Ирина Асмус

Сейчас об Ирине Асмус, а тем более о ее биографии, семье и детях никому не известно. Поколение, выросшее на АБВГДейке, давно предпочитает мелодраматические сериалы, а современные дети учатся читать при помощи компьютеров. В советские времена веселая передача, рассказывающая о буквах, была самой любимой у миллионной детской аудитории бывшего Союза и ее, ведущую и клоунессу, все почтительно называли Ириской Павловной.

Биография Ирины Асмус и ее личная жизнь являются образцом верности любимому делу, несмотря на трагедии в личной жизни. Дети советской эпохи, ставшие взрослыми и имеющие своих наследников, настолько любили клоунессу, что в свое время около гостинцы в которой останавливалась артистка, часто собирались целые толпы маленьких поклонников циркачки и актрисы. Маленькая женщина осталась в памяти у всех любителей ее творчества все такой же смешной и веселой, с рыжими косичками, огромными веснушками и задорной шляпой-беретом.

Биография

Ирина Асмус родилась 28 апреля 1941 года.

Детство Ирины проходило в тяжелые военные и послевоенные годы, однако, не смотря на это, она хотела стать артисткой, но долго не могла решить какой — ее притягивало и драматическое искусство, и цирк, и эстрада. Семья ее часто переезжала из города в город, так что постоянно ходить в какой-либо кружок Ирина не могла и довольствовалась случайными занятиями.

Когда пришло время определяться, Асмус первоначально решила поступать в хореографическое училище Большого театра, и почти поступила. Приемная комиссия сообщила ей о том, что она действительно талантлива и ее берут, но, учитывая ее рост, она никогда не сможет стать примой, и грандиозного успеха ей не добиться. В результате Ирина решила изменить свое решение, и отправилась учиться в Государственное училище эстрадного и циркового искусства.

На экзаменах в Государственное училище эстрадного и циркового искусства Ирина исполнила зажигательный неаполитанский танец, спела популярную в те годы песню «Бесаме мучо», и была принята в училище.

Цирк

В период учебы, в 1958 году, Ирина снялась в детской сказке «Новые похождения Кота в сапогах», где сыграла две роли – девочку Клаву и Черную пешку.

По окончании училища девушка стала работать в цирке. Как говорят ее друзья, она была талантлива и бесстрашна. Могла на скакалке попрыгать, под куполом цирка крутиться, по проволоке пройти и даже мужественно сесть за руль мотоцикла. Став цирковым артистом, она отдала предпочтение выступлениям в жанре эквилибристики.

Вообще все номера, исполняемые артистами на арене, опасны. Даже, казалось бы, потешные и безобидные обезьяны представляют угрозу человеку, ведь они звери. То есть риск повсюду. А тут у Ирины сложный номер, требующий балансировки и внимательности.

Перши — это такие длинные палки. Эквилибрист, «верхний», как говорят в цирке, влезает по першу, который держит его партнер, под самый купол и там, на крохотном пятачке, демонстрирует различные трюки. Эквилибр на першах — жанр весьма эффектный, но сложный и опасный. Это работа смелых, сильных людей, которые породнились с риском. Это профессия для людей с характером, а именно такой и была Ирина. Судьба предупредила ее: однажды на гастролях в Риге Леонид не смог удержать шест и Ирина упала, сильно ударилась головой о пол. Врачи выявили у артистки сотрясение головного мозга, ей запретили выходить на манеж. Тогда Ирина вспоминает свое увлечение театром и, недолго думая, поступает в драматическую студию при Ленинградском Театре юного зрителя, причем сразу на второй курс.

Кстати, в это время у нее и появилось прозвище «Ириска», которое потом стало ее цирковым псевдонимом. Драматург Александр Володин, хорошо знавший Асмус по театру, безмерно удивился, вновь увидев ее на манеже: «Ириска! Ты что здесь делаешь?». Окружающие заулыбались — так удачно подошло актрисе это новое имя. Ласкательное прозвище так прижилось, что по-другому Ирину в цирке перестали называть.

Театр

Ирина поступила учиться в театральную студию, затем два года играла в ТЮЗе роли детей, чему способствовали небольшой рост, внешность, врожденная подвижность. Она имела навыки цифровых жанров, которые мастерски использовали. Ей поручали играть мальчишек да пионерок, с чем она блестяще справлялась. Но судьба была к Ирине благосклонна. Вскоре ей поступило предложение от режиссера ленинградского театра Комиссаржевской Мара Владимировича Сулимова, и сразу же была поставлена на ведущие роли актриса Ирина Асмус. Биография этой незаурядной артистки и потом была богата такими кульбитами.

Поскольку бывшую ведущую актрису театра Алису Бруновну Фрейндлих сманил к себе режиссер Театра им. Ленсовета Игорь Владимиров, ее место заняла артистка Асмус, причем как-то поразительно органично. Роли сыпались на талантливую вновь прибывшую, словно из рога изобилия: Золушка, Джульетта, принцесса Елизавета. Об этом можно было только мечтать.

К ней присматривались режиссеры, о ней писала театральная пресса.

Телевидение

В 1975 году на 1-м телеканале появилась новая детская передача «АБВГДейка». Созданная по идее американской передачи «Сезам-стрит», наша версия благодаря сценариям Эдуарда Успенского вскоре приобрела свою индивидуальность и неповторимость.

В 1978 году на роли ведущих этой передачи были приглашены клоуны Ириска и Клепа. Успех был ошеломляющим. В короткий срок Ирине удалось покорить сердца миллионов советских детей. Передачу буквально заваливали письмами, в которых девочки признавались, что хотят, когда вырастут, стать такими же клоунессами, как Ириска. О том насколько огромен был ее авторитет следи детворы говорит хотя бы такой факт. Однажды в Ташкенте дети узнали, в какой гостинице остановилась Ирина Асмус, и утром под ее окнами начали скандировать: «Ириска! Ириска! » Актриса вышла на балкон и заявила: «Так! В школу идете? На обратном пути покажете дневники». И дети, послушно направились в школу, а на обратном пути выстроились с дневниками перед гостиницей в очередь.

Конец 70-х – начало 80-х – самый напряженный и самый плодотворный период в жизни Ирины Асмус. Телевидение, театр, цирк – актриса умудрялась совмещать все! При этом, разрываясь между гастролями и съемками, она еще снялась в передаче ленинградского телевидения «Дискотека», а также в документальных фильмах «Представление» и «На манеже – Ириска». Напряженный график ничуть не сказывался на качестве ее работы. Она от всего сердца дарила счастье и радость детворе, хотя сама была глубоко несчастным человеком…

В 1985 г. Ирину Асмус без объяснений отстранили от ведения телепередачи. Сложно сказать, что послужило настоящим поводом. Претензии зрителей были довольно неожиданными. Так, однажды в адрес телевидения пришло письмо с глупым обвинением клоунессы в том, что она перевязала дерево бинтом после того, как его поцарапала: «Похвально, что клоуны берегут деревья, но приятно ли будет ходить по лесу с забинтованными деревьями?»

Многие цирковые драматурги бились над проблемой — какие слова вложить в уста женщины-клоуна, что она должна делать на арене? Удалось это известному конферансье, выпускнику режиссерского факультета ГИТИСа Сергею Дитятеву, который написал и поставил Ирине программу.

Вот как выглядели ее репризы.

…Артистка, расшалившись, дует на прожекторы, и они гаснут. Цирк погружается в темноту, слышен вой вьюги. В неверном свете зажженной свечи зрители видят съежившуюся, замерзшую фигурку. Понимая, что может случиться непоправимое, Ириска дыханием согревает робкий огонек, от которого постепенно оживают огни цирка, и бережно уносит с манежа свечу — символ света…

Эта жизнеутверждающая сценка «Да будет свет! » прочно вошла в репертуар Ирины Асмус. В ней полностью раскрывался драматический талант артистки.

Еще одна любимая клоунада артистки — «Дрессировщица». Здесь уже объектом сатиры становятся некоторые женщины, полжизни проводящие у телефона. Демонстрируя «дрессированного змея», горе-укротительница то и дело хваталась за телефонную трубку, забыв обо всем на свете. «Змей» негодует, зрители смеются: «Ох уж этот «вечерний звон»!

Личная жизнь

Александр Хвочинский

Первым мужем Ирины Асмус стал актер Александр Хочинский, известный по фильму Бумбараш», где он сыграл главную роль. Однако их семейная жизнь не сложилась. К семейным неурядицам добавились проблемы на телевидении. Создатели и исполнители «АБВГДейки» все чаще стали подвергаться выговорам «сверху». Придирки были самыми разнообразными, а в 1986 году Ирину без всяких объяснений и вовсе отстранили от ведения передачи, заменив ее, к огромному неудовольствию детей, на другую исполнительницу.

В это непростое для Ирины время, от нее ушел ее второй муж, работавший инспектором манежа в одном из цирков. А в довершение «черной полосы» — актрисе объявили, что ее не берут в формирующуюся труппу для заграничного турне…

Несчастный случай

В конце апреля 1986-го ей должно было исполниться 45 лет. Возможно, впереди её ждал новый поворот в карьере. Драматический талант позволял вновь сменить амплуа, вернуться в театр, ещё раз попробовать себя в кино или на телевидении.

За день до смерти у Ирины состоялся неприятный телефонный разговор с мужем. Муж в резких тонах настаивал, чтобы артистка отдала ему большую квартиру в Ленинграде. Ирина отказалась. Примечательно, что именно муж являлся постановщиком данного номера и — до своего ухода — ассистентом Ириски.

Узнать, что могло бы быть дальше, нам не суждено. В марте 1986 года Ирина Асмус вместе с цирком приехала на гастроли в Гомель.

15 марта 1986 года, в субботу, на дневном представлении был аншлаг. Родители с детьми шли посмотреть на любимую Ириску.

В программе Ирины Асмус был эффектный трюк «Старушка на абажуре»: под самым куполом она вращалась вокруг своей оси. Как потом установила экспертиза, во время исполнения трюка отказала машинка для вращения, в которой оказалась расклёпанной гайка. Страховочный трос артистка перед исполнением вращения отстегнула сама, чтобы он не мешал движениям.

Ириска упала на манеж с большой высоты. Её тут же унесли за кулисы, куда срочно вызвали медиков. Но помощь врачей была уже не нужна: Ирина Асмус погибла мгновенно в результате многочисленных травм и вызванного ими внутреннего кровоизлияния.

Расследование пришло к выводу, что смерти артистки «способствовало халатное исполнение своих обязанностей должностными лицами ряда цирков, не выявивших своевременно грубое несоответствие аппарата техническому паспорту». Конструкцию машинки для вращения, погубившей Ирину Асмус, после трагедии в Гомеле было запрещено использовать.

«До цирка я работал в органах, делом гибели занимались мои знакомые из прокуратуры, — рассказывал бывший начальник отдела кадров Гомельского цирка Анатолий Богомаз. — Расследование велось очень серьезно, с чертежами и следственными экспериментами. Коллеги как-то сказали мне в разговоре по душам: артистка сама виновата в смерти. В машинке вращения оказалась расклепанной гайка. По технике безопасности перед каждым выступлением Ириска сама должна была проверять, все ли в порядке с оборудованием. В тот день она этого не сделала».

В суде Центрального района Гомеля судья решил, что инженер по технике безопасности и инспектор манежа виновны в том, что «не испытали механизм под нагрузкой и не сверили его конструкцию с техническим паспортом аппарата». А расхождения с описанием на бумаге действительно были. Оказывается, по техническому паспорту в аппарате «Абажур подвесной» не должно было быть никакой машинки для вращения.

Оба подсудимых свою вину не признали. По их словам, внешне механизм не вызывал опасения, поэтому испытывать его и сверять с чертежами смысла не было.

Судья отметил, что этот же несчастный случай мог произойти в цирке Ленинграда, Минска, Днепропетровска и других городов, где клоунесса выступала до гастролей в Гомеле. В этих цирках Ирискин «абажур» тоже не проверяли и не испытывали. В приговоре суда сказано: «Смерти артистки способствовало халатное исполнение своих обязанностей должностными лицами ряда цирков, не выявивших своевременно грубое несоответствие аппарата техническому паспорту».

Ирину Павловну Асмус похоронили в Ленинграде, на Большеохтинском кладбище.

В 1986 году не было ещё интернета, о трагедии в Гомельском цирке не говорили по телевидению, статью о гибели Ириски читали далеко не все. Для многих поклонников, больших и маленьких, Ириска осталась живой, смеющейся и жизнерадостной.

Видео



Источники