Дед Мороз, Санта-Клаус и языческий Бог Морозко, Карачун
Дед Мороз
Дед Моро́з — главный сказочный персонаж на празднике Нового года, восточнославянский вариант рождественского дарителя. Создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего — а не рождественского — праздника произошло в советское время и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка[3]. Прообразом Деда Мороза является славянское божество — повелитель зимы, холодов и морозов.
Дед Мороз изображается как старик в цветной — голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, а во времена СССР, бывало, и Нового Года — мальчика в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто имелось цифровое обозначение наступающего/наступившего года). Мальчик Новый год выступал как своеобразный преемник Деда Мороза; наиболее часто он был изображён на новогодних открытках конца 1950-х — середины 1980-х годов, после чего популярность этого персонажа стала падать и к настоящему времени он почти забыт. Также деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.
Славянская мифология
Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя (см. Морозко)[7]. Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «клика́нья мороза»: его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей — блинами и кутьёй. В то время точно так же призывали в дом души умерших предков, а кутья — традиционная поминальная еда у славян. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце. Тогда же Мороза просили не приходить летом и не портить урожай.
Дед Мороз и православие
Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу ещё в начале XX века было неоднозначным[5]. Ведь в своих истоках это языческая персонификация сил природы (зимы и мороза) и волшебник, что противоречит христианскому учению. С другой стороны, это прочно установившаяся культурная традиция.
На эту тему высказывался в 2000 году, во время своего визита в Вологду, митрополит Сергий[16]: «… Дед Мороз — это добрый персонаж, знакомый каждому из нас с детства. И нужно помнить об этом, нужно различать персонажи добрые и злые. Мне кажется, что образ Деда Мороза — это нормальное развитие нашей светской духовной традиции».
Санта-Клаус
Санта Клаус: кто такой и где живёт?
Санта Клаус – это североамериканский фольклорный персонаж, некий рождественский дед, который дарит подарки всем деткам на Рождество. Прообразом этого героя считается христианский святой Николай Мирликийский, в честь которого седовласый дедушка и был назван («Санта» — святой, «Клаус» — Николай). Он был известен своей благотворительностью и дарил подарки детям из бедных семей.
Изначально в странах Европы подарки от имени Святого Николая дарили 6 декабря, но затем наступил период Реформации, и дары стал преподносить младенец Христос. Но затем Святого Николая вновь вспомнили, но день вручения подарков приурочили к Рождеству и перенесли на 24 декабря.
А в Америку образ попал в XVII веке благодаря голландским колонистам. И вот, с тех пор седовласый старик в красном костюме и шапке с белыми меховыми опушками каждую рождественскую ночь облетает все дома на санях, запряжённых оленьей упряжкой, и кладёт в носки, заботливо приготовленные детьми, подарки.
А где живёт Санта Клаус? Многие слышали, что он обитает в Лапландии. Но существует ли эта страна на самом деле? Да, существует. Но это не страна, а провинция или, скорее, этническая территория, расположенная за Полярным кругом и захватывающая территорию Финляндии, Швеции и даже России.
Эта провинция и, соответственно, деревня Санта-Клауса находится недалеко (примерно в 8 километрах) от небольшого городка Рованиеми. В этом городе есть международный аэропорт, так что попасть сюда вполне возможно.
Считается, что Санта Клаус родился на горе Корватунтури, которая по своим очертаниям напоминает ушки зайца (поэтому название её дословно переводится как «гора-ухо» или «ушная гора»). Там Санта обитает весь год вместе со своей семьёй и верными помощниками гномами.
Но каждый год в канун Рождества он спускается с горы в свой офис (он расположен в окрестностях Рованиеми), в котором принимает заказы на подарки и следит за их изготовлением. Изначально тут был лишь небольшой домик, но затем его отстроили и в 1985 году официально открыли целый офис.
Именно сюда приезжают туристы со всего мира, чтобы увидеть настоящее чудо. Сейчас около офиса можно увидеть почтовое отделение, различные мастерские, кукольный театр и даже торговый центр.
Недалеко от офиса Санта Клауса имеется целый парк развлечений – Санта-Парк. Он располагается в пещере Сювясенваара и был открыт в 1998 году. Работает это место круглогодично, так что любой желающий в любой момент сможет погрузиться в рождественскую атмосферу, а также прокатиться на аттракционах, в число которых входят сказочные сани и вертолёт Санта Клауса.
А в мультивидеоцентре можно увидеть и самого седовласого старичка, мчащегося на своих санях по звёздному небу. В общем, побывав тут, в существование Санта Клауса поверит любой.
Лютый, но любящий Бог Морозко
Он всегда представлялся могучим старцем-волшебником в богатой шубе синего цвета, с седыми волосами, длинной бородой, посохом и лютым характером. Его характерными чертами было то, что представал он с непокрытой головой и босой. Люди верили, что если в селение входил такой старец, то стужа будет жестокой. В его седой бороде обитает вьюга, а его главные задачи — наметать сугробы высокие, да реки во льды заковывать.
По славянским поверьям женой Мороза является Снежная Царевна — дочь Кощея и Мары. У Мороза с Царевной есть дочь Снегурочка. В праздничные дни было принято рассказывать о Снегурочке и Деде Морозе сказки и былины. Все мы помним о том, как Снегурочка влюбилась в человека, и вместо того, чтобы отправиться на Север, осталась среди людей, где и растаяла от лучей весеннего Солнца.
Карачун
Карачун (корочун, керечун, крачун), в мифологии древних славян — бог скотьего падежа и смерти от мороза. Карачун — это второе имя Чернобога. У малороссов и белоруссов Карачун — злой дух (корочун — внезапная смерть в молодом возрасте, судороги; злобный дух, сокращающий жизнь). Карачун также название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника — Рождества (в Закарпатье крачун — рождественский пирог). Также, Карачун — название Коляды или Рождественской ночи на западе Украины, в Словакии и Чехии.
«В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большой бородой, Корочун ударяет дубиною в пень, — и звенят злющие эюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается» (Алексей Михайлович Ремизов, «Сказки»).
День языческого почитания Карачуна приходится на день зимнего солнцеворота (отмечаемого в зависимости от года с 19 по 22 декабря) — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день берет свою власть грозный Карачун — божество смерти, злой дух, повелевающий морозами. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и укорачивает светлое время суток.
Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и волки-метели. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».
Видео
Источники
Дед Мороз
Дед Моро́з — главный сказочный персонаж на празднике Нового года, восточнославянский вариант рождественского дарителя. Создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего — а не рождественского — праздника произошло в советское время и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка[3]. Прообразом Деда Мороза является славянское божество — повелитель зимы, холодов и морозов.
Дед Мороз изображается как старик в цветной — голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, а во времена СССР, бывало, и Нового Года — мальчика в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто имелось цифровое обозначение наступающего/наступившего года). Мальчик Новый год выступал как своеобразный преемник Деда Мороза; наиболее часто он был изображён на новогодних открытках конца 1950-х — середины 1980-х годов, после чего популярность этого персонажа стала падать и к настоящему времени он почти забыт. Также деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.
Славянская мифология
Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя (см. Морозко)[7]. Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «клика́нья мороза»: его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей — блинами и кутьёй. В то время точно так же призывали в дом души умерших предков, а кутья — традиционная поминальная еда у славян. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце. Тогда же Мороза просили не приходить летом и не портить урожай.
Дед Мороз и православие
Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу ещё в начале XX века было неоднозначным[5]. Ведь в своих истоках это языческая персонификация сил природы (зимы и мороза) и волшебник, что противоречит христианскому учению. С другой стороны, это прочно установившаяся культурная традиция.
На эту тему высказывался в 2000 году, во время своего визита в Вологду, митрополит Сергий[16]: «… Дед Мороз — это добрый персонаж, знакомый каждому из нас с детства. И нужно помнить об этом, нужно различать персонажи добрые и злые. Мне кажется, что образ Деда Мороза — это нормальное развитие нашей светской духовной традиции».
Санта-Клаус
Санта Клаус: кто такой и где живёт?
Санта Клаус – это североамериканский фольклорный персонаж, некий рождественский дед, который дарит подарки всем деткам на Рождество. Прообразом этого героя считается христианский святой Николай Мирликийский, в честь которого седовласый дедушка и был назван («Санта» — святой, «Клаус» — Николай). Он был известен своей благотворительностью и дарил подарки детям из бедных семей.
Изначально в странах Европы подарки от имени Святого Николая дарили 6 декабря, но затем наступил период Реформации, и дары стал преподносить младенец Христос. Но затем Святого Николая вновь вспомнили, но день вручения подарков приурочили к Рождеству и перенесли на 24 декабря.
А в Америку образ попал в XVII веке благодаря голландским колонистам. И вот, с тех пор седовласый старик в красном костюме и шапке с белыми меховыми опушками каждую рождественскую ночь облетает все дома на санях, запряжённых оленьей упряжкой, и кладёт в носки, заботливо приготовленные детьми, подарки.
А где живёт Санта Клаус? Многие слышали, что он обитает в Лапландии. Но существует ли эта страна на самом деле? Да, существует. Но это не страна, а провинция или, скорее, этническая территория, расположенная за Полярным кругом и захватывающая территорию Финляндии, Швеции и даже России.
Эта провинция и, соответственно, деревня Санта-Клауса находится недалеко (примерно в 8 километрах) от небольшого городка Рованиеми. В этом городе есть международный аэропорт, так что попасть сюда вполне возможно.
Считается, что Санта Клаус родился на горе Корватунтури, которая по своим очертаниям напоминает ушки зайца (поэтому название её дословно переводится как «гора-ухо» или «ушная гора»). Там Санта обитает весь год вместе со своей семьёй и верными помощниками гномами.
Но каждый год в канун Рождества он спускается с горы в свой офис (он расположен в окрестностях Рованиеми), в котором принимает заказы на подарки и следит за их изготовлением. Изначально тут был лишь небольшой домик, но затем его отстроили и в 1985 году официально открыли целый офис.
Именно сюда приезжают туристы со всего мира, чтобы увидеть настоящее чудо. Сейчас около офиса можно увидеть почтовое отделение, различные мастерские, кукольный театр и даже торговый центр.
Недалеко от офиса Санта Клауса имеется целый парк развлечений – Санта-Парк. Он располагается в пещере Сювясенваара и был открыт в 1998 году. Работает это место круглогодично, так что любой желающий в любой момент сможет погрузиться в рождественскую атмосферу, а также прокатиться на аттракционах, в число которых входят сказочные сани и вертолёт Санта Клауса.
А в мультивидеоцентре можно увидеть и самого седовласого старичка, мчащегося на своих санях по звёздному небу. В общем, побывав тут, в существование Санта Клауса поверит любой.
Лютый, но любящий Бог Морозко
Он всегда представлялся могучим старцем-волшебником в богатой шубе синего цвета, с седыми волосами, длинной бородой, посохом и лютым характером. Его характерными чертами было то, что представал он с непокрытой головой и босой. Люди верили, что если в селение входил такой старец, то стужа будет жестокой. В его седой бороде обитает вьюга, а его главные задачи — наметать сугробы высокие, да реки во льды заковывать.
По славянским поверьям женой Мороза является Снежная Царевна — дочь Кощея и Мары. У Мороза с Царевной есть дочь Снегурочка. В праздничные дни было принято рассказывать о Снегурочке и Деде Морозе сказки и былины. Все мы помним о том, как Снегурочка влюбилась в человека, и вместо того, чтобы отправиться на Север, осталась среди людей, где и растаяла от лучей весеннего Солнца.
Карачун
Карачун (корочун, керечун, крачун), в мифологии древних славян — бог скотьего падежа и смерти от мороза. Карачун — это второе имя Чернобога. У малороссов и белоруссов Карачун — злой дух (корочун — внезапная смерть в молодом возрасте, судороги; злобный дух, сокращающий жизнь). Карачун также название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника — Рождества (в Закарпатье крачун — рождественский пирог). Также, Карачун — название Коляды или Рождественской ночи на западе Украины, в Словакии и Чехии.
«В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большой бородой, Корочун ударяет дубиною в пень, — и звенят злющие эюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается» (Алексей Михайлович Ремизов, «Сказки»).
День языческого почитания Карачуна приходится на день зимнего солнцеворота (отмечаемого в зависимости от года с 19 по 22 декабря) — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день берет свою власть грозный Карачун — божество смерти, злой дух, повелевающий морозами. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и укорачивает светлое время суток.
Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и волки-метели. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».