Аза Лихитченко

Имя: Лихитченко Азалия

Дата рождения: 20 ноября 1937 г

Возраст: 80 год

Деятельность: Советская телеведущая, народная артистка РСФСР

Юные годы

Аза (Азалия) Лихитченко родилась 20 ноября 1937 года в Москве. По национальности – русская, хотя из-за внешности многие принимали ее за осетинку. С раннего детства мечтала стать актрисой. В 1959 году окончила Школу-студию МХАТ, курс П. Массальского. Ее однокурсниками были Владимир Высоцкий, Валентин Никулин, Георгий Епифанцев. После окончания театрального училища принята в Севастопольский русский драматический театр, где сыграла в спектакле «Барабанщица».

Не рассмотрела Гения

В одном из интервью Аза Лихитченко рассказала, что была очень скромной девушкой и не посещала студенческие тусовки. Но, несмотря на такую разность во взглядах на развлечения, у нее есть своя история, связанная с Владимиром Высоцким. Случай был невинным и интересным, но ранее она не считала нужным им делиться. Но спустя много лет, история, где в главных ролях Аза Лихитченко и Владимир Высоцкий, стала достоянием общественности. Случай этот произошел во время гастролей по Московской области. Тогда еще простых студентов поселили в обычной сельской школе. Мест для всех не хватило, и Высоцкий пришел к Лихитченко со словами, что ему негде спать, и придется им заночевать на одном спальном месте. Аза Владимировна, конечно, была против, но делать нечего.

Она завернулась в дождевик, очень модный в то время, и пригрозила Высоцкому, что малейшее прикосновение грозит ему громким криком юной красавицы. Но громко повздыхав до середины ночи, Высоцкий решил пойти спать на сеновал. Его такой отказ задел, и потом он постоянно старался сделать так, чтобы рядом всегда была Аза Лихитченко. Личная жизнь ее благодаря этому пополнилась предложением руки и сердца от гения современности.

Но и оно увенчалось отказом, так как в мыслях у Азы Владимировны был совсем другой мужчина. Несмотря на это, тогда еще неизвестный гений носил ее на руках, поднимал на пятый этаж, водил на столь редкие в то время фотосессии. В своих ухаживаниях Владимир Высоцкий был недолог и уже через два месяца женился на Изе Мешковой. Но, по словам матери Высоцкого, в его сердце всегда жила Аза Лихитченко. Личная жизнь у нее была насыщенная, ведь в нее были влюблены все мужчины страны. Но завоевать красавицу смог журналист Александр Георгиевич Менделеев, который и стал ее первым мужем.

Телевидение

Еще будучи студенткой Школы-студии МХАТ она увидела объявление о том, что проводится конкурс на диктора телевидения. В тот момент это была очень престижная профессия. Ей захотелось попробовать, хотя в успех она не верила. В конкурсе принимало участие огромное количество претендентов. Но ее преимуществом было то, что она имела актерские навыки, полученные в Школе-студии МХАТ. И, конечно же, великолепный голос.

На конкурсе она читала стихи Анны Ахматовой. Просматривала ее Валентина Леонтьева. После окончания конкурса худрук дикторского отдела сказал Азе, что она принята. «Самое смешное, я не поверила, подумала, что мне так вежливо отказали», – вспоминала она. Лихитченко вернулась в Школу-студию, отыграла дипломный спектакль, а с телевидения никаких известий не было. И она отправилась в Севастополь – в местный театр. Но проработала там только 25 дней. А потом позвонила мама и сообщила, что ее вызывают на ТВ. Она вспоминала: «Тогда я бросилась в ноги к руководителю театра и сказала: «Отпустите меня, ради бога». Приехала в Москву, это было, наверное, 10 сентября, а 14-го мне сказали: «Давайте в эфир, вы подготовленный человек». И уже вечером я вела передачу».

Ей позвонила мама и ошеломленно рассказала, что Азу зовут на Центральное Телевидение. После радостного сообщения та, просила руководство театра отпустить. Приехала обратно в родной город и через несколько дней уже блистала на советских телеэкранах.

Вот так совершенно случайно Аза Владимировна Лихитченко, биография, личная жизнь, муж и дети которой скрыты от посторонних глаз, выбрала свою судьбу. Возможно, профессия и непростая, забирающая много сил, энергии, но интересная.

В тот период на ТВ и радио первостепенное значение отдавалось культуре речи. Все люди, трудящиеся в этой сфере, были хорошо знакомы с Дитмаром Розенталь и Ираклием Андрониковым. Аза часто обращалась за советами именно к Розенталю.

В начале 1968 года вышел первый выпуск телепередачи «Время», главный проект Советского ТВ, где одной из ведущих была Лихитченко.

Благодаря достаточно эмоциональной натуре, она умела передавать новости грамотно и красочно. Буквально за несколько выпусков ее полюбили и признали телезрители. В период с 1970 по 1980 годы Азалия Владимировна была одной из наиболее популярных дикторов новостной телепередачи «Время».

С ней в эфире работали Вера Шебеко, Игорь Кириллов и Анна Шатилова. Наиболее серьезные темы во время трансляции руководство поручало только им.

Сейчас мастерство именно этих дикторов кажется фантастическим, потому как часто они рисковали просто на ходу внося правки в новостной материал.

Интуиция, большой опыт и стойкость к стрессовым ситуациям помогли Лихитченко научиться понимать реакцию зрителя. Карьера постепенно шла в гору. В 1980 ее назначили директором дикторского отдела ЦТ. В то же время Аза продолжала оставаться ведущей телепередачи «Время» до 1993 года.

Противница служебных романов

На телеэкранах в советские времена блистали только лучшие. Это были не только профессионалы своего дела, но и действительно красивые люди. Один только Игорь Кирилов мог вскружить голову любой девушке. Но Азу Лихитченко это не касалось. Она была полностью погружена в свою работу. Для нее было важно, чтобы с партнером было удобно и комфортно работать, а, как известно, после романтических отношений друзьями оставаться сложно.

Поэтому все соведущие были для Лихитченко надежным рабочим тылом, который всегда подхватит и даст зацепку. Заработная плата тогдашней звезды составляла 300 рублей и плюс по дополнительные восемь рублей за каждую передачу. Деньги, конечно неплохие, но в сравнении с современными лицами новостных передач, дикторы того времени были просто нищими. Но зависти к ним Аза Владимировна не испытывает, единственное, что, по ее мнению, сейчас она новости еще красочнее и ярче могла бы преподносить, ведь свободы стало гораздо больше.

90-е годы

В 1990-м она напророчила власть Борису Ельцину. Аза Владимировна вспоминала: «В то время его все ругали, а он потом еще и в речке тонул. Но как-то вдруг прорвался Борис Николаевич на «Эхо Москвы». А я в этот момент вела программу «Время». Звоню своим в дикторский отдел, говорю: «Тут Борис Николаевич, давайте его пригласим». А они мне: «Да пошел он». Звоню в информацию, и один из руководителей программы «Время» сказал: «Нечего с ним встречаться». И я сама пошла. Отвела его наверх в наш зимний сад, прибежали еще ребята, мы разговорились.

Потом у меня выпуск. Я Ельцину: «Извините, у меня эфир, не могу вас даже пригласить кофе попить». Потом программу отчитала, смотрю – Борис Николаевич со своим помощником стоят вдвоем около раздевалки. Я подхожу к Ельцину, а он мне: «Мне бы только выборы пройти». Я говорю: «Да бросьте, Борис Николаевич, я ведьма, вы еще будете нашим русским царем». Он говорит: «Вашими бы устами да мед пить». Теперь я очень жалею, что все так напророчила». Диктором Центрального телевидения Аза Владимировна работала до 1993 года. Была наставницей для многих впоследствии ставших известными ведущих, в частности, ее воспитанница – Екатерина Андреева.

Личная жизнь

В период обучения в МХАТе за Лихитченко ухаживал Владимир Высоцкий, даже предложил девушке руку и сердце. Но молодая Азалия тогда была увлечена другим мужчиной. Через короткий период после отказа женился на Изе Мешковой. Позднее, через много лет Аза Владимировна рассказывала, что полюбила его и очень страдала, именно тогда, когда тот ушел в мир иной. Она была на похоронах артиста и после этого два года ее мучили одни и те же сны.

Обычно это был либо его День рождения, либо же – день смерти. И каждое утро женщина ходила в церковь, чтобы поставить свечку.

Ее первым мужем официально стал Александр Менделеев, сценарист и по совместительству журналист. Именно его сценарий стал основой для картины «Срочно требуется песня». Кстати, там был задействован Высоцкий.

Биография Азы Лихитченко, показывает ее как скромного человека, предпочитающего обходить стороной вопросы о личной жизни, муже и детях.

Фрагменты интервью с Лихитченко

Расскажите свою историю про Золушку и ТВ.

– Я была студенткой Школы-студии МХАТ и увидела объявление о том, что проводится конкурс на диктора телевидения. Тогда дикторы – это были небожители. Их всего-то работало четыре человека. Это было невозможно, невероятно – стать диктором. Но мне очень хотелось побывать на студии и посмотреть, что это такое. В конкурсе принимало участие огромное количество девушек и юношей, но у меня было большое преимущество – Школа-студия МХАТ. И, как оказалось, абсолютно телевизионный голос. Мне сказали: что вы будете читать? Я говорю: Ахматову, Цветаеву, Блока. По-моему, Леонтьева закричала: “Ой, Ахматову, Ахматову”. Прошла первый, второй тур, но опять же я не очень рассчитывала, что окажусь в этом чуде. А когда конкурс закончился, худрук дикторского отдела спросил: чем вы занимаетесь? Я говорю: “Заканчиваю Школу-студию МХАТ”. Он: “Ну давайте заканчивайте, вы приняты. Мы вас взяли”.

Неужели ради ТВ нужно было бросать театр?

– Когда я ушла на телевидение, все мои сокурсники от меня отвернулись. Говорили: ты что, с ума сошла, театр – это же святое. Но не прошло и года, как маститые актеры, приходившие к нам на студию, мне говорили: “Аза, какая же ты молодец”.

И вы забыли театр раз и навсегда.

– Когда я училась в театральном вузе, нам не разрешали сниматься в кино. А хотелось жутко, нужно же было о себе заявить. Но мой педагог сказал: “Девочка моя, ты же не хочешь лишиться Школы-студии МХАТ”. Я говорю: “Нет, конечно”. Немного позднее мы сидели с Валей Малявиной, которая училась на курс младше меня, на лестнице мхатовской школы, и она спросила: “Аза, мне предлагают роль в “Ивановом детстве”, и что мне делать?”. И я, уже умудренная опытом, сказала: “Валюша, иди и снимайся”. Она говорит: “Меня же выгонят из студии”. – “Ничего, кончишь другой театральный”. Она пошла сниматься, и, конечно же, ее выгнали, и, конечно же, она закончила другой театральный. После ко мне подошел режиссер Рыбаков: “Аза, ну сыграй ты у меня”. Его фильм “В начале века” назывался. Я говорю: “Нам не разрешают”. А он: “Ну что, тебе лишние деньги помешают? Там всего-то три дня”. Я подумала: господи, всего-то три дня, снимусь. И снялась. Там была сцена: Владимир Ильич Ленин в ссылке встречается со своими соратниками, и все поют: “Вихри враждебные…” В общем, какая-то мура. Это было грехом моей молодости: в течение всех последующих лет моей жизни на ТВ каждый раз 7 ноября и 1 мая обязательно шел этот фильм. И все меня видели.

Как-то в Доме кино на юбилее одного из режиссеров ко мне подошел великий Григорий Александров, обнял: “Азочка, я вас так люблю. Не жалейте о кино, посмотрите в зал. Сколько здесь сидит замечательных актрис, которых уже забыли. Держитесь своего телевидения, у вас замечательная работа”. Александров и в старости был очень красив. В это время подошла Любовь Орлова, его жена. “По-моему, он вас слишком, Азочка, любит”. Приревновала. Я посмотрела на нее: лицо как мумия, на подтяжках. Я тогда подумала: никогда не буду делать подтяжки. Я была молоденькая и хорошенькая.

А как Высоцкий к вам относился? Ведь он очень ценил красивых женщин. У вас была с ним взаимная симпатия?

– Недавно умерла мама Владимира Семеновича, мы ее хоронили. Мы с ней были дружны. Через много лет после смерти Володи она спросила у меня: “Азочка, у тебя же был роман с Володей?”. – “Не было у меня романа, не было”. – “Нет, был”, – все время говорила мне она. Это мое. И все же романа не было, было другое.

Как выглядело телевиденье тех годов изнутри?

– Были правила игры, о которых все знали и понимали, о чем можно говорить, а о чем нельзя. Все-таки прямой эфир – это очень большое напряжение. Как-то я спросила одного Героя Соцтруда о его работе, он начал рассказывать, а потом вдруг: “Черт побери, да все не то говорю”. И это на всю страну. А вот еще случай. Тогда только-только появились видеомагнитофоны, и моя коллега, девушка, вела программу. А программу взяли да записали. И она побежала, как на крыльях домой. А муж привык, что, если жена в эфире, значит, она на Шаболовке, а он свободен. Эфир-то был прямой. Так вот, пришла моя подруга, а муж там с другой женщиной. Он ей: “Ты же там должна быть”. Она: “Нет, я здесь”. В результате – развод.

У вас-то лично, наверное, такого не было?

– А я очень строгая девушка была. К тому же очень много вкалывала, поэтому времени ни на что другое не оставалось. Да и мама меня все время в узде держала. С первым мужем я разошлась, потому что полюбила второго. Но если первый отлично понимал издержки моей публичной профессии, то второй этого понимать не хотел и обвинял меня во всех смертных грехах. А это была абсолютная неправда. Но ничего доказать было невозможно. Моя подруга мне рассказывала: приходит к себе на работу, а я там в эфире. И один мужик, ее сотрудник, возьми и ляпни: “О, это моя любовница”. Она говорит: “Да ты что? Это же моя подруга. Я ее мужа знаю”. А он говорит: “Ну и что, что ты знаешь”. – “Да у нее дочка”. – “Это от меня дочка”.

Какие отношения были с коллегами, ведь у вас мужчины были все как на подбор красавцы. Один Игорь Кириллов чего стоил.

– Это только товарищи по работе, не более того. Понимаете, когда ты занят делом, важно, чтобы с партнером было ловко, удобно, хорошо работать. Чтобы я всегда знала, что он подхватит меня, всегда даст зацепку при чтении. В то время я получала 300 рублей плюс по восемь за каждую программу “Время”. Но по сравнению с нынешними телеведущими мы нищие. Только я им не завидую. Но в отличие от нас у них теперь такая свобода, и “Время” можно так интересно подать.

Фильмография Азы Лихитченко

  • 1961 – В начале века – ссыльная
  • 1962 – Интервью у весны (фильм-спектакль) – ведущая
  • 1982 – Вы умеете играть на пианино? (фильм-спектакль) – ведущая цикла «По вашему письму»
  • 1983 – Вера (фильм-спектакль) – ведущая передачи
  • 1984 – Институт бабушек (фильм-спектакль) – ведущая передачи

Интересные факты

  1. Смешная оговорка в прямом эфире – вместо самоходного комбайна произнесла «самогонный».
  2. Никогда не носила парик, хотя вся семья Брежневых была уверена в другом.
  3. Крепко дружит со своими соседями, которые родом из Осетии.
  4. Муж ее не очень любит физическую работу, поэтому, когда необходимо потрудиться, притворяется больным.
  5. В 1980 году Лихитченко стала директором дикторского отдела ЦТ, а ведущей программы «Время» она работала до 1993 года.
  6. О работе: «Я очень рада, что главная информационная программа страны носит имя, данное ей при рождении – «Время». Изменилось всё – жизнь, изменилось само время, изменились сюжеты, но программа «Время» остаётся».
  7. В начале 1990-х годов новое останкинское руководство заменило дикторов журналистами, и уникальную профессию диктора упразднили.
  8. Лихитченко не против выкурить ароматную сигаретку.
  9. В 2011 году Азу Владимировну наградили Орденом Дружбы.
  10. Очень любит вести парады в честь 7 ноября.
  11. В свое время получала предложения руки и сердца от самого Владимира Высоцкого.

Видео


Источники