Евгений Евстегнеев

Народный артист СССР Евгений Александрович Евстигнеев – уникальный актер, сделавший неоценимый вклад в отечественный кинематограф. За его плечами сотни киноработ и успешная работа в театре. Каждая роль Евгения Евстигнеева осталась в памяти у миллионов его поклонников на многие десятилетия. Несмотря на трудное детство, нелегкую судьбу и здоровье, Евгений Евстигнеев смог подарить миру множество замечательных работ. Истинные ценители качественной актерской игры еще долго будут наслаждаться фильмами с участием этого талантливого актера.

Биография

В октябре 1926 года в Нижнем Новгороде в семье простых рабочих, русских по национальности, появился сын, которого родители назвали Евгением. О том, что их чадо станет Народным артистом СССР, родители не представляли, ведь трудились в далекой от искусства сфере: отец Александр Михайлович работал металлургом, мама Мария Ивановна на том же заводе стояла за фрезерным станком.

Тягу к миру прекрасного Евгений Евстигнеев проявил в раннем детстве: мальчик рос музыкально одаренным, самостоятельно осваивал инструменты. Впрочем, жизнь не баловала Евстигнеева: любимому хобби Женя посвящал свободное время, которого оставалось не так уж и много.

В 6 лет мальчик впервые почувствовал горечь утраты: умер его отец, старший за маму на двадцать лет. Некоторое время Евгений Евстигнеев жил с матерью, которой приходилось работать, не покладая рук, чтобы прокормить семью. Жизнь Евстигнеевых наладилась, когда Мария Ивановна вышла замуж. Евгений окончил 7 классов школы и устроился электромонтером. Через год, желая повысить свою квалификацию, Евстигнеев поступил в дизелестроительный техникум.

Учеба нравилась парню, но, когда ему шел семнадцатый год, семью вновь постигло несчастье: погиб отчим, и Евгению пришлось бросить учебу, чтобы материально помогать матери. С его знаниями парня приняли на завод «Красная Этна» слесарем, здесь юноша проработал четыре года.

Мир никогда бы не узнал о гениальном актере, если бы не счастливый случай. Парень серьезно увлекался музыкой и достиг в этой сфере немалых успехов: Евгений Евстигнеев освоил гитару, рояль, ударные и даже столь экзотический инструмент, как вилки. Свои вечера музыкант коротал в составе джаз-оркестра, выступавшего на разных сценах родного города. Слава Евстигнеева достигла ушей Виталия Лебского, директора Горьковского театрального училища. Виталий Александрович посетил выступление и разглядел в молодом человеке артиста. Он и предложил Евстигнееву попробовать себя в актерской профессии.

Спустя два дня Евгений Евстигнеев стал студентом Горьковского театрального училища. Благодаря протекции директора парня приняли без экзаменов и зачислили после начала учебного года, что стало уникальным событием. В училище актерские таланты юноши раскрылись, и даже те, кто поначалу сомневался в способностях Евстигнеева, оказались приятно удивлены.

Дипломированный артист по распределению попал во Владимир, где три года выходил на сцену областного драматического театра имени А. В. Луначарского.  Но Евстигнеева не покидало ощущение, что ему надо доучиться.

В 1954 году 28-летний Евгений Евстигнеев переехал в Москву и продолжил образование в Школе-студии МХАТ. Игра молодого актера из Владимира настолько поразила приемную комиссию, что по распоряжению ректора Вениамина Радомысленского его зачислили сразу на второй курс.

В 1956 году Евгений Александрович Евстигнеев получил второе высшее образование: на курсе Павла Массальского он оказался лучшим студентом, рядом учились Татьяна Доронина, Олег Басилашвили, Михаил Козаков и Галина Волчек.

Театр

Евгений, который всю жизнь следовал заповеди «не сотвори себе кумира», боготворил только одного актера — Чарли Чаплина, фотографиями которого обклеил все стены своей комнаты еще в горьковском доме. В любой трагической роли Евстигнеев умел найти иронию, но смех публики вызывало не только это. То, что он делал на сцене, было — как это ни парадоксально — правдивее самой жизни. И зритель смеялся от восторга!

Евстигнеева не обольстил успех на владимирских подмостках: он знал себе цену и поэтому всерьез думал об учебе в столице. Руководство театра не отпускало его, но Евгений сказал, что поедет к матери в Горький. Он договорился с ней, что если позвонят из театра, она подтвердит, что он был у нее.

На прослушивании в Школе-студии МХАТ он читал монолог Брута из «Юлия Цезаря» Шекспира. «Римляне, сограждане, друзья! » — возвестил Евгений перед комиссией и, не меняя интонации: «Извините, забыл! » Евстигнеев и впоследствии часто забывал слова своей роли и заменял их собственными. Волчек рассказывала, как однажды на ее спектакль «На дне», где Евстигнеев играл Сатина, пришел режиссер Анджей Вайда, обожавший актера. Галина Борисовна знала, что монолог «Человек — это звучит гордо…» Евстигнеев всегда произносил своими словами, и попросила его перед спектаклем повторить текст. Но со сцены вновь прозвучал монолог, укороченный до нескольких слов и знаменитого евстигнеевского мычания. «В ужасе я шепнула Анджею: «Извини, он забыл текст». Но Вайда, зачарованный игрой Евстигнеева, ответил: «Галя, того, что он сказал, вполне достаточно».

Вполне достаточно сказанного оказалось и для экзаменаторов в Школе-студии, и талантливого провинциального актера приняли сразу на третий курс. Евстигнееву к тому времени уже исполнилось 28 лет, и он был старше всех на курсе, которым руководил Павел Массальский. «По нашей небольшой студии моментально пронесся слух, что на третий курс взяли потрясающе талантливого студента. — рассказывала актриса Людмила Иванова. — Когда я увидела его, то расстроилась: некрасивый, лысый, провинциального вида, он стоял как-то изогнувшись, эдаким фраером. И вдруг вильнул ногой — потом оказалось, что так он делал всегда, когда пребывал в хорошем настроении, это движение было и в его ролях — и хохотнул басом! ..

И я подумала: он невероятно пластичен, даже грациозен. Никогда до того я не видела такой фантастической игры, такой свободы! Мы сразу поняли: он гений».

Студенты удивлялись, зачем Евстигнееву учеба. На что он отвечал: «Хочу стать настоящим артистом».

В Школе-студии курсом старше Евстигнеева училась Галина Волчек. «Когда мы поженились, это был некоторый шок для всех, — рассказывала она в книге Ирины Цывиной «Артист». — Мой отец был известным оператором, режиссером, профессором ВГИКа, и для моей няни (которая была мне как мать) этот факт имел решающее значение. Но вдруг в моей жизни появился великовозрастный выпускник Школы-студии МХАТ: старше меня на семь лет и «деревенского» происхождения.

Он разговаривал так, что некоторые обороты его речи можно было понять только с помощью специального словаря (например, «метеный пол» в его понимании — пол, который подмели, «беленый суп» — суп со сметаной, «духовое мыло» — туалетное мыло и т.д.). Внешне мой избранник выглядел тоже странно: лысый, с длинным ногтем на мизинце, одет в бостоновый костюм лилового цвета на вырост (а вдруг лысеющий жених вытянется), с жилеткой поверх «бобочки» -летней трикотажной рубашки с коротким рукавом, у воротника поверх молнии величаво прикреплялся крепдешиновый галстук-бабочка.

Олег Ефремов и Евгений Евстигнеев

Таким явился Женя в наш дом. Поначалу папа пребывал в смятении… Я же вела себя независимо и по-юношески радовалась своему внутреннему протесту против родительского стереотипного мышления. Но мной двигал не только протест, я хотела быть рядом с Женей… Самым важным было для меня то, что я сразу увидела в нем большого артиста, а потому личность. Тогда, в силу возраста, я еще не понимала, что такое «спутник жизни», а просто ощущала глубокий интерес к этому странному человеку — Жене Евстигнееву».

«Глубокий интерес» — это очень точно сказано. Евстигнеев, не обладавший потрясающей воображение внешностью, умел затягивать женщин в свою орбиту. По выражению Олега Табакова, знавшего Евгения Евстигнеева со студенческих лет, он «обвораживал мужественностью».

После окончания Школы-студии, в 1956 году, Евстигнеева пригласили на работу во МХАТ, но вскоре Олег Ефремов позвал его в свою тогда создававшуюся «Студию молодых актеров» — будущий театр «Современник». В первом же студийном спектакле «Вечно живые» Евстигнеев поразил всех своей объемной и глубокой игрой: зал взрывался хохотом в самых неожиданных, казалось бы, местах. Но ролью, имевшей поистине оглушительный успех, стал его король в «Голом короле», поставленном в 1960 году. «Люди стояли ночами за билетами на этот спектакль, — рассказывала Людмила Иванова, — приносили с собой раскладушки в очередь. Артисты из-за толпы у входа не могли пройти в театр. А Евстигнеев стал легендой».

Кино

Кадр из фильма «Девять дней одного года»

В кино Евгений Евстигнеев начал сниматься, когда ему уже исполнилось тридцать. В 1957 году он дебютировал на экране небольшой ролью капитана Петерсона в фильме «Поединок», поставленном режиссером Владимиром Петровым по одноименной повести Куприна. Колоритный персонаж Евстигнеева появлялся лишь в паре сцен в начале фильма, а затем в его финале, зачитывая размеренным голосом приговор. Но эта по сути эпизодическая роль являлась неотъемлемой частью купринской мозаики.

Более заметной работой Евгения Евстигнеева, продемонстрировавшей его огромный талант, стала роль ученого Николая Ивановича в известной драме Михаила Ромма «Девять дней одного года» (1961). Вспомним, например, блестящий диалог в фильме двух бывших сокурсников, Михаила Козакова и Евгения Евстигнеева, где последний мастерски работает с деталью — салфеткой, которую то держит в руке, то пишет на ней, то показывает записи окружающим. Режиссеры давно подметили великолепное умение Евстигнеева делать яркой и запоминающейся даже небольшую, эпизодическую роль, поэтому его постоянно приглашали сниматься в эпизодах то в одном, то в другом фильме — конюх-выпивоха Филипп Акимович в драме «Любушка», мотогонщик Николай Черных в детском фильме «Человек идёт за солнцем», православный священник Василий Жохов в драме «Молодо-зелено», генеральный конструктор Иван Сергеевич в киноповести «Им покоряется небо» и др. Однако особого удовлётворения Евстигнееву это уже не приносило. Такой талантливый актер мог рассчитывать на крупные роли, которые вскоре к нему и пришли.

Кадр из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним воспрещен»

Начиная с шестидесятых годов Евстигнеев сыграл в кино целый ряд интересных острохарактерных ролей. Первой его большой работой в кино стала роль начальника пионерского лагеря Дынина в фильме режиссера Элена Климова «Добро пожаловать, или Посторонним воспрещен», который вышел на экраны в 1964 году. Меткость разоблачительных характеристик, критика человеческих недостатков и пороков сочетаются у актера с внимательным и точным психологическим анализом, гротеск — с реалистической проработкой образа. Дынин у Евстигнеева вышел и жалким, и страшноватым. Создавая образ своего современника, Евстигнеев скорее всего исходил из роли Короля, сыгранного им в «Современнике», и своей реплики-лейтмотива пьесы: «А король-то голый! ». В фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» ему удалось блестяще создать образ самодовольного, уверенного в себе бюрократа, который так до конца и не может понять, почему же он потерпел крах.

Совершенно иной характер был создан Евгением Евстигнеевым в фантастическом фильме режиссера Александра Гинзбурга «Гиперболоид инженера Гарина» (экранизации одноименного романа Алексея Толстого). Актер предстал в образе авантюриста, ставящего целью мировое господство. При этом Евстигнеев не рисовал своего героя исключительно отрицательными красками. Да, он был жесток и циничен, но вместе с тем талантлив и дерзок, а в определенные моменты и обаятелен. И эта многогранность характера, полностью совпадающая с замыслом самого писателя, делала персонаж крайне интересным. Вместе с Зоей Монроз (которую сыграла Наталья Климова) они составляли яркий злодейский дуэт, который доминировал на протяжении всего фильма, задавая ему тон, и даже противовстоящий им положительный герой Шельга в кои веки для советского кинематографа (! ) как-то теряется на их фоне.

«Берегись автомобиля» (1966)

Особую страницу в творчестве Евгения Евстигнеева занимает его сотрудничество с режиссером Эльдаром Рязановым. Их первой совместной работой стала комедия «Берегись автомобиля» (1966). Актер в очередной раз доказал, что не бывает маленьких ролей, и любой персонаж, сыгранный настоящим мастером запоминается зрителям на десятилетия. В фильме «Берегись автомобиля» Евстигнеев перевоплотился в режиссера самодеятельного театра Евгения Александровича — самоуверенную, но совершенно не вписывающуюся в простую житейскую ситуацию личность, рассуждающуб о том, насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днём, понимаете ли, работала у шлифовального станка. А его фраза «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего, на Шекспира» стала поистине крылатой.

В кино часто случается так, что режиссер приглашает для съемок одних и тех же актеров, которые уже снимались в его предыдущих фильмах. В результате образуются великолепные творческие ансамбли. После «Берегись автомобиля» Евстигнеев снялся еще в нескольких фильмах Рязанова. В «Зигзаге удачи» он сыграл директора автобазы Ивана Степановича Калачева, в «Стариках-разбойниках» составил блестящий дуэт с Юрием Никулиным, а в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» исполнил роль хромого итальянца. Совместная работа во многом обогатила и актера, и режиссера. Работая с Рязановым, Евстигнеев, в частности, научился акцентировать свою игру мимикой, жестом, как это он делал в роли Хромого, а присоздании своего героя в «Стариках-разбойниках» Евстигнеев очень удачно совмещал комедийные нотки с лирическими.

«Бег» (1970)

Конечно, уходить от привычного амплуа актеру всегда сложно, тем более, когда зритель привык видеть его только в комических ролях. Но, обладая трагикомическим дарованием и безупречным чувством меры, Евстигнеев решился на этот шаг и не ошибся. В последующие годы актер сыграл в кино свои, пожалуй, самые яркие и запоминающиеся роли. До сих пор невозможно себе представить кого-либо другого, кроме Евстигнеева, в роли Корзухина в фильме «Бег» (1970) или профессора Плейшнера в фильме «Семнадцать мгновений весны» (1973). Глубоко драматические образы тронули сердца миллионов зрителей.

Впрочем, все образы, которые Евгений Евстигнеев создал в кино, по-своему значительны и неординарны. Диапазон персонажей и характеров, создаваемых актером на экране был необычайно широк, и с годами становился все разнообразнее и интереснее. Как не вспомнить его лицемерного Валентина Валентиновича Навроцкого из приключенческого фильма «Последнее лето детства» (1974) или спокойного и уверенного майора госбезопасности Николая Алексеевича Симакова из военного фильма » Вариант «Омега» (1975), забавного, добродушного Звездочета из сказки «Про Красную Шапочку» (1977) или опытного вора-карманника Петра Ручникова из знаменитого телесериала «Место встречи изменить нельзя» (1979). В исторической драме Ярополка Лапшина «Демидовы» (1983) Евстигнеев воплотил на экране легендарную историческую личность — тульского оружейника Никиты Демидова, построивший первые литейные заводы на Урале и ставшим одним из самых могущественных русских промышленников. А в драме Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх» его героем стал некогда знаменитый артист-чечеточник, а ныне забытый всеми тихий человек, влачащий свою жизнь в качестве консультанта мюзтк-холла.

«Демидовы» (1983)

Перечислять работы Евгения Евстигнеева можно долго. Все они — многочисленные грани одного огромного бриллианта. Из еще не упомянутых — криминальный авторитет «Папа» в музыкальной комедии «Мы из джаза», вице-канцлер Бестужев в историко-приключенческих фильмах «Гардемарины, вперед! » и «Виват, гардемарины! », адмирал фон Эссен в исторической драме «Моонзунд», архиепископ в парадоксальной ленте «Новые приключения янки при дворе короля Артура», музыкант Александр Григорьевич Андрющенко в молодежном фильме «Ночные забавы». Как тут определить какая из всех перечисленных ролей является самой-самой?… И все-таки если сейчас можно было бы спросить у Евстигнеева, каким он хотел бы остаться в памяти зрителей, вполне вероятно, что он, вероятно, назвал бы профессора Преображенского из фильма «Собачье сердце» (1988). В этой роли актер воплотил образ настоящего русского ученого и интеллигента с большой буквы, человека честного, глубокопорядочного, не терпящего хамства и невежества и способного всему этому противовстоять.

Последней работой Евстигнеева в кино стало его участие в пятисерийной исторической телеэпопее «Ермак», однако картина была смонтирована только в 1996 году, уже после смерти актера…

Личная жизнь

Лилия Журкина и Евгений Евстегнеев

Важные перемены в личной жизни Евгения Евстигнеева за всю его биографию происходили трижды.

Первой женой Евгения Александровича стала его хорошая знакомая, однокурсница Галина Волчек – вместе они были в числе основателей «Современника». Супруги прожили вместе более десяти лет, в этом браке у артиста появился сын Денис.

Второй супругой актера стала Лилия Журкина, его коллега по сцене. Фото новой избранницы Евгения Евстигнеева сравнивали с фотографиями Софи Лорен и Колин Грэй – так прекрасна была молодая актриса, занявшая важное место в биографии и личной жизни актера. Когда о романе стало известно, Лилии пришлось уйти из театра – она не могла продолжать работать с бывшей женой Евгения Александровича на одной сцене. Журкина подарила Евстигнееву дочь.

Ирина Цывина и Евгений Евстигнеев

Последние годы брака были осложнены невралгическими проблемами Лилии Журкиной. По слухам, актрису сгубил алкоголь. Евстигнеев боролся за жену до последнего, но спасти ее так и не смог: Журкина умерла, когда ей было всего 48 лет.

Последний брак Евстигнеева вызвал массу не самых лицеприятных перешептываний в театральных кулисах. Избранницей 55-летнего артиста стала юная студентка Ирина Цывина – разница в их возрасте составила 35 лет! Несмотря на слухи, вместе они провели целых шесть лет.

Неудивительно, что талантливые жены и столь насыщенная личная жизнь Евгения Евстигнеева по-прежнему остаются одной из наиболее волнующих деталей его биографии.

Смерть

Два инфаркта, перенесенные в разные годы, сказались на работе сердца. В 1992-м году актеру стало совсем плохо, и он решился лечь в Лондонскую клинику на операцию. Ему очень хотелось быть здоровым, ведь впереди еще было много планов в творческой и личной жизни. Благодаря министру культуры Н.Губенко даже были выделены средства на проведение операции, которая должна была состояться 05.03.1992 года. Ему не хватило одного дня, чтобы дождаться операции – у актера случился сердечный приступ накануне, 4 марта, который и привел к смерти.

На самолете тело Евгения Евстигнеева доставили в столицу. Местом его упокоения стало Новодевичье кладбище.

Интересные факты

  • Иногда забавные казусы с актерами случаются из ничего. Артист забыл слова или споткнулся, случилась какая-то мелкая заминка. Можно продолжать играть дальше, но можно и развивать тему. Нечто подобное произошло однажды между Олегом Ефремовым и Евгением Евстигнеевым. Ефремов играл царя Николая I и в одной из серьезных сцен должен был произнести такую фразу: «Я в ответе за всё и за всех! » Но Ефремов задумался, сбился и получилось у него так: — Я в ответе за всё и за свет! Евгений Евстигнеев, который участвовал в этой сцене и должен был отвечать какой-то приличествующей случаю фразой, на миг задумался, а потом продолжил, развивая тему: — И за газ, и за воду, Ваше Величество?..
  • Однажды Евгений Евстигнеев сидел в буфете с Виктором Павловым за рюмкой коньяка. — Ты знаешь, — сказал Павлов, — лет пять назад я так сыграл одну драматическую роль, что рыдала вся съемочная группа. Всю площадку слезами залили, удержаться не могли… — Это что! — перебил Евстигнеев. — Я как-то раз так здорово сыграл мертвеца, что меня едва не похоронили…
  • Евгений Евстигнеев в спектакле по пьесе Шатрова «Большевики». Выйдя от только что раненного Ленина в зал, где заседала большевистская верхушка, вместо фразы: «У Ленина лоб желтый, восковой…» — сообщил: «У Ленина… жоп желтый! .. Спектакль надолго остановился. «Комиссары» расползлись за кулисы, скрючившись от хохота.

  • Однажды во время официозного спектакля «Большевики», в котором Евстигнеев играл роль Луначарского, случился смешной казус. По сценарию Луначарский должен был выйти из комнаты, где лежал раненый Ленин, и произнести такую фразу: «У Ленина лоб желтый…» Евстигнеев выходит на сцену и на весь театр произносит: — У Ленина жоп желтый! Гробовая тишина, после чего артисты расползаются по сцене, содрогаясь от хохота. Зрители, схватившись за животы, корчатся в креслах. Никаких административных мер принято не было. Политические начальники предпочли «не заметить» оговорки.
  • Олег Табаков всегда замечательно разыгрывал и подначивал друзей и коллег. Единственным человеком, который ни разу не попался на хитрости Табакова, был Евгений Евстигнеев. Он умел вовремя обнаружить подвох и избежать подначек. Все-таки и он однажды попался, но гениально вывернулся и даже остался в выигрыше. Шли съемки фильма «Продолжение легенды» про большевиков, в котором Евстигнеев играл старого большевика, а Табаков — юного романтика. Они должны были познакомиться и пожать друг другу руки. И вот Табаков незаметно набрал в ладонь липкого вазелина и пожал рабочую руку Евстигнеева. Все, кто знал о готовящейся провокации, особенно внимательно наблюдали за Евстигнеевым. Евстигнеев же не только сумел остаться бесстрастным, но и начал блестящую импровизацию. Как бы от избытка чувств он вскинул измазанную вазелином ладонь и начал ласково гладить Табакова по волосам и щекам…

Видео



Источники