Князь Владимир

Происхождение и воспитание

Сын великого князя киевского Святослава Игоревича от ключницы Малуши родом из города Любеч, милостницы (раздатчица милостыни) княгини Ольги. Сын рабыни («робичич» по словам Рогнеды), по обычаям язычников мог наследовать отцу-князю.

Год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942 году (летописная хронология условна в этом периоде), а старший сын Владимира Вышеслав – около 977 года, откуда историки выводят год рождения Владимира – 960-й год с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века (Никоновская и Устюжская летописи), Владимир Святославич родился в селе Будутине (Будятине), куда разгневанная княгиня Ольга сослала Малушу. Как предполагал Д. И. Прозоровский, Малуша нарушила со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», и именно это вызвало гнев Ольги:

«Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе сестра Добрыне, – и бе Добрыня дядя Володимиру; и бе рожение Володимеру въ Будутине веси, тамо бо въ гневе отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородици» (Никоновская летопись).

Мнения исследователей о локализации Будятиного села расходятся. Наиболее общепринятой считается версия, согласно которой Владимир Святославич родился под Псковом (деревня Будник), в вотчине своей бабки княгини Ольги. С его именем связывают также близлежащее городище Владимирец, названое так в 1462 г.: «лето 6970. заложиша псковичи иной городок на Володчине горе и нарекоша Володимирец».

О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетнего Владимира отправили в Киев, где он находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери воевода Добрыня, так как в обычаях Руси было делом привычным доверять воспитание наследников старшим дружинникам.

Князь новгородский

Когда Святослав Игоревич отправился на войну с Византией (это было в 970 году), он оставил Новгород Владимиру. Разумеется, юный князь не мог еще самостоятельно принимать важные решения, так что его мудрым наставником и добрым советчиком стал все тот же Добрыня.

Захват Владимиром Киевского престола

После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями. Удельный древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Владимир при этом известии бежал в варяжские земли. Всей Русью стал править Ярополк Святославич. Тем временем Владимир «за морем» набрал с Добрыней войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.

Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода, причем по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Именно отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» («не хочу разувать раба») согласно славянскому обычаю разувания супруга сильно унизили Владимира и Добрыню, так как намекали на статус матери Владимира (сестры Добрыни).

Затем с большим варяжским войском осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.

По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова («Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года.

Из ряда хронологических соображений кажется более вероятной дата 978, а дата 980 получена, видимо, при вторичной расстановке годовой сетки в летописи путём неправильного пересчёта. Так летописец упомянул о 37 годах правления Владимира, что также указывает на 978 как год прихода Владимира к власти. Новый князь киевский принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, без Велеса), также есть сведения, что князь практиковал человеческие жертвоприношения богам.

Из первоисточников известно о жертвоприношениях русов при осаде Константинополя в 860 году и во время осады византийскими войсками крепости Доростол, где заперся Святослав в 971. Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение о языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством.

Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи – по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси – варяги Фёдор и Иоанн.

Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения: «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны…, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Некоторые историки видят в подобном описании (нехарактерном для житий святых) попытку провести сравнение Владимира с библейским царём Соломоном. В самом тексте «Повести временных лет» содержится следующее: «Бѣ бо [Владимир] женолюбець, яко же и Соломанъ, бѣ бо, рече, у Соломана женъ 700, а наложниць 300 …Мудръ же бѣ [Соломон], а наконець погибе; се же бѣ невѣголос, а наконець обрѣте спасенье».

Таким образом, проводится идея о спасении «женолюбца» Владимира, путём принятия христианства, в отличие от Соломона, оставшегося язычником.

Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.

Реформы этого времени

При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т. н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде. Языческая реформа Владимира (установление языческого пантеона) свидетельствует о том, что князь стремится внести что-то новое и в прежние верования. Представительство в пантеоне Владимира божеств разных этнических групп Русской земли (славянских, финно-угорских, балтийских племен, остатков прежнего иранского населения), их подчинение княжескому богу Перуну и введение единого для всей страны государственного культа Перуна – все это должно было олицетворять единство Древнерусского государства, главенство Киева и киевского князя.

Однако эта языческая реформа, изменившая лишь внешнее обличье старых богов, не могла удовлетворить Владимира. Личные поиски веры, что называется, совпали с требованиями времени. Русь окончательно теряла черты прежней военной федерации отдельных племен, превращалась в единое государство, игравшее все большую роль в европейской и мировой политике. Все это требовало изменений в сфере идеологии.

Крещение Руси

Предание гласит, что в 983 году, после удачного военного похода, Владимир решил принести человеческую жертву языческим богам. Было решено выбрать ее при помощи жребия, который пал на юношу Иоанна. Отец юноши Феодор, будучи христианином, не хотел отдавать сына и начал осуждать языческих идолов и славить христианскую веру. Тогда обозленная толпа язычников убила Феодора и его сына. Это были первые христианские мученики на Руси, память святых мучеников Феодора и сына его Иоанна празднуется 25 (12 по старому стилю) июля.

Как повествуют летописи о «выборе вер» («испытании вер»), к князю в Киев в 986 году приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи – иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников. Послы побывали в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратясь в Киев, они рассказали князю все, что видели, и хвалили православную веру греческую. Однако Владимир не сразу принял христианство.

В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

Массовое крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…» Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.

Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий – в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.

Военные походы

  • В 991 году поход в днестровские земли против белых хорватов.
  • В 992 успешная война с Польшей за Червенскую русь.
  • В 994 – 997 Владимир повторил поход против волжско-камских булгар и двинулся на Северный Кавказ.

Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии).

Проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов: в 990, 992 на Переяславль, 993, в 996 состоялась битва у Василево, в 997 нападение на Киев, в 1001, в 1013 состоялось польско-печенежское вторжение на Русь. Воспоминания о печенежской войне уже век спустя приняли эпические формы (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и др.). Для обороны от печенегов был построен ряд крепостей по южному рубежу Киевской Руси. По южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. По свидетельству византийского императора Константина VII Багрянородного, печенеги кочевали на расстоянии одного дня пути от Руси.

В 1006 – 1007 гг. через Киев проезжал немецкий миссионер Бруно Кверфуртский, направляясь к печенегам для проповеди Евангелия. Он остановился погостить у князя Владимира, которого в письме к императору Генриху II называет сеньором руссов. Князь Владимир уговаривал миссионера не ездить к печенегам, говоря, что у них он не найдёт душ для спасения, а скорее сам погибнет позорною смертью. Князь не мог уговорить Бруно и вызвался проводить его со своей дружиной до границ своей земли, «которые он со всех сторон оградил крепким частоколом на весьма большом протяжении по причине скитающихся около них неприятелей». Вероятно, Бруно говорил про Змиевы валы, длина которых в Киевской области составляет около 800 километров.

Внутренняя политика Владимира Великого

Внутренняя политика Владимира велась при участии совета из военных начальников и старейшин разных городов.

За время своей жизни Владимир провел 4 основные реформы:

  1. Административная реформа. Владимир ликвидировал «племенные» княжения, во главе которых стояли племенная знать и княжеская династия. Такие княжения подчинялись Киеву лишь формально. Князь Владимир разделил территорию Древнерусского государства на 8 административных земель, которые назывались волостями: Новгородская, Полоцкая, Ростовская, Муромская, Туровская, Деревская, Владимирская и Тмутараканская. Отдельным («федеральным») округом стал «великокняжеский домен», в который входили Киев, Чернигов и Переяслав.
  2. Военная реформа. Ликвидация «племенных» военных образований и объединение военной системы. Кроме того, Владимир раздавал приграничные земли в обмен на военную службу. Последнее, вместе с постройкой нескольких неприступных крепостей на границах, значительно уменьшили уязвимость Русского государства.
  3. Судебная реформа. Создание и последующее разделение судов на светские (градские) и церковные (епископские). Единственный дошедший до нас юридический документ того времени – Церковный устав. Смертная казнь была заменена на виру (откуп золотом или серебром).
  4. Религиозная реформа. Крещение Руси, становление христианства как официальной государственной религии.

Внешняя политика князя Владимира

Князь Владимир был сильным и воинственным правителем, который вел активную внешнюю политику. В отношениях с соседними государствами он использовал как военную силу, так и дипломатические контакты.

В частности князь отвоевал в Польше захваченные ею Червенские города. Он также завоевал земли ятвягов — дикого, но мужественного литовского племени, обитавшего в лесах между Польшей и Литвой. По свидетельству исландского летописца, Владимир уплатили дань все племена, обитавшие от Немана до Финского залива.

Киев за княжения Владимира поддерживал связи с Западом, начатые еще Ольгой. Дважды посещали киевского князя (в 988 и 991 гг.) Послы Папы Римского. В994 и 1000 посольства Владимира ездили в Рим. Происходили неоднократные обмены посольствами с Германией.

Стремясь защитить южные границы Киевской Руси, кроме военных походов против печенегов, князь заключил мир с болгарами. Они торжественно обещали жить с Киевом дружно и подтвердили свои слова клятвой: «Разве тогда нарушим договор свой, как камень плавать, а хмель тонуть в воде ». В своих отношениях с Византией князь Владимир стремился наладить добрососедские отношения, которые основывались на общей вере. При этом он успешно предотвратил попытки византийцев сделать Киевскую Русь зависимой от себя государством. Наладил связи с Папой Римским, он заставил Византию, которая не желала расширения сферы его влияния на Русь, относиться к русичей, как к равным.

Владимир хорошо понимал важность традиционной для того времени практики, так называемой «брачной дипломатии », и активно ее применял для поддержания стабильных отношений с другими странами. Каждый такой брак с представителями правящих династий европейских стран был своеобразной печатью, которая закрепляла политический союз. Старший сын Святополк был женат на дочери польского короля Болеслава Храброго, Ярослав стал зятем шведского короля Олафа. Одна дочь Премислава была замужем за венгерским королем Владиславом Лысым, а вторая – с чешским королем Болеславом Рыжим.

Последние годы

В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей – Святополк туровский и
– почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Поэтому, когда Владимир скончался от болезни в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015, окружающие скрыли его смерть. Дело в том, что Святополк находился в Киеве: он не должен был узнать об этом раньше горожан, иначе попытался бы узурпировать власть. Тело князя, обернутое ковром, тайно вывезли ночью на санях и привезли в Киевскую Десятинную церковь, где он и был похоронен; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма. Десятинная церковь разрушена монголами в 1240 году.

В 1632 – 36 гг. в Киеве при разборе руин были обнаружены старые саркофаги, принятые митрополитом Петром Могилой за погребения Владимира и Анны, а затем после извлечения останков закопаны вновь. Идентификация гробницы (или гробниц) была произведена по надписи, которая, однако, явно позднего происхождения и содержит фактические противоречия (датировка от Рождества Христова и т. п.). Место погребения было заново раскопано Н. Е. Ефимовым в 1826, действительно были найдены саркофаги, но не соответствующие описанию XVII века. Останки (мощи), извлечённые из захоронения, были розданы в киевские и московские соборы и к настоящему времени оказались утрачены. Современные исследователи сомневаются в том, что это действительно были Владимира и Анны.

Выводы

В историю Киевской Руси князь Владимир вошел как энергичный реформатор, деятельность которого способствовала укреплению страны. Свидетельством признания его заслуг на Руси стало возвеличивание князя народом в былинах как «Владимира Красное Солнышко» и приобщение православной церковью к лику святых. На Западе Владимира с уважением называли «повелителем русов, мощным благодаря своему королевству и богатству».

Территория Киевской Руси на конец княжения Владимира достигла 800 км2 и в целом соответствовала пределам расселения восточнославянского сообщества.

Введение Владимиром христианства как государственной религии Киевской Руси имело значение эпохального переворота, определил ее дальнейшее развитие. Благодаря введению христианства Киевская Русьсмогла войти в число христианских государств мира и поддерживать равноправные отношения с Византией, Германией и другими государствами.

В конце X – начале XI в. Киевская Русь достигла невиданной мощи, укрепилось ее внутреннее положение, и вырос международный авторитет.

Видео



Источники