Екатерина 2

Неоднозначной личностью была Екатерина 2 Великая – российская императрица немецкого происхождения. В большинстве статей и фильмов она показана как любительница придворных балов и роскошных туалетов, а также многочисленных фаворитов, с которыми она некогда состояла в весьма близких отношениях. К сожалению, немногим известно, что она была очень умным, ярким и талантливым организатором. И это бесспорный факт, так как политические изменения, которые произошли в годы ее правления, относились к просвещенному абсолютизму. Кроме того, многочисленные реформы, коснувшиеся общественной и государственной жизни страны, являются еще одним доказательством неординарности ее личности.

Биография

Российская императрица Екатерина II Великая родилась 2 мая (по старому стилю 21 апреля) 1729 года в городе Штеттине в Пруссии (ныне город Щецин в Польше), умерла 17 ноября (по старому стилю 6 ноября) 1796 года в Петербурге (Россия). Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом. Период ее правления часто называют «золотым веком» Российской империи.

По собственному признанию Екатерины II, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. Она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. Среди них великий русский полководец Александр Суворов, фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, писатель-сатирик Денис Фонвизин, выдающийся русский поэт, предшественник Пушкина Гавриил Державин, русский историк-историограф, писатель, создатель «Истории государства Российского» Николай Карамзин, писатель, философ, поэт Александр Радищев, выдающийся русский скрипач и композитор, родоначальник русской скрипичной культуры Иван Хандошкин, дирижер, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы Василий Пашкевич, композитор светской и церковной музыки, дирижер, педагог Дмитрий Бортянский.

2 мая 1729 года в замке вышеуказанного города родилась девочка, названная при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.

Матерью являлась двоюродная тётя Петра III (бывшего на тот момент совсем мальчишкой) Иоганна Елизавета, принцесса Гольштейн-Готторпская. Отцом был принц Ангальт-Цербста — Кристиан Август, бывший губернатором Штеттина. Таким образом, будущая императрица была весьма благородных кровей, хотя и не из по-монаршески богатой семьи.

Получая домашнее образование, Фредерика, кроме родного немецкого, изучала итальянский, английский и французский языки. Основы географии и богословия, музыка и танцы — соответствующее дворянское образование соседствовало с весьма подвижными детскими играми. Девочка интересовалась всем происходящим вокруг, и не смотря на некоторое недовольство родителей, принимала участие в играх с мальчишками на улицах родного города.

Впервые увидев будущего мужа в 1739 году, в замке Эйтин, Фредерика еще не знала о грядущем приглашении в Россию. В 1744 она, пятнадцатилетняя, вместе с матерью путешествовала через Ригу в Россию по приглашению императрицы Елизаветы. Сразу после приезда начала активное изучение языка, традиций, истории и религии новой родины. Наиболее видными учителями принцессы были Василий Ададуров, преподававший язык, Симон Тодорский занимавшийся с Фредерикой уроками православия и балетмейстер Ланге.

9 июля София Федерика Августа официально приняла крещение и перешла в православие наречённая Екатериной Алексеевной — именно это имя она впоследствии и прославит.

Личная жизнь

Екатерина 2 с Петром 3

«Екатерина по природе своей не была ни зла, ни жестока… и чрезмерно властолюбива: всю жизнь неизменно находилась под влиянием сменяющих друг друга фаворитов, которым с радостью уступала свою власть, вмешиваясь в их распоряжения страной только тогда, когда уж очень ясно они показывали свою неопытность, неспособность или глупость: она была умнее и опытнее в делах, чем все ее любовники, за исключением князя Потемкина.

В натуре Екатерины не было ничего чрезмерного, кроме странной смеси самой грубой и все усиливающейся с годами чувственности с чисто немецкой, практической сентиментальностью. В свои шестьдесят пять лет она как девочка влюблялась в двадцатилетних офицеров и искренне верила тому, что они также в нее влюблены. На седьмом десятке лет она плакала горькими слезами, когда ей казалось, будто Платон Зубов был с ней сдержаннее, чем обыкновенно» (Марк Алданов)

Небогатую и не слишком знатную девочку выбрали в невесты наследнику русского престола лишь по той причине, что когда-то императрица Елизавета Петровна была невестой ее дяди. Петра Федоровича, племянника Елизаветы (будущего Петра 3) и Софию-Фредерику обвенчали в 1745 году.

Петра вынудили к женитьбе на Екатерине силой, и он сразу невзлюбил жену. Брак был крайне неудачным – муж не просто пренебрегал женой, но и явно издевался над ней и унижал. Императрица Елизавета сразу после рождения отобрала у Екатерины сына Павла, в результате чего отношения матери и сына тоже не сложились. Из всех родных она ладила только с внуками, Александром и Константином.

Вероятно, неудачный брак привел Екатерину 2 к свободному образу личной жизни. Она имела любовников (едва ли не в открытую) еще при жизни мужа. Среди них попадались всякие, но примечательно, что в числе фаворитов Екатерины было множество действительно выдающихся людей. Такой образ жизни среди монархов того времени, лишенных возможности выбирать спутника жизни по склонности, не был чем-то особенным.

Екатерина 2 и Потемкин

Время Екатерины II — это расцвет фаворитизма, характерного для европейской жизни второй половины 18 в. Расставшись в начале 1770-х гг. с Г. Г. Орловым, в последующие годы императрица сменила целый ряд фаворитов. К участию в решении политических вопросов они, как правило, не допускались. Лишь двое из известных ее любовников — Григорий Александрович Потемкин и П. В. Завадовский — стали крупными государственными деятелями. Со своими фаворитами Екатерина II жила по несколько лет, но затем расставалась по самым разным причинам (из-за смерти фаворита, его измены или недостойного поведения), но никто из них не был подвергнут опале. Все они были щедро награждены чинами, титулами, деньгами и крепостными крестьянами. Всю свою жизнь императрица искала мужчину, который был бы ее достоин, разделял бы ее увлечения, взгляды и т. д. Но найти такого человека ей, по-видимому, так и не удалось. Впрочем, существует предположение, что она тайно обвенчалась с Потемкиным, с которым сохраняла дружеские отношения вплоть до его смерти. Всевозможные слухи об оргиях при дворе, склонности Екатерины к нимфомании и т. п. — не более, чем беспочвенный миф. 

11 января 1783 года Екатерина II предписала Адмиралтейств-коллегии: «Для командования заводимым флотом нашим (этот год считается датой рождения Черноморского флота) на Черном и Азовском морях повелеваем отправить нашего вице-адмирала Клокачёва, которому для принятия потребных наставлений явиться у нашего Новороссийского и Азовского генерал-губернатора князя Потемкина. На проезд его, Клокачева, всемилостивейше пожаловали мы 2000 рублей, да сверх того покуда при командовании там флотом, до назначения туда адмирала, производить ему на стол по 200 рублей в месяц. Мы не преминем назначить и других флагманов в команду его. Адмиралтейств-коллегия долженствует по требованию его вице-адмирала подавать ему всякое зависящее от неё пособие».

Дворцовый переворот и восхождение на престол

После венчания с Петром III в жизни будущей российской императрицы ничего практически не изменилось – она продолжала посвящать себя самообразованию, изучать философию, юриспруденцию и сочинения всемирно известных авторов, так как супруг абсолютно не проявлял к ней интереса и открыто развлекался с другими дамами на ее глазах. После девяти лет брака, когда отношения между Петром и Екатериной абсолютно разладились, царица родила наследника престола Павла, которого у нее сразу же отобрали и практически не позволяли с ним видеться.Петр III открыто появлялся в обществе своей любовницы Е.Р. Воронцовой. Возникла угроза ареста Екатерины и возможной ее высылки.

Тогда в голове Екатерины Великой созрел план по свержению своего супруга с престола. Она тонко, четко и расчетливо организовала дворцовый переворот, в чем ей помог английский посол Уильямс и канцлер Российской империи граф Алексей Бестужев.

Вскоре оказалось, что оба доверенных лица будущей российской императрицы ее предали. Но Екатерина не отказалась от своего замысла и нашла новых союзников в его исполнении. Ими стали братья Орловы, адъютант Хитров и вахмистр Потемкин. Принимали участие в организации дворцового переворота и иностранцы, которые выделили спонсорскую помощь для подкупа нужных людей.

В 1762 году императрица была полностью готова к решительному шагу – она отправилась в Санкт-Петербург, где ей присягнули гвардейские части, которые к тому времени были уже недовольны военной политикой императора Петра III. После этого он отрекся от престола, был заключен под стражу и вскоре погиб при неизвестных обстоятельствах. Через два месяца, 22 сентября 1762 года, София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская была коронована в Москве и стала российской императрицей Екатериной II.

По городу быстро разнеслась весть о восшествии императрицы на престол. Петербуржцы встретили ее с восторгом. Гонцы в Кронштадт и в армию были посланы для предупреждения действий Петра III. Он же, узнав о том, что случилось, начал посылать предложения о переговорах к Екатерине, однако она их отвергла. Императрица лично выступила в Петербург, возглавляя гвардейские полки, и получила по дороге письменное отречение от престола Петра III.

Правление

Несмотря на то, что Екатерина является сторонницей абсолютизма, она всё же предпринимает ряд попыток провести социальные и политические реформы. Она издает документ, «Наказ», в котором предлагает отменить смертную казнь и пытки, а также провозглашает равенство всех людей. Однако Сенат на любые попытки изменить феодальную систему отвечает решительным отказом.

После окончания работы над «Наказом», в 1767 г. Екатерина созывает представителей различных социальных и экономических слоёв населения для формирования Уложенной комиссии. Законодательного органа из комиссии не вышло, но её созыв вошёл в историю как первый случай, когда представители русского народа со всей империи получили возможность высказать свои представления о нуждах и проблемах страны.

Позднее, в 1785 г., Екатерина издаёт Хартию дворянства, в которой в корне меняет политику и оспаривает власть высших классов, при которой большая часть народных масс находится под гнётом крепостничества.

Екатерина, религиозный скептик по натуре, стремится подчинить своей власти православную церковь. В начале своего правления она вернула церкви земли и имущество, однако вскоре изменила свои взгляды. Императрица объявляет церковь частью государства, а потому все её владения, включая более миллиона крепостных, становятся собственностью империи и облагаются податями.

Внутренняя и внешняя политика

1764 год — князю Вяземскому, посланному усмирять крестьян, приписанных к заводам, велено было исследовать вопрос о выгоде вольного труда перед крепостным. Тот же вопрос предложили вновь учрежденному Экономическому обществу. В первую очередь надо было решить вопрос о монастырских крестьянах, принявший особенно острый характер еще при Елизавете Петровне. Елизавета в начале своего царствования возвратила имения монастырям и церквам, однако в 1757 г. она с окружавшими ее сановниками пришла к убеждению в необходимости передать управление церковным имуществом в светские руки.

Петр 3 велел исполнить предначертание Елизаветы и передать управление церковным имуществом коллегии экономии. Опись монастырского имущества производилась крайне грубо. При вступлении Екатерины 2 на престол архиереи подали ей жалобы и просили о возвращении им управления. Императрица по совету Бестужева-Рюмина удовлетворила их желание, отменила коллегию экономии, но не оставила своего намерения, а лишь отложила его исполнение. Она тогда же распорядилась, чтобы комиссия 1757 г. возобновила свои занятия. Приказано было произвести новые описи монастырским и церковным имуществам.

Зная, как переход Петра 3 на сторону Пруссии раздражал общественное мнение, императрица велела русским генералам соблюдать нейтралитет и этим поспособствовала прекращению войны.

Внутренние дела державы требовали особого внимания. Больше всего поражало отсутствие правосудия. Императрица по этому поводу выражалась энергично: «Лихоимство возросло до такой степени, что едва ли есть самое малое место правительства, в котором бы суд без заражения сей язвы отправлялся; ищет ли кто место – платит; защищается ли кто от клеветы – обороняется деньгами; клевещет ли кто на кого – все хитрые происки свои подкрепляет дарами».

В особенности поражена была государыня, узнав, что в пределах Новгородской губернии брали с крестьян деньгами за приведение их к присяге на верность императрице. Такое положение правосудия заставило ее созвать в 1766 г. комиссию для издания Уложения. Этой комиссии она вручила свой «Наказ», которым комиссия должна была руководствоваться при составлении Уложения. «Наказ» был составлен на основании идей Монтескье и Беккарии.

Дела польские, возникшая русско-турецкая война 1768–1774 годов и внутренние смуты приостановили законодательную деятельность Екатерины до 1775 г. Польские дела вызвали раздел и падение Польши.

Русско-турецкая война кончилась Кючук-Кайнарджийским миром, который был ратифицирован в 1775 г. По этому миру Порта признала независимость крымских и буджакских татар; уступила России Азов, Керчь, Еникале и Кинбурн; открыла русским судам свободный ход из Черного моря в Средиземное; даровала прощение христианам, принявшим участие в войне; допустила ходатайство России по делам молдавским.

Во время русско-турецкой войны в 1771 году в Москве свирепствовала чума, вызвавшая Чумной бунт. От этой чумы погибло 130 тысяч человек.

На востоке России разгорелся еще более опасный бунт, известный под названием Пугачевщины. 1775 год, январь — Пугачев был казнен в Москве.

1775 год — возобновилась законодательная деятельность Екатерины 2, вполне, впрочем, и перед тем не прекращавшаяся. Так, в 1768 г. упразднены были коммерческий и дворянский банки и учрежден так называемый ассигнационный, или разменный, банк. В 1775 г. прекращено было существование Запорожской Сечи, и без того клонившейся к падению. В том же 1775 г. начато преобразование провинциального управления. Издано было учреждение для управления губерний, которое вводилось целые 20 лет: в 1775 г. оно началось с Тверской губернии и кончилось в 1796 г. учреждением Виленской губернии. Таким образом, реформа провинциального управления, начатая Петром 1, была выведена Екатериной 2 из хаотического состояния и закончена.

1776 год — императрица велела в прошениях слово «раб» заменить словом «верноподданный».

К концу первой русско-турецкой войны получил особенно важное значение князь Григорий Потемкин, стремившийся к великим делам. Вместе со своим сотрудником Безбородко он составил проект, известный под названием греческого. Грандиозность этого проекта – разрушив Оттоманскую Порту, восстановить Греческую империю, на престол которой возвести великого князя Константина Павловича, – понравилась Екатерине.

Ираклий 2, царь Грузии, признал протекторат России. 1785 год — ознаменован двумя важными законодательными актами: «Жалованной грамотой дворянству» и «Городовым положением». Устав о народных училищах 15 августа 1786 г. осуществлен был только в малых размерах. Проекты об основании университетов в Пскове, Чернигове, Пензе и Екатеринославе отложили. 1783 год — основана была Российская академия для изучения родного языка. Положено было начало образованию женщин. Учреждены воспитательные дома, введено оспопрививание, снаряжена экспедиция Палласа для изучения отдаленных окраин.

Екатерина 2 решилась сама осмотреть вновь приобретенный крымский край. Сопровождаемая австрийским, английским и французским послами, с громадной свитой в 1787 г. она отправилась в путешествие. В Каневе встретил императрицу Станислав Понятовский, король Польский; близ Кейдан – австрийский император Иосиф 2. Он с Екатериной 2 положил первый камень города Екатеринослава, посетил Херсон и осмотрел только что созданный Потемкиным черноморский флот. Во время путешествия Иосиф замечал театральность в обстановке, видел, как наскоро сгоняли народ в якобы строящиеся селения; но в Херсоне он увидал настоящее дело – и отдал справедливость Потемкину.

Вторая русско-турецкая война при Екатерине 2 ведена была в союзе с Иосифом 2 в 1787–1791 гг. Мирный договор заключили в Яссах 29 декабря 1791 г. За все победы Россия получила только Очаков да степь между Бугом и Днепром.

Вместе с этим шла с переменным счастьем война со Швецией, объявленная Густавом III 30 июля 1788 г. Она закончилась 3 августа 1790 г. Верельским миром на условиях сохранения ранее существовавшей границы.

Во время второй русско-турецкой войны произошел переворот в Польше: 1791 год, 3 мая — была обнародована новая Конституция, что привело ко второму разделу Польши в 1793 г., а затем и к третьему – в 1795 г. По второму разделу Россия получила остальную часть Минской губернии, Волынь и Подолию, по третьему – Гродненское воеводство и Курляндию.

Последние годы правления

Последние годы правления Екатерины II характеризовались ослаблением её творческих способностей и застоем в общественной жизни. Немалую роль в этом сыграла начавшаяся в 1789 году Великая Французская революция. Она напугала императрицу, и та стала проявлять консерватизм и несвойственную ей ранее нетерпимость к чужому мнению.

Жертвами её гнева пали автор «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев, журналист и издатель Н. И. Новиков, а также драматург Я. Княжнин. Он позволил себе высказывать взгляды, не совпадающие в официальными.

Стареющая самодержица всероссийская стала всё чаще увлекаться молодыми фаворитами. Последним в этом ряду оказался Платон Зубов. Это был молодой, красивый, но абсолютно пустой и тщеславный щёголь. Он овладел сердцем зрелой дамы, не желавшей смиряться со своей старостью.

В целом надо отметить, что при Екатерине в царском окружении царили довольно распущенные нравы. В Европы XVIII столетия такое было характерно для королей, но никак не для царствующих королев. Австрийская императрица Мария Терезия и её дочь Мария-Антуанетта подвергали резкой критике то распутство, которое царило при дворе русской императрицы. Её сравнивали с любвеобильным французским королём Людовиком XV. Тот, кстати, скончался, заразившись инфекционной болезнью от одной из своих многочисленных любовниц.

Умерла императрица Екатерина II 6 ноября 1796 года в Зимнем дворце Санкт-Петербурга в возрасте 67 лет, пробыв у власти 34 года. Причиной смерти стал инсульт. На российский престол вступил император Павел I.

Итоги деятельности Екатерины Великой

  • Количество населения в царствование Екатерины увеличилось на три четверти
  • Сумма государственных доходов возросло в четыре раза
  • Значительно увеличилась территория России: Из приобретений, сделанных на юге, было образовано три губернии. Из приобретений, сделанных на западе, со стороны Польши, было образовано 8 губерний
  •  Средства нравственные стали слабее: ослабло единство интересов, связывающее различные племенные и социальные составные части государства
  • Усилилась рознь между элементами русского общества.

Художественные образы Екатерины

В кино

  • «Forbidden Paradise», 1924. В роли Екатерины — Пола Негри
  • «Каприз Екатерины II», 1927, УССР. В роли Екатерины — Вера Аргутинская
  • «Распутная императрица», 1934 — Марлен Дитрих
  • «Мюнхгаузен», 1943 — Бригитта Хорни.
  • «A Royal Scandal», 1945 — Таллула Бэнкхэд.
  • «Адмирал Ушаков», 1953. В роли Екатерины — Ольга Жизнева.
  • «Джон Пол Джонс», 1959 — Бетт Дэвис
  • «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961 — Зоя Василькова.
  • «Пропавшая грамота», 1972 — Лидия Вакула
  • «Есть идея! », 1977 — Алла Ларионова
  • «Емельян Пугачёв», 1978; «Золотой век», 2003 — Вия Артмане
  • «Царская охота», 1990 — Светлана Крючкова.
  • «Молодая Екатерина», 1991. В роли Екатерины — Джулия Ормонд
  • «Сны о России», 1992 — Марина Влади
  • «Анекдотиада», 1993 — Ирина Муравьева
  • «Русский бунт», 2000 — Ольга Антонова
  • «Русский ковчег», 2002 — Мария Кузнецова
  • «Как казаки», 2009 — Нонна Гришаева.
  • «Государыня и разбойник», 2009. В роли Екатерины — Алена Ивченко.

Телефильмы

  • «Great Catherine», 1968. В роли Екатерины — Жанна Моро
  • «Meeting of Minds», 1977. В роли Екатерины — Джейн Медоуз.
  • «Капитанская дочка», 1978. В роли Екатерины — Наталья Гундарева
  • «Михайло Ломоносов», 1986. В роли Екатерины — Катрин Кохв
  • «Россия», Англия, 1986. В роли — Валентина Азовская.
  • «Графиня Шереметева», 1988. В роли Екатерины — Лидия Федосеева-Шукшина.
  • «Виват, гардемарины! », 1991; «Гардемарины-3», (1992). В роли принцессы Фике (будущей Екатерины) — Кристина Орбакайте
  • «Catherine the Great», 1995. В роли Екатерины — Кэтрин Зета-Джонс
  • «Вечера на хуторе близ Диканьки», (2002). В роли Екатерины — Лидия Федосеева-Шукшина.
  • «Фаворит», 2005. В роли Екатерины — Наталья Суркова
  • «Catherine the Great», 2005. В роли Екатерины — Эмили Бруни
  • «Пером и шпагой», 2007. В роли Екатерины — Александра Куликова
  • «Тайна Маэстро», 2007. В роли Екатерины — Олеся Жураковская
  • «Мушкетёры Екатерины», 2007. В роли Екатерины — Алла Одинг
  • «Серебряный самурай», 2007. В роли Екатерины — Татьяна Полонская
  • «Романовы. Фильм Пятый», 2013. В роли молодой Екатерины — Василиса Елпатьевская; в зрелости — Анна Яшина.
  • «Екатерина», 2014. В роли Екатерины — Марина Александрова.
  • «Великая», 2015. В роли Екатерины — Юлия Снигирь.
  • «Екатерина. Взлёт», 2016. В роли Екатерины — Марина Александрова.

В художественной прозе

  • Николай Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1832)
  • Александр Пушкин. «Капитанская дочка» (1836)
  • Григорий Данилевский. «Княжна Тараканова» (1883)
  • Евгений Салиас. «Петербургское действо» (1884), «В старой Москве» (1885), «Сенатский секретарь» (1896), «Петровские дни» (1903)
  • Наталья Манасеина. «Цербстская принцесса» (1912)
  • Бернард Шоу. «Великая Екатерина» (1913)
  • Лев Жданов. «Последний фаворит» (1914)
  • Пётр Краснов. «Екатерина Великая» (1935)
  • Николай Равич. «Две столицы» (1964)
  • Всеволод Иванов. «Императрица Фике» (1968)
  • Валентин Пикуль. «Пером и шпагой» (1963-72), «Фаворит» (1976-82)
  • Морис Симашко. «Семирамида» (1988)
  • Нина Соротокина. «Свидание в Санкт-Петербурге» (1992), «Канцлер» (1994), «Закон парности» (1994)
  • Борис Акунин. «Внеклассное чтение» (2002)
  • Василий Аксёнов. «Вольтерьянцы и вольтерьянки» (2004)

 

 

 

 

Видео



Источники