Елена Яковлева

Имя: Елена Яковлева (Elena Yakovleva)

Отчество: Алексеевна

День рождения: 5 марта 1961

Место рождения: г. Новоград-Волынский, Украина

Рост: 170 см

Вес: 53 кг

Знак Зодиака: Рыбы

Восточный гороскоп: Бык

Детство и семья

Елена Яковлева родилась в маленьком городе Новоград-Волынский в Житомирской области 5 марта 1961 года. Мама будущей актрисы, Валерия Павловна, работала в НИИ, а папа, Алексей Николаевич, был военнослужащим. Также у актрисы есть младший брат Дмитрий.

В связи с профессией отца семья Яковлевых много ездила по стране. За год девочка успевала поменять одну, а то и две школы и постоянно была в классе новенькой. Кроме учебы в школе Яковлева постоянно следила за братом и помогала маме по хозяйству.

Родители Елены Яковлевой к искусству никакого отношения не имели, а вот сама девочка хотела стать актрисой с самого детства. Возможно, здесь большую роль сыграли ее гены. Прапрабабушка Яковлевой была крепостной артисткой. Так или иначе, на своем школьном выпускном Елена Яковлева загадала желание стать знаменитой актрисой и положила соответствующую записку в бутылку из-под шампанского.

Начало актерской карьеры

В 1978 году Елена Яковлева окончила школу и попробовала поступить в Харьковский институт культуры. Однако на экзамене ей заявили, что у нее совершенно отсутствует «сценическая заразительность». После провала на вступительных испытаниях она пошла работать библиотекарем в Харьковскую научную библиотеку имени Короленко, а затем трудилась на радиозаводе. Но мечты о сцене не оставляли Яковлеву. В 1980 году девушка отправилась в Москву. С собой у нее была лишь небольшая сумма денег. Четыре дня она жила на вокзале, а затем поселилась в дешевой гостинице, на которую ушли почти все финансы. Впрочем, трудности не смогли остановить Елену.

Яковлева отправилась покорять ГИТИС. На вступительных испытаниях она прочитала монолог Кати Масловой из «Воскресения» Льва Толстого. Как говорила позже сама Елена, ее выбор был отнюдь не случаен. В свое время актрису потрясла игра Тамары Семиной, которая исполнила роль Катюши в экранизации Михаила Швейцера. В ГИТИС Елена Яковлева поступила с первой попытки и попала в мастерскую Владимира Андреевича Андреева. В студенческие годы актрису называли «второй Гундаревой». Все потому, что она была полненькой румяной светловолосой девушкой (тогда Яковлева весила около 68 килограммов, а уже позднее похудела аж до 45 кг). Такое сравнение девушку воодушевляло, ведь ее сравнивали с уже знаменитой тогда и талантливой актрисой.

Еще учась в ГИТИСе, Елена Яковлева дебютировала в кино. На третьем курсе она приняла участие в съемках музыкальной лирической комедии «Двое под одним зонтом» Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Яковлевой досталась роль второго плана – цирковой артистки Леры. В дебютном для Яковлевой фильме снимались такие мастера, как Иннокентий Смоктуновский, Наталья Андрейченко и Ивар Калныньш.

«Меня позвали на пробы к ленте «Двое под одним зонтом» на Одесскую киностудию. Приезжаю «на место» и, конечно, направляюсь прямиком на пляж – так сказать «подзагореть» захотелось. Полежала под солнцем всего часик, встаю – вся красная, как рак. Тогда же еще не было солнцезащитных кремов. И когда пришла на киностудию, я даже не могла одежду надеть – все жгло беспощадно. Спасибо режиссерам, что несмотря на это меня все равно утвердили», – вспоминала актриса.

Театр

Окончив вуз, Яковлева начала играть в театре «Современник». Труппа приняла ее единогласно, что в театральном мире случается редко. Первая роль актрисы в этом театре оказалась курьезной: в спектакле «Дни Турбиных» ей выпало играть девушку, которую по очереди мучают красногвардейцы и белогвардейцы. По режиссерской задумке она кричала без слов, находясь за кулисами. И только через 5 месяцев исправных воплей режиссер спохватился, что можно сделать запись крика.

На сцену театра актриса выходила в образе Гители в постановке Галины Волчек «Двое на качелях» по одноименному произведению Уильяма Гибсона. После Яковлева играла Наташу в «Трех сестрах» Антона Чехова, начмеда в «Навеки девятнадцатилетних» и Галину в спектакле «Близнец».

В 1986 году Яковлева покидает «Современник» ради театра имени Ермоловой. Как сегодня признается актриса, этот выбор был не верен, и спустя 3 года Елена возвращается на родные подмостки.

После возвращения в «Современник» актриса проработала там до 2011 года. За это время Яковлевой были сыграны такие яркие роли, как мятущаяся блаженная Ольга в пьесе Николая Коляды «Мурлин Мурло», цветочница Элиза Дуллитл из знаменитого «Пигмалиона» Бернарда Шоу, Варя в классической чеховской постановке «Вишневый сад», а также Тамара, главная героиня пронзительной мелодрамы «Пять вечеров».

По словам актрисы, причиной ухода стало отсутствие новых ролей. Елена Яковлева призналась, что за последние 10 лет работы в «Современнике» она получила только одну яркую новую роль.

Остальные предложения были настолько формальными и незначительными, что она просто не могла на них согласиться, не потеряв чувства собственного достоинства. Последней же каплей, как ни удивительно, стала долгожданная свежая роль. Уже во время репетиций актрису переставили с одной героини на другую, третьестепенную. Такое отношение покоробило заслуженную артистку, и она ушла из театра.

«Современник» давал прессе другую информацию, называя поведение Яковлевой и ее заявления журналистам оскорбительными, а обвинения надуманными.

Помимо работы в кино, актриса выходит на театральную сцену в антрепризных спектаклях агентства «Арт-Партнер XXI». Это постановка «Бумажный брак», в которой Елена Алексеевна предстала в блистательном трио вместе с Сергеем Маковецким и Даниилом Спиваковским, и музыкальная комедия «Территория любви». После ухода из «Современника» Яковлева сыграла в спектакле «Кто боится Вирджинии Вульф?».

Фильмы и телевидение

Телезрители впервые увидели Яковлеву в далеком 1983 году, когда она снялась в картине Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Двое под одним зонтом». Партнером юной актрисы стал Иннокентий Смоктуновский. Затем были «Плюмбум, или Опасная игра», «Временя летать» и «Два берега».

Но настоящая известность пришла к Яковлевой после главной роли в нашумевшей картине «Интердевочка». Для советского искусства этот сюжет произвел эффект бомбы. По шальной популярности фильм можно сравнить только с «Маленькой Верой».

Экранизация повести Владимира Кунина про жизнь валютных проституток заставила школьниц времен перестройки мечтать о профессии «ночной бабочки».

На главную роль в картине пробовались многие красавицы, но симпатии режиссера Тодоровского были отданы Елене Яковлевой. Ее партнершами по съемочной площадке стали Ирина Розанова, Любовь Полищук, Ингеборга Дапкунайте. «Интердевочка» получила множество наград, а сама Яковлева была удостоена престижной премии «Ника», признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран», а также получила призы токийского кинофестиваля и фестиваля «Созвездие».

С Петром Тодоровским Яковлева сотрудничала еще в одном фильме – «Анкор, еще анкор!». Режиссер снял полюбившуюся всем актрису в роли Ани Крюковой. За этот образ в активе Елены Алексеевны оказалась вторая «Ника».

Знакомство с работой в сериалах у киноактрисы состоялось в 1994 году, когда она снялась в «Петербургских тайнах», сыграв княжну Чечевинскую. Ее партнерами стали такие известные и любимые актеры как Наталья Гундарева, Николай Караченцов, Лидия Федосеева-Шукшина, Галина Польских, Ирина Розанова.

Еще большую популярность актрисе принесло участие в съемках картины про Настю Каменскую по романам Александры Марининой. Создатели сериала долго искали кандидатуру на роль женщины-оперативника. Об участии Яковлевой сразу никто и не думал – после создания образа «ночной бабочки» на такую серьезную роль она не подходила.

С трудом пройдя пробы, Яковлева доказала, что она может вжиться в любую роль. Образ сомневающейся, ранимой и умной Насти она сумела воссоздать с большой точностью. Сейчас поклонники историй о Каменской и представить себе не могут другую Настю. После третьего сезона в 2004 году актриса получила премию «ТЭФИ». Сейчас Яковлева много снимается, она востребована режиссерами.

За последние годы можно отметить следующие работы в кино:

  • «Такая работа»;
  • «Научи меня жить»;
  • «Елки новые»;
  • «Экипаж»;
  • «Самый лучший день»;
  • «Дневник мамы первоклассника»;
  • «Истребители»;
  • «Вангелия» и др.

Актриса продолжает сниматься в сериалах. Поклонники сериала «Склифосовский» запомнили ее в роли заведующей отделением Ирины Алексеевны. Яковлева, как всегда, полностью вживается в образ. Ее Павлова имеет больше отрицательных сторон, чем положительных, но актриса все равно заставляет зрителей любить свою героиню и переживать за нее.

Личная жизнь

Личная жизнь Елены Яковлевой больше напоминает тихую гавань и не богата такими насыщенными событиями, как романы, скандальные фото и прочее.

У Елены за плечами два официальных брака. Первым ее мужем стал Сергей Юлин, с которым она связала судьбу, будучи студенткой. Он также учился в ГИТИСе, однако брак не продержался долго, через полгода они расстались.

Когда актриса устраивалась в театр «Современник», жизнь с мужем уже не представляла для нее никакого интереса. В это же время в комиссии театральной труппы «Современника», принимающей новых актеров, сидел Валерий Шальных. Он был уже дважды женат, имел дочку от первого брака. Вначале актер с Яковлевой просто общался. Вскоре дружба переросла в служебный роман и пятилетний гражданский брак.

В 1990 году 3 марта гражданские супруги официально оформили свои отношения. Свидетелем на их свадьбе был режиссер театра «Современник» Игорь Кваша. Супруги до сих пор проживают вместе. О любви и взаимном уважении в семье свидетельствует факт ухода Валерия из «Современника» вслед за женой в 2011 году.

У пары есть общий сын Денис. Родился он 7 ноября 1992 года. Изначально юноша планировал связать свою жизнь с творческой профессией и поступил на режиссерский факультет Гуманитарного института телевидения и радиовещания. О дальнейшей биографии Дениса Яковлева, сына Елены Яковлевой, и его личной жизни подробной информации нет.

Известно, что творческие изыскания пришлись молодому человеку не по душе, он решил не связывать свою жизнь с кинематографом и бросил обучение. На данный момент Денис занимается культуризмом, в 2017 году зарегистрировал брак, детей нет. С невесткой, по словам самой Елены, отношения сложились дружеские.

Елена Яковлева сейчас

Несмотря на проблемы со здоровьем, актриса находится в великолепной физической форме, которую поддерживает различными косметологическими процедурами. Яковлева не скрывает, что периодически прибегает к мезотерапии, когда в ее напряженном графике выдается 3-4 свободных дня. Однажды артистке пришлось сделать пластику век. Елена Алексеевна решилась на операцию после того как заметила, что осветители стали дольше ставить свет для ее крупного плана.

В 2018 году актриса возобновила сотрудничество с театром «Современник». Галина Волчек предложила Яковлевой роль в постановке «Играем… Шиллера». Пока только в качестве приглашенной артистки. Елена Алексеевна регулярно выезжает на гастроли с творческими вечерами по городам России, а также играет в столице в Театре имени Пушкина в постановке «Эта прекрасная жизнь» и в «Центре драматургии и режиссуры» в мелодраме «Старый дом».

Гастрольный график Елена Алексеевна успешно совмещает со съемками. В 2017 году она появилась в 6 сезоне «Склифосовского», в комедии «Ёлки новые».

Образ Бабы Яги Яковлева воплотила в фильме-фэнтези «Последний богатырь». Из последних проектов, в которых задействована актриса, наиболее ожидаемыми считаются комедийная лента «Ёлки последние» и приключенческий фильм «Вратарь галактики».

Интересные факты

Любимые писатели Елены – Иван Бунин и Владимир Набоков. Хобби — верховая езда и ролики.

В 2008-2011 годах Елена Яковлева входила в состав Совета при президенте РФ по культуре и искусству.

Выступала за принятие закона о защите животных, высказывалась в поддержку легализации сферы сексуальных услуг.

В монологе, опубликованном «Российской газетой» в октябре 2013 года, Елена Яковлева выступила с критикой деятельности Государственной Думы РФ: «Если бы я попала в ряды наших думцев, я бы с ними дралась день и ночь, кидала бы в них камнями и меня бы просто убили. Как можно издавать законы, полные ерунды, бороться с курильщиками не там, где надо, или с надуманной гей-пропагандой, когда вокруг столько нищеты и запредельного».

Фильмография

  • 1983 – «Двое под одним зонтом»
  • 1989 – «Интердевочка»
  • 1991 – «Дело Сухово-Кобылина»
  • 1992 – «Анкор, еще анкор!»
  • 1995 – «Какая чудная игра»
  • 1999-2011 – «Каменская»
  • 2013 – «Вангелия»
  • 2014-2017 – «Склифосовский»
  • 2015 – «Самый лучший день»
  • 2015 – «Страна чудес»
  • 2016 – «Экипаж»
  • 2017 – «Последний богатырь»
  • 2017 – «Ёлки новые»
  • 2018 – «Ёлки последние»

Видео



Источники