Ирина Печерникова

Её долго считали одной из самых красивых и утонченных актрис советского кинематографа. И это вполне соответствовало истине – лицо, с тонкими интеллигентными чертами, грустные глаза олененка, приятный голос. Она обладала несоветской внешностью, и часто ставала и предметом страсти мужчин, и предметом острой зависти женщин. Судьба Ирины Печерниковой, которая еще в молодости узнала звук «медных труб» сложилась не так удачно, как хотелось бы. Она теряла родных и близких и много страдала, но нашла в себе силы остановиться на краю пропасти, и продолжать жить.

Слава пришла к актрисе Ирине Печерниковой после выхода на большой экран картины «Доживем до понедельника».

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Родилась Ирина Печерникова 2 сентября 1945 года в городе Грозный. Папа Виктор Печерников и мама Любовь Долина были выпускниками геофизического факультета ЛГУ. Там они и познакомились, а после выпуска получили направление в Чечено-Ингушетию. Работали по специальности геофизиками, и родили троих детей – сына и двух дочерей. Ира была самым младшим ребенком в семье.

Вскоре после ее рождения семья поселилась в Москве, на Ленинском проспекте.

В детские годы девочка была очень капризная и взбалмошная. Больше всего на свете она не любила детский сад, и каждое утро устраивала дома настоящую акцию протеста. Соседи даже говорили ее родителям, чтобы они не мучили ребенка, но Иру упорно водили в детсад, где она не давала жизни воспитателям. В младших классах она стала во дворе настоящей заводилой, участвовала почти во всех драках. Придумывала детям разные занятия и игры. Недалеко от их дома была стройка, так девочка вместе с друзьями сооружала плот, и переплывала на нем котлован. Естественно, что домой являлась полностью вывалянная в грязи. Потом они стали изображать марсиан, и носились по строительным балкам между этажами. К ним домой часто приходили родители тех ребятишек, которых Ирина подбивала на эти «подвиги», и говорили, что запрещают своим детям с ней дружить.

Все эти проказы отошли на второй план, после того, как девочка пообщалась с их соседкой, известной актрисой Руфиной Нифонтовой. Дело в том, что Ира как и все девочки, мечтала стать артисткой, и вдруг обнаружила, что они живут по соседству со знаменитостью. Ира никак не решалась подойти к ней, просто покупала букетики цветов и молча клала их под соседскую дверь. Однажды она все-таки набралась смелости, и нажала на дверной звонок. Дверь распахнулась, и Ира от неожиданности не могла связать и дух слов. Она пыталась сказать, что в восторге от творчества Нифонтовой, и что тоже мечтает когда-то выйти на сцену. Единственное, что девочка произнесла внятно, был вопрос, что нужно для того, чтобы стать актрисой. Ответ Нифонтовой был очень лаконичным: «Все!». И перед носом девочки захлопнулась дверь.

С того самого времени Печерникова уже не шалила во дворе, она забросила все свои прежние занятия, и начала заниматься всем одновременно – она каталась на коньках, занималась гимнастикой, посещала кружок фехтования, стреляла, и даже каталась на мотоцикле и лошадях. Вдобавок ко всему этому Ирина начала заниматься в драмкружке. С помощью своего преподавателя девушка готовилась сдавать экзамены, причем остановила свой выбор на МХАТе.

Печерникова очень хотела учиться в театральном, но полной уверенности в том, что ей удастся поступить, у девушки не было. Чтобы укрепиться в правильности своего выбора, Ира решила устроиться на работу в театр им.Маяковского, присмотреться, пообтереться в актерской среде, и только в следующем году идти поступать. Ире захотелось посмотреть, как проходят вступительные экзамены в Школе-студии МХАТ, и она пошла глянуть, как это делают другие, чтобы быть готовой к любой ситуации. Она заглянула в студию, и сразу попалась на глаза педагогам. Ее позвали ближе, и спросили, сколько ей лет. Печерникова уверенно соврала, что ей семнадцать, хотя ее тоненькая фигурка и большущий бант на голове не позволяли дать ей больше тринадцати. К тому же она была в школьном платье и носочках. Педагоги посмеялись, но разрешили ей что-то прочесть. Ирина с серьезным видом прочла то, что готовила для поступления на следующий год, преподаватели снова начали смеяться, но вдруг сообщили ей, что она принята.

ТЕАТР

Творческий путь молодой актрисы начался еще в годы учебы. Студентке-второкурснице предложили сыграть в спектакле «Зима тревоги нашей», и это стало ее первым уроком жизни. Печерникова впервые соприкоснулась с изнаночной стороной мира искусства, и стала предметом слухов и обсуждений. Однажды сквозь тонкую стенку гримерной она услышала, как коллеги обсуждают ее, как говорят, что такую роль можно было получить только через постель. Ира была еще совсем молодой, она даже не знала вкус поцелуев, а о ней говорили, что она спит одновременно с двумя режиссерами.

Ирина забилась в декорации, и так горько плакала, что режиссеру пришлось буквально силой вытаскивать ее оттуда. Он выслушал ее всхлипы, и посоветовал никогда не обращать внимания на подобные ситуации. Он говорил, что если об актрисе шепчутся за спиной, значит она талантливая и необыкновенная. И этому нужно только радоваться, а плакать начинать, когда этот шепот стихает.

Ирина прислушалась к совету, и за всю свою жизнь чего она только не наслушалась о себе. Иногда сплетни были обоснованными, но в большей степени о ней судачили исключительно из зависти.

Получив диплом об окончании театрального института, Печерникова на протяжении двух лет служила в Ленкоме. Потом бросила, и вошла в труппу Театра им.Маяковского, в который давно мечтала попасть. На сцену этого театра актриса выходила на протяжении десяти лет. Потом по приглашению Михаила Царева оказалась в Академическом Малом. Он честно предупредил актрису, что на протяжении двух лет она станет предметом для сплетен и интриг, потому что именно о таких, как она, и судачат больше всего.

НЕКОТОРЫЕ АКТРИСЫ ЕЕ ПРОСТО ВОЗНЕНАВИДЕЛИ И СТРАШНО ЗАВИДОВАЛИ. ИРИНА БЫЛА НОВЕНЬКОЙ В ТРУППЕ, А УЖЕ ИГРАЛА САМЫЕ ЛУЧШИЕ РОЛИ. ЕЙ ИНОГДА ЗВОНИЛИ С УГРОЗАМИ, НО АКТРИСА ПРОДОЛЖАЛА ЗАНИМАТЬСЯ ЛЮБИМЫМ ДЕЛОМ.

После того, как не стало Михаила Царёва, Ирина полностью разочаровалась в своей работе в этом театре. Все что она могла сыграть, уже сыграла, настали скучные и мрачные времена. К тому же страна погрузилась в застойные 90-е, которые прошлись катком по карьере многих артистов. Таким же катком раздавило и Печерникову. Она стала невостребованной, денег на жизнь не было, и эта безысходность подтолкнула ее в объятия зеленого змия. Она пила очень сильно, но сумела вовремя остановиться и не скатиться в пропасть.

Фильмы

Кинематографическая биография Ирины Печерниковой складывалась так же удачно, как и театральная. Это становится понятным после перечисления ее кино-партнеров: Вячеслав Тихонов, Олег Даль, Иннокентий Смоктуновский, Владимир Высоцкий, Юрий Богатырев.

После удачного старта в лентах «Каменный гость» и «Первая любовь» Станислав Ростоцкий предложил молодой актрисе роль в своем пронзительном фильме «Доживем до понедельника». Режиссер искал новое, «не засвеченное» лицо. Картина вышла на экраны в 1968 году. Учительницу английского языка Наталью Горелову Печерникова сыграла на одном дыхании. Позже Ирина Викторовна призналась, что это была не игра, а сплошное удовольствие. Потому что на съемочной площадке царила атмосфера всеобщей любви и уважения, которую мог «внедрить» только Ростоцкий.

После фильма заговорили о романе Печерниковой и Тихонова. На самом деле никакого романа не было. Молодая актриса не то что флиртовать с мэтром стеснялась, девушка даже дышать при нем боялась. Влюбленность действительно была, но в своих мемуарах артистка назвала ее «уважительной».

Не было романа и с Олегом Далем, хотя Ирина Печерникова действительно была влюблена в звезду. Ради того, чтобы сниматься с ним, артистка, уже тогда знаменитая на всю страну, согласилась сыграть эпизод в картине «Вариант «Омега». Но Даль был женат. Его жена Лиза работала монтажером и оказалась интересной и яркой личностью. Пара всюду ходила, держась за руки. Поэтому, кроме дружеских отношений, с Далем ничего иного быть не могло.

Полуправдой оказался и приписываемый Печерниковой роман с Владимиром Высоцким. Пара играла вместе в картине «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». В своих мемуарах актриса поделилась, что в самом начале знакомства Высоцкий ее страшно раздражал. Артист часто бывал выпившим и старался ее ущипнуть. Знакомство оказалось нестандартным. Ирина, впервые услышав, как поет бард, тихо сказала: «Надо же, сам противный, а такую песню написал!». Но в повисшей после исполнения песни тишине Высоцкий эти слова услышал. Возможно, чтобы скрыть обиду или удивление, он громко расхохотался.

Позже, когда после короткого пребывания в Польше актриса вернулась в Москву, они опять встретились. Печерниковой творчество знаменитого на всю страну Высоцкого было совершенно неизвестно. Она спросила, написал ли он еще что-то, кроме «Паруса». И опять невероятно удивила и рассмешила барда.

Кажется, он действительно был влюблен в актрису с глазами олененка. Иначе не стал бы просить отца Иры, чтобы тот отпустил дочь на 3 дня. Получив согласие, Высоцкий посадил ни о чем не подозревающую Печерникову в машину и отвез в аэропорт. Они вместе полетели в Адлер, а оттуда поехали в Гагры. Там Владимир снимался вместе с Олегом Далем в картине «Плохой хороший человек». На второй день бард давал концерт в Сухуми. Как и все его концерты, этот прошел с аншлагом. Многие песни Высоцкий посвящал прекрасной спутнице, которая краснела, когда все оборачивались посмотреть на нее.

Однако бард любил Марину Влади. А Печерниковой быть любовницей не хотелось.

Своей любимой ролью в кино актриса называет Марию Татаринову из фильма «Два капитана». Хотя она едва не отказалась от этой работы. Дело в том, что режиссер Евгений Карелов пригласил ее на роль матери Кати. При этом Катю играла почти ровесница Печерниковой – Елена Прудникова. Ирина обиделась, на что Карелов ей сказал: «Я пригласил именно вас, потому что мне нужен образ женщины, которую три мужика любят всю свою жизнь».

«Два капитана»

В эти годы актриса не сходила со страниц «Советского экрана», публикации с рецензиями и многочисленными фото следовали одна за другой.

Среди запомнившихся зрителям работ Ирины значится главная роль в фильме «По собственному желанию». Ее партнером на экране стал Евгений Киндинов. Вскоре последовала работа в киноповести «Человек меняет кожу», где играли Игорь Костолевский, Борис Хмельницкий, Лариса Удовиченко. В драме «Необыкновенное лето» Ирина Печерникова исполнила роль Лизы Мешковой. А в 1981 году ее ждала работа в популярном советском фильме-катастрофе Андрея Малюкова «34-й скорый». Ирина тогда перевоплотилась в пассажирку-безбилетницу, а в главных ролях блистали Лев Дуров, Елена Майорова и Александр Фатюшин.

«По собственному желанию»

Еще одна страница в творчестве Ирины Печерниковой – участие в телеспектаклях. Актриса представляла героинь постановок «Страницы журнала Печорина», «Мартин Иден», «Месяц длинных дней».

В 1990-х актриса почти не снималась, но фильмография актрисы пополнилась проектом, который был положительно воспринят международными критиками. Ирина сыграла в драме «Анна Карамазофф», которая была представлена позднее на Каннском фестивале. Вместе с Татьяной Друбич Печерникова перевоплотилась в узбечку.

В 2000-х она появилась на экране дважды. Печерникова согласилась на небольшие роли в картинах «Не покидай меня, любовь» и «Последняя репродукция». Но при этом Ирина Викторовна утверждает, что совершенно не сожалеет о своей невостребованности в новом веке. Она говорит, что после сыгранных ролей с Далем и Тихоновым ей трудно смотреть на то, что сегодня называют кинематографом.

Зрители снова вспомнили о легенде в 2010-м, когда ее пригласили на шоу «Формула красоты». Печерниковой была сделана пластическая операция, после которой актриса удивительно помолодела. Далее последовало участие в программах «Раскрывая тайны. Звезды», «Автограф по субботам», «Бабье лето», «Ирина Печерникова. Мне не больно». Приглашал актрису в авторский проект «Серебряный шар» и искусствовед Виталий Вульф.

Позднее актриса не раз становилась героиней авторских передач. В ток-шоу «Наедине со всеми» Ирина Печерникова рассказала Юлии Меньшовой о главных событиях своей жизни. В эфире передачи артистка вспомнила, что еще в самом начале кинокарьеры Леонид Гайдай предложил ей главную роль в «Кавказской пленнице». Режиссер обратился к молодой актрисе с предложением сняться в сцене с осликом в качестве пробы в новую комедию, но Ирина тогда работала над ролью донны Анны в экранизации произведения Александра Пушкина, поэтому отказалась от столь сомнительного предложения. Позднее Леонид Гайдай неоднократно при встрече подшучивал над Печерниковой.

Личная жизнь

Первым мужем актрисы стал польский музыкант Збигнев Бизон. Молодые люди познакомились, когда актриса во время съемок сломала обе ноги. Друзья, чтобы встряхнуть ее, привели на концерт джаз-группы «Бизоны». Такой и увидел ее Збигнев – с палочкой. Роман вспыхнул мгновенно.

Пара долго созванивалась и переписывалась. Потом они, чтобы не разрываться между странами, решили расписаться. Но вместе смогли прожить недолго: Ирине не хватало театра. Актриса сильно скучала по своим родным. Так долго продолжаться не могло. Пара рассталась.

Второй раз личная жизнь Ирины Печерниковой изменилась после встречи с актером Борисом Галкиным. Молодые люди познакомились в Малом театре, где артистка в то время служила, а Галкин ставил дипломный спектакль. Сначала он влюбился в ее портрет, висевший в фойе, а потом и в сам «оригинал». Через пару месяцев после знакомства они поженились. Но Борис любил Ирину, а она в то время любила лишь театр.

По словам актрисы, настоящая любовь пришла к ней в 51 год, когда актриса снова встретилась с Александром Соловьевым, сыгравшим Красавчика в «Зеленом фургоне». Они познакомились еще в 1969-ом. Но не тогда, а гораздо позже, в 1986 году, поняли, что между ними не просто влечение, а настоящая любовь. Но в то время у Соловьева подрастал маленький сын. Ирине не хотелось разбивать семью и строить счастье на чужих разбитых судьбах.

Они встретились снова в конце 1990-х. Сын Александра вырос и стал студентом.

В 1997-м Печерникова и Соловьев обвенчались в церкви на Арбате. Короткие 3 года отвела им судьба на огромное, невероятное счастье. А в канун 2000-го актера нашли с травмой головы на клумбе. Он скончался, не приходя в сознание, в клинике Склифосовского 1 января. И если бы милиционер, который нашел актера, не вспомнил, что видел его в «Зеленом фургоне», Соловьева похоронили бы как неизвестного.

Полгода актриса провела в больнице с тяжелейшим нервным расстройством. Потом были долгие годы страшной депрессии и нежелания жить и видеть людей. Кажется, только недавно знаменитая актриса начала видеть мир в красках и хоть изредка появляться на публике.

Так получилось, что своих детей у актрисы не было, но Печерникова научилась находить гармонию в любых проявлениях жизни. Еще в 90-е годы актриса приобрела деревенский дом, где и проводит время с мая по октябрь. У актрисы есть небольшой огород, она любит прогулки по лесу. По словам друзей, Печерникова – прекрасный кулинар, борщи и пироги Ирина Викторовна считает своим коньком. В молодые годы Ирина Печерникова легко осваивала иностранные языки. Французский актриса выучила за семестр в Школе-студии МХАТ, а разговорный английский освоила за месяц пребывания в Лондоне. До сих пор Ирина Печерникова хорошо говорит по-польски.

Еще одно увлечение актрисы, которое она сохранила со времен студенчества, – изучение творчества Леонардо да Винчи. Ирина убеждена, что с этим человеком ей было бы о чем поговорить, если бы существовала возможность такой встречи.

Ирина Печерникова сейчас

Сейчас с Ириной Печерниковой на экраны вышла еще одна передача.

В 2017 году актриса появилась в ток-шоу Бориса Корчевникова «Судьба человека», где подробно рассказала о том, как непросто складывалась ее жизнь.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Театр им. Ленинского комсомола:

  • 1966 — «Мольер» М. Булгакова — Арманда Бежар

Театр им. Маяковского:

  • 1969 — «Два товарища» В. Войновича
  • 1977 — «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера — Леонора
  • 1977 — «Маленькая эта земля» Г. Джагарова — Снежа
  • 1978 — «Ревнивая к себе самой» Т. де Молины — донья Магдалена
  • 1979 — «Король Лир» У. Шекспира — Корделия
  • 1979 — «Красавец-мужчина» А. Н. Островского — Зоя Окоёмова
  • 1980 — «Вызов» Г. Маркова и Э. Шима — Софья
  • 1983 — «Дети Ванюшина» С. Найдёнова — Инна
  • 1983 — «Утренняя фея» А. Касоны — Адела и Анжелика
  • 1984 — «Накануне» И. Тургенева — Елена Стахова
  • 1985 — «Федра» Ж. Расина — Арикия
  • 1986 — «Человек, который смеётся» В. Гюго — Дея
  • 1987 — «Игра» Ю. Бондарева — Ирина Скворцова

Театр на Малой Бронной:

  • 1990 — «Джазмен» (автор и режиссёр Виталий Павлов)

Центральный Дом актёра им. А. А. Яблочкиной:

  • 2011 — Цикл вечеров «Разные судьбы» Ирина Печерникова (режиссер Павел Тихомиров)

Книга

Ирина Печерникова. Дожила до понедельника. — М.: Время, 2008. — 448 с. — (Диалог). — 5000 экз. — ISBN 978-5-9691-0368-9.

Роли в кино

  • 1967 — Каменный гость — донна Анна (поёт Тамара Андреевна Милашкина);
  • 1968 — Первая любовь — Зинаида Засекина;
  • 1968 — Доживём до понедельника — Наталья Сергеевна Горелова, учительница английского;
  • 1968 — Щит и меч;
  • 1970 — Любовь к трём апельсинам — Смеральдина;
  • 1973 — Города и годы — Рита Старцова;
  • 1973 — Открытие (Рукопись академика Юрышева) — Лиза;
  • 1973 — По собственному желанию — Полина Рязанова;
  • 1975 — Вариант «Омега» — Елена Ивановна Скорина, жена Сергея;
  • 1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил — графиня Луиза де Кавеньяк;
  • 1976 — Птицы наших надежд — Дина;
  • 1976 — Два капитана — Мария Васильевна Татаринова, мама Кати;
  • 1977 — Первые радости — Лиза Мешкова;
  • 1978 — Личное счастье — Ирина Замятина, актриса местного театра, жена Ильи (премьера по ТВ 20 сентября 1977);
  • 1978 — Однокашники — Тоня, любовница Лобанова;
  • 1978 — Человек меняет кожу[en] — Валентина;
  • 1979 — Необыкновенное лето — Лиза Мешкова;
  • 1979 — Голубой карбункул — Катарина;
  • 1981 — 34-й скорый — Лёля;
  • 1985 — Набат на рассвете — Наталья Егоровна;
  • 1991 — Анна Карамазофф — узбечка;
  • 2001 — Не покидай меня, любовь — Тася, жена Геннадия;
  • 2007 — Последняя репродукция — Васса Андреевна.

Видео



Источники