «Екатерина».

У режиссера и сценариста Алены Званцовой Лавроненко исполнил главную роль в запутанной и непредсказуемой истории «Прощай, любимая…»: «Всегда ждешь интересный материал, но, к сожалению, сегодня такого попадается мало. Сценарий Алены Званцовой – тот самый редкий случай, когда сразу говоришь: «Да!». В нем живые люди; есть свои загадки, секреты и тайны; все неоднозначно; все правы и неправы одновременно; у каждого — своя истина, которую требуется отстаивать. А еще – человеческая боль, которую ты можешь почувствовать и понять. Для меня в «Прощай, любимая…» есть, что прожить, чем себя помучить, а после к чему-то прийти и узнать о самом себе что-то новое».

Константин Лавроненко – востребованный актер, он легко вживается в самые разноплановые роли. Один из последних его фильмов — криминальная драма «Клим» режиссера Карена Оганесяна. Это адаптированная версия британского «Лютера». Герой Лавроненко — полицейский, который до полиции начинал как ученый-этолог, изучал жизнь волков, жил в стае. Свое звериное чутье он применяет для поимки преступников, не используя оружие. В его арсенале — дедукция, интуиция, провокационные допросы и знание повадок диких животных. «Это детектив, история о полицейском с непростым внутренним миром и личной драмой. Мне, как актеру, нравятся именно такие неоднозначные герои», — утверждает артист.

Семейная жизнь и переломные моменты

Личная жизнь артиста всегда интересовала журналистов, ведь никто не верил в то, что за «спиной» у жены он не «крутит» романы. Его много раз пытались застать на горячем, но не удавалось: СМИ продолжали полнится сплетнями. Утихомирились журналисты лишь около 5 лет назад, когда наверное поняли, что крепкий брак будет сохранён, ибо его связывает любовь. Жена актёра — его коллега Лидия Петракова, с которой тот прожил 30 лет счастливой жизни. В 1990 году у пары родилась дочь Ксения. Ходили слухи о том, что Лавроненко расписался с актрисой Ириной Безруковой. Однако речь шла не о свадьбе, а о промо к фильму «Землетрясение». Актеры расписались на стене в Ереване, где проходила премьера фильма. В 2012 году Россию всколыхнула страшная новость о том, что актёр Константин Лавроненко попал в ДТП. В этот раз СМИ не врали: водитель автомобиля, в котором ехал актёра на съёмки фильма с символическим названием «Цена жизни» не справился с управлением машины и врезался во встречный транспорт. В результате погибла маленькая девочка, а у Константина были диагностированы серьёзные повреждения позвоночника.

Константин Лавроненко сейчас

Сейчас актер продолжает экспериментировать с жанрами в кинематографических проектах. В 2018 году был завершен фантастический фильм «Кома», в котором он снялся вместе с молодой звездой кинематографа – Риналем Мухаметовым. В авторской драме «Странники терпения» Лавроненко перевоплотился в успешного фотографа, заложницей которого становится глухонемая модель.

Константин вернулся на театральные подмостки. Главную роль он исполнил в постановке «Снег в чужом городе», которая стартовала на сцене театра «Содружество актеров Таганки» в 2018 году. Накануне празднования Нового года в семье главных героев происходят изменения – уходит супруг, жена остается одна, наедине с повзрослевшими детьми. Вместе с Лавроненко в спектакле оказались заняты Мария Куликова, Алексей Бардуков, Полина Гренц, Максим Емельянов и Ксения Лавроненко.

В 2019 году с участием артиста выйдут картины «Аванпост», «Рассвет», «Русские горки». В киноленте «Ты меня слышишь?» Константин исполнит главную роль.

ИНТЕРВЬЮ

О КИНО И О СЪЕМКАХ

«Вокруг так много тупости и пустоты, и это оправдывают тем, что простому человеку нужно только низкопробное… Знаете, это такой обман, такой обман… Люди могут и должны смотреть хорошее кино. Не надо оправдывать бездарность, делить кино на фестивальное и как бы доступное. Когда людей приучают смотреть плохое, им кажется, что это и есть настоящее кино. В нашу жизнь входят безнадежно пустые понятия, и мириться с ними я не готов. Вот, например, «крутизна»… Все это скоро растворится. Потому что взялось ниоткуда. Мне кажется, что в кино нужно говорить о том вечном, которое и есть главное в жизни и которое составляет суть человека. Я люблю хорошие боевики. И заметьте, в них не заигрывают со зрителем и говорят не о крутизне, а о достоинстве. Мы почему-то этого боимся. Или не хотим, или не умеем и не хотим научиться сочетать эти вещи – смысл и форму».

«Режиссер «Изгнания» Андрей Звягинцев в одном из интервью привел чьи-то слова (не помню, чьи), что кино каким-то способом должно размягчить сердца людей, чтобы туда проникали какие-то важные чувства. Я с этим полностью согласен. Кино ничему не может научить. Но оно может сделать что-то такое с сердцами людей, что они если не прозреют, то станут лучше видеть, слышать, понимать, чувствовать. Иногда очень простые вещи вдруг понимаешь заново – так отчетливо и сильно, что удивляешься: «Как же я это забыл?! Я же это знал, чувствовал!»

«Лично мне для съемок необходимо сосредоточиться и полностью сконцентрироваться, как и, кстати, Владимиру Машкову. Тогда как Михаил Пореченков может засмеяться при каждом случае и заразить всех своей смешливостью. Так что Сергею Урсуляку приходилось иметь дело с очень разными по подходу к работе актерами. Как режиссеры подстраиваются к актерам, так и мы к режиссерам… У меня есть приятели-актеры, которые одновременно снимаются в пяти, а то и шести картинах. Я так не могу. Для меня достаточно, когда в год выходит один, в лучшем случае два фильма с моим участием. Необходим хороший материал, чтобы в моей душе что-то отозвалось».

ОБ АНДРЕЕ ЗВЯГИНЦЕВЕ

«Режиссер Андрей Звягинцев — великий режиссер и великий человек. Я отвечаю за каждое слово, сказанное о нем, потому что знаком с ним много лет. Я могу назвать его своим другом, так же как и он меня. Это как раз тот режиссер, который дает тебе возможность глубинного познания самого себя. Что может быть ценнее? Ты можешь пребывать в иллюзии насчет себя, но когда ты встречаешься с мудрым человеком, ты понимаешь, насколько ты несовершенен. Работать с ним — настоящее счастье, и это не только мое мнение. До того, как я встретился с Андреем, я занимался совсем другими вещами. У меня было много театра самой разной эстетики. Я уходил из профессии. У меня были другие занятия, у меня все было нормально, хотя мне и приходилось слышать, что я совершаю ошибку. А я так не считал. Я всегда живу так, как считаю нужным. Мне кажется, что это очень важно для актера, для художника — в первую очередь прислушиваться к самому себе. Но не закрываться, а оставаться восприимчивым и к критике, и к похвале. При этом нельзя пытаться угодить всем, иначе ты растеряешься и не сможешь сформироваться как творческая личность. У меня все было непросто, но я был уверен в себе, я понимал, что я делаю. Встреча с Андреем все перевернула. Я вернулся в профессию с какого-то черного хода, не изменив при этом ни себе, ни своим взглядам. В моей жизни появилось кино, каннская награда, которая для меня невероятная радость и счастье. А еще — подтверждение тому, что иду в верном направлении. Это вселяет огромные силы, и одновременно ты чувствуешь ответственность перед самим собой за каждую последующую работу».

О РУССКОЙ ДУШЕ

«Нас очень тормозит идея особенности русской души, мы этим как будто прикрываем свою лень: «мы избранные, мы особенные, у нас душа – это просто ого-го какая душа!». А потом удивляемся, почему к нам относятся как к аутсайдерам и изгоям. Сами ставим себя на обочину, лишь бы не перетрудиться. «Мы читаем больше», «у нас душа тоньше»… Чего только не придумаем, чтобы оправдать свою беспомощность, свои комплексы. Часто прикрываем неумение «особой традицией», нежелание – «особым взглядом». У русской интеллигенции, у дворянства вообще так не стоял вопрос, даже мыслей таких не было, напротив, приветствовалось знание других культур, ведь одна культура дополняет другую, они развивают друг друга. Не надо настаивать на избранности – это тупиковый путь».

ПРО СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

«Я на «Фейсбуке»?! Нет, это какие-то самозванцы. Я знаю про социальные сети, но никак там не присутствую. К виртуальному миру отношусь прохладно, жизнь гораздо интереснее».

О ВОЗРАСТЕ

«Попадаются сценарии, где есть интересные роли, но понимаешь, что их уже не сыграть. Но в физическом плане я в порядке, пока мне возраст не страшен. Интерес к жизни у меня тот же, что и в молодые годы».

О СЕБЕ

«И я не такой серьезный, как принято обо мне думать. Нет, я, конечно, серьезный, но в меру. И пошутить люблю. Я уверен, что чувство юмора — это черта, отличающая нормального человека от, скажем так, ненормального».

«Я никогда ни на кого не держу зла. Считаю, что обижаться мы имеем право только на самых близких, родных. А на посторонних нет смысла».

«Не люблю никому ничего доказывать, но бывает, принципиальные вещи яростно отстаиваю. В какие-то моменты эмоции перехлестывают, начинаю давить… К счастью, быстро прихожу в себя. Не считаю зазорным попросить прощения, если был не прав. И к советам прислушиваюсь. Например, к своему другу детства и агенту – Сереже Жигунову. Но если мы с ним спорим, оставляем друг за другом право сказать, выслушать, а потом поступить по-своему…»

«Сколько людей – столько мнений. Всем мил не будешь. Я допускаю: кто-то меня ненавидит, многие считают уродом. Когда мы после первого фильма «Возвращение» с Андреем Звягинцевым, еще не уехав из Венеции, взяли стопку прессы и сели в кафешке ее полистать, у нас волосы встали дыбом. Столько злости, глупости, зависти…»

«Я все еще стремлюсь понять себя. Не могу сказать, что уже достиг нирваны. Совершенства нет! Но я люблю анализировать себя, размышлять. Мне неинтересно общаться с теми, кто из себя что-то корчит, надувается, как «мыльный пузырь». Как-то прочитал: «У меня слишком много своих проблем, чтобы мучиться от того, что кому-то Бог недодал ума». Лучшее, что мы можем – быть такими, как есть. Я не могу назвать себя верующим, но, мне кажется, я на пути к вере. Крестился взрослым уже. Не так часто хожу в церковь. Друзья подарили иконку святого Константина. Верю, что он меня оберегает».

«Я очень жесткий и взрывной человек. Овен и Бык, упертый ужасно. Знаю свои проблемы больше, чем кто-то другой. Часто бываю несправедлив, чересчур вспыльчив по отношению к близким, и это понимаю. Порой страшен в гневе. Отхожу, правда, быстро. И не стыжусь попросить прощения, не злопамятен. Говорю, давайте, как в кино, смонтируем так, будто не было этой ссоры. Знаете, срабатывает!»

Фильмография

  • 1984 – «Еще люблю, еще надеюсь»
  • 2003 – «Возвращение»
  • 2007 – «Ликвидация»
  • 2007 – «Изгнание»
  • 2009 – «Исаев»
  • 2011 – «Сделано в СССР»
  • 2012 – «Однажды в Ростове»
  • 2013 – «Три мушкетера»
  • 2014 – «Инквизитор»
  • 2015 – «Клим»
  • 2016 – «Землетрясение»
  • 2017 – «Последний богатырь»
  • 2018 – «Странники терпенья»
  • 2019 – «Рассвет»
  • 2019 – «Ты меня слышишь?»

НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ

  • Приз за лучшую мужскую роль международного кинофестиваля в Каннах (2007 год), фильм «Изгнание»
  • Заслуженный артист РФ (2009)
  • Лауреат Приза в номинации «Лучший актер» международного кинофестиваля для детей и юношества в Хихоне (2003, за фильм «Возвращение», совместно с Владимиром Гариным и Иваном Добронравовым)
  • Лауреат Приза за лучшую мужскую роль международного кинофестиваля в Каннах (2007, за фильм «Изгнание»)
  • Премия «Золотой орел» в ноимнации «Лучшая мужская роль на телевидении» за телесериал «Клим» (2016)

Видео



Источники