Аполлон

Происхождение и способности

Аполлон, по прозвищу Феб («лучезарный, сияющий») – в древнегреческой мифологии златокудрый сребролукий бог света (отсюда его прозвище Феб, солнечный свет символизируется его золотыми стрелами), покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев и основывающихся древнегреческих колоний, также очищал людей, совершивших убийство. Один из наиболее почитаемых богов. Олицетворяет Солнце (а его сестра-близнец Артемида – Луну).

Классический образ Аполлона включает в себя архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития, что порождает разнообразие и двойственность его проявлений:

  • губитель, карающий бог;
  • бог защитник, помощник и врачеватель;
  • солнечный бог;
  • бог-прорицатель;
  • пасторальный бог;
  • блюститель гармонии (космической и человеческой);
  • бог поэзии и музыки;
  • бог юности, эфебов.

Место рождения Аполлона – плавучий остров Астерия, принявший Лето, скрывающуюся от гнева ревнивой Геры. С рождением божественных близнецов остров прекратил свои скитания и получил наименование Делос – греч. «являю». Место рождения Аполлона и пальма, под которой Лето разрешилась от бремени, стали священными.

Как грозное божество Аполлона, вместе с Артемидой, приносит внезапную смерть старикам, иногда они поражают без всякого повода. Ещё совсем юным (на четвертый день, тотчас по рождении) Аполлон тысячью стрел сражает опустошавшего окрестности Дельф змея Пифона и забирает себе его оракула. Вместе с сестрой Аполлон поражает своими стрелами великана Тития и детей Ниобы, карая за оскорбления нанесенные ими Лето. Он убивает ковавших молнии Зевсу киклопов, участвует в битвах олимпийцев с гигантами и титанами.

В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам:

  • его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму;
  • он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектаром;
  • с его помощью совершается убийство Ахилла Парисом.

Гнев Аполлона выражается не только в потоке губительных стрел. Победив в музыкальном состязании сатира Марсия, разгневанный его дерзостью Аполлон, сдирает с него кожу, а Царя Мидаса, который счел лучшим игроком на лире Пана, Аполлон наградил ослиными ушами. Воинственный характер Аполлона проявился и в его схватке с Гераклом, пытающимся овладеть дельфийским треножником, вызвавшей гнев Зевса, который прекращает распрю, метнув свою молнию.

Наряду с губительными действиями Аполлону присущи свойства помощника и защитника:

  • он целительи врач;
  • владычествуя над морем он защищает мореходцев от бурь и посылает ветры, облегчающие вход в гавань;
  • споспешествует созреванию полевых посевов и плодов;
  • защищает посевы от всевозможных вредных влияний, г.о. от саранчи и мышей.

В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.

Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и темных стихийных сил подтверждается теснейшими связями Аполлона и Диониса, хотя это божества антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой – бог темного и слепого экстаза; но после VII в. до н. э. образы этих богов стали сближаться в Дельфах, им обоим устраивали оргии на Парнасе, сам Аполлон нередко почитался как Дионис, носил эпитеты Диониса – Плющ и Бакхий, участники празднества в честь Аполлона украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).

Внешность, характер, атрибуты

Существует устойчивое определение Аполлона как прекраснейшего из богов. Стройный, светлоглазый, со светлыми волосами – эти указания на внешность почерпнуты из эпитетов Аполлона. Две характеристики Феба – длинные волосы и отсутствие бороды.

Можно также более подробно представить себе Аполлона. Скажем, один врач по имени Адамантиос в V веке писал: «Жители тех стран, где эллинский тип сохранился чистым, высоки ростом, широкоплечи, с прямым станом и крепкими членами; у них белая кожа, светлые волосы, на щеках небольшой румянец; ноги прямые стройные, с небольшими ступнями, голова круглая, средней величины, крепкая шея. Их волосы с рыжеватым отливом, мягкие и слегка вьющиеся; у них прямоугольные лица с тонкими губами и прямым носом. Их глаза, подернутые влагой, отличаются мягким и проницательным взглядом и сильным блеском; из всех народов у греков самые красивые глаза».

Нельзя, конечно, утверждать, что Аполлон подобен смертным красотой, но это описание позволяет нам вообразить, из каких представлений о красоте исходили сами греки. Скульптуры изображают его либо стройным, либо – полнотелым (соответственно, поздние), с пухлыми губами и женскими чертами лица.

Характер Аполлона зависит от того, когда был создан тот или иной миф. Скажем, в мифах более раннего периода Аполлон склонен к опрометчивым поступкам, скор на расправу, в мифах позднего периода – он сама рассудительность, гармония, созидание (вспомним его принципы: «Познай себя», «Ничего сверх меры»).

Греки изображали Аполлона либо обнаженным, либо в длинном хитоне. Атрибуты – кифара (или лира), лук и стрелы; еще Аполлон владел золотым мечом.

Культ Аполлона

Считается, что его культ был рождён у дорийцев. В честь бога они проводили Иакинфии и Карнеи, причём последний праздник был посвящён Аполлону как военному богу. Затем культ распространился по всей Греции. Храмы существовали на Делосе и Пелопоннесе. Но самым почитаемым было Дельфийское святилище. Интересно, что из греческих колоний почитание Аполлона переместилось в Рим – здесь в его честь учредили вековые игры.

Сегодня увидеть храмы Аполлона можно в разных регионах Греции. В Коринфе сохранились руины святилища – от них хоть и остались колонны, но и те выглядят довольно величественно. Храм не смог полностью разрушить даже грозный Луций Муммий. На Делосе, где располагался главный храм Аполлона, уцелела Терраса Львов. Правда, оригиналы выставлены в музее Дилоса – их заменили копиями. Также Аполлону был посвящён храм Делиос.

Важнейшей святыней античного мира являлся храм в Дельфах. В одной из его комнат располагался знаменитый Дельфийский Оракул, прорицания которого оказывали мощное влияние на всю культурную, экономическую и политическую жизнь Средиземноморья. За пределами Греции славу получил храм Аполлона в турецком Сиде. От него остались колонны, украшенные растительными орнаментами.

Ещё один уникальный храм находится на Пелопоннесе, на границе областей Аркадия и Мессиния. Это единственный в своем роде храм Аполлона Эпикурейца, храм-компас, всегда показывающий с севера на юг и вращающийся на своем фундаменте вслед за Полярной звездой. Это чудо инженерной мысли древних греков было построено в 5 веке до н.э. в местечке Фигалия на высоте 1130 метров.

Аполлон – одна из самых противоречивых фигур Пантеона богов. Все сюжеты, связанные с ним, зачастую рисуют совершенно параллельные образы. Это было связано с длительной эволюцией мифологии и человеческого отношения к жизни. Однако для любителей греческих мифов Аполлон так и остался символом утончённости, олицетворением всего благородного и светлого.

Праздники в честь Аполлона

Аполлон был главным племенным богом дорийцев и богом-покровителем Спарты. Дорийцы совершали два великие праздника в честь ему, Карнеи и Иакинфии (Иакинфии). Оба праздника были ежегодные. Карнейский совершался в честь Аполлона, как военного бога, каким изображала его, в шлеме, с копьем и луком, древняя колоссальная статуя его в лаконском местечке Амиклах. Карнейский праздник совершался в священном месяце карнее (августе). Народ ставил себе шатры; герольды возвещали о начале праздника; его принадлежностью была военные пляски, пение, музыка, гимнастические состязания и (с 665 года) пляски и игры нагих мальчиков (гимнопедии).

Иакинфский праздник, приходившийся в Древней Греции на месяц гекатомвей (июле) и длившийся девять дней, начинался печальными обрядами, в воспоминание о смерти прекрасного юноши Иакинфа (Гиацинта), олицетворения цветов. По древнегреческим мифам, он был любимец бога Аполлона, но по несчастной случайности диск, брошенный Аполлоном, убил его (то есть, диск солнца убил своим зноем цветы). Но Гиацинт был воскрешен и взят на Олимп; потому за печальными обрядами следовало веселье: юноши и девушки, увенчанные цветами, ходили торжественными процессиями, танцевали. Смерть и воскресение Иакинфа символизировали в мифах Древней Греции ежегодную смену погибели и возрождения растительности. В финикийском богослужении были обряды, имевшие тот же смысл.

Мифы об Аполлоне

Борьба Аполлона с Пифоном и основание Дельфийского Оракула

Юный, светозарный Аполлон понесся по лазурному небу с кифарой2 в руках, с серебряным луком за плечами; золотые стрелы громко звенели в его колчане. Гордый, ликующий, несся Аполлон высоко над землей, грозя всему злому, всему порожденному мраком. Он стремился туда, где жил грозный Пифон, преследовавший его мать Латону; он хотел отомстить ему за все зло, которое тот ей причинил.

Быстро достиг Аполлон мрачного ущелья, жилища Пифона. Кругом высились скалы, уходя высоко в небо. Мрак царил в ущелье. По дну его стремительно несся, седой от пены, горный поток, а над потоком клубились туманы. Выполз из своего логовища ужасный Пифон. Громадное тело его, покрытое чешуей, извивалось меж скал бесчисленными кольцами. Скалы и горы дрожали от тяжести его тела и сдвигались с места. Яростный Пифон все предавал опустошению, смерть распространял он кругом.

В ужасе бежали нимфы и все живое. Поднялся Пифон, могучий, яростный, раскрыл свою ужасную пасть и уже готов был поглотить златокудрого Аполлона. Тогда раздался звон тетивы серебряного лука, как искра сверкнула в воздухе не знающая промаха золотая стрела, за ней другая, третья; стрелы дождем посыпались на Пифона, и он бездыханный упал на землю. Громко зазвучала торжествующая победная песнь (пэан) златокудрого Аполлона, победителя Пифона, и вторили ей золотые струны кифары бога. Аполлон зарыл в землю тело Пифона там, где стоят священные Дельфы, и основал в Дельфах святилище и оракул, чтобы прорицать в нем людям волю отца своего Зевса.

С высокого берега далеко в море Аполлон увидел корабль критских моряков. Под видом дельфина бросился он в синее море, настиг корабль и лучезарной звездой взлетел из морских волн на корму его. Аполлон привел корабль к пристани города Крисы3 и через плодородную долину повел критских моряков, играя на золотой кифаре, в Дельфы. Он сделал их первыми жрецами своего святилища.

Дафна

Светлый, радостный бог Аполлон знает и печаль, и его постигло горе. Он познал горе вскоре после победы над Пифоном. Когда Аполлон, гордый своей победой, стоял над сраженным его стрелами чудовищем, он увидел около себя юного бога любви Эрота, натягивающего свой золотой лук. Смеясь, сказал ему Аполлон:

— На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Предоставь-ка лучше мне посылать разящие золотые стрелы, которыми я сейчас убил Пифона. Тебе ль равняться славой со мной, стреловержцем? Уж не хочешь ли ты достигнуть большей славы, чем я?

Обиженный Эрот гордо ответил Аполлону:

— Стрелы твои, Феб-Аполлон, не знают промаха, всех разят они, но моя стрела поразит тебя.

Эрот взмахнул своими золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы: одну – ранящую сердце и вызывающую любовь, ею пронзил он сердце Аполлона, другую – убивающую любовь, ее пустил он в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея.

Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого Аполлона, как с быстротою ветра пустилась бежать, ведь стрела Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил ей вслед сребролукий бог.

— Стой, прекрасная нимфа, – взывал Аполлон, – зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком, Словно голубка, спасающаяся от орла, несешься ты! Ведь я же не враг твой! Смотри, ты поранила ноги об острые шипы терновника. О, погоди, остановись! Ведь я Аполлон, сын громовержца Зевса, а не простой смертный пастух. Но все быстрее бежала прекрасная Дафна. Как на крыльях, мчится за ней Аполлон. Все ближе он. Вот сейчас настигнет! Дафна чувствует его дыхание. Силы оставляют ее. Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею:

— Отец Пеней, помоги мне! Расступись скорее, земля, и поглоти меня! О, отнимите у меня этот образ, он причиняет мне одно страдание!

Лишь только сказала она это, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, превратились в ветви. Долго печальный стоял Аполлон пред лавром и, наконец, промолвил:

— Пусть же венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень. Стой же вечно зеленым!

А лавр тихо зашелестел в ответ Аполлону своими густыми ветвями и, как бы в знак согласия, склонил свою зеленую вершину.

Аполлон у Адмета

Аполлон должен был очиститься от греха пролитой крови Пифона. Ведь и сам он очищает людей, совершивших убийство. Он удалился по решению Зевса в Фессалию к прекрасному и благородному царю Адмету. Там пас он стада царя и этой службой искупал свой грех. Когда Аполлон играл средь пастбища на тростниковой флейте или на золотой кифаре, дикие звери выходили из лесной чащи, очарованные его игрой. Пантеры и свирепые львы мирно ходили среди стад.

Олени и серны сбегались на звуки флейты. Мир и радость царили кругом. Благоденствие вселилось в дом Адмета; ни у кого не было таких плодов, его кони и стада были лучшими во всей Фессалии. Все это дал ему златокудрый бог. Аполлон помог Адмету получить руку дочери царя Иолка Пелия, Алкесты. Отец ее обещал отдать ее в жены лишь тому, кто будет в силах запрячь в свою колесницу льва и медведя. Тогда Аполлон наделил своего любимца Адмета непоборимой силой, и он исполнил эту задачу Пелия. Аполлон служил у Адмета восемь лет и, окончив срок своей искупающей грех службы, вернулся в Дельфы.

Весну и лето живет Аполлон в Дельфах. Когда же наступает осень, вянут цветы и листья на деревьях желтеют, когда близка уже холодная зима, покрывающая снегом вершину Парнаса, тогда Аполлон на своей колеснице, запряженной белоснежными лебедями, уносится в не знающую зимы страну гипербореев, в страну вечной весны. Там живет он всю зиму. Когда же вновь зазеленеет все в Дельфах, когда под живящим дыханием весны распустятся цветы и пестрым ковром покроют долину Крисы, возвращается на лебедях своих златокудрый Аполлон в Дельфы прорицать людям волю громовержца Зевса. Тогда в Дельфах празднуют возвращение бога-прорицателя Аполлона из страны гипербореев. Всю весну и лето живет он в Дельфах, посещает он и родину свою Делос, где у него тоже есть великолепное святилище.

Аполлон у музы

Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, – постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа – муза эпической поэзии, Эвтерпа – муза лирики, Эрато – муза любовных песен, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Клио – муза истории, Урания – муза астрономии и Полигимния – муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом – все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.

Сыновья Алоэя

Грозен далекоразящий Аполлон в своем гневе, и не знают тогда пощады его золотые стрелы. Многих поразили они. От них погибли гордые своей силой, не желавшие никому подчиняться сыновья Алоэя, От и Эфиальт. Уже в раннем детстве славились они своим громадным ростом, своей силой и не знающей преград храбростью. Будучи еще юношами, стали грозить богам-олимпийцам От и Эфиальт:

— О, дайте нам только возмужать, дайте только достигнуть полной меры нашей сверхъестественной силы. Мы нагромоздим тогда одну на другую горы Олимп, Пелион и Оссу и взойдем по ним на небо. Мы похитим тогда у вас, олимпийцы, Геру и Артемиду.

Так, подобно титанам, грозили олимпийцам непокорные сыновья Алоэя. Они исполнили бы свою угрозу. Ведь сковали же они цепями грозного бога войны Ареса, целых тридцать месяцев томился он в медной темнице. Долго бы еще томился ненасытный бранью Арес в плену, если бы не похитил его, лишенного сил, быстрый Гермес. Могучи были От и Эфиальт. Аполлон не снес их угроз. Натянул далекоразящий бог свой серебряный лук; словно искры-пламени, сверкнули в воздухе его золотые стрелы, и пали пронзенные стрелами От и Эфиальт.

Марсий

Жестоко наказал Аполлон и фригийского сатира Марсия за то, что Марсий осмелился состязаться с ним в музыке. Кифаред Аполлон не снес такой дерзости. Однажды, блуждая по полям Фригии, Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображивает ее божественно прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение и сказала:

— Пусть же жестоко будет наказан тот, кто подымет эту флейту.

Ничего не зная о том, что сказала Афина, Марсий поднял флейту и вскоре научился так хорошо играть на ней, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий возгордился и вызвал самого покровителя музыки Аполлона на состязание.

Аполлон явился на вызов в длинной пышной хламиде, в лавровом венке и с золотой кифарой в руках.

Каким ничтожным казался перед величественным, прекрасным Аполлоном житель лесов и полей Марсий со своей жалкой тростниковой флейтой! Разве мог он извлечь из флейты такие дивные звуки, какие слетали с золотых струн кифары предводителя муз Аполлона! Победил Аполлон. Разгневанный вызовом, он велел повесить за руки несчастного Марсия и содрать с него живого кожу. Так поплатился Марсий за свою смелость. А кожу Марсия повесили в гроте у Келен во Фригии и рассказывали потом, что она всегда начинала двигаться, словно танцевала, когда долетали в грот звуки фригийской тростниковой флейты, и оставалась неподвижной, когда раздавались величавые звуки кифары.

Асклепий (Эскулап)

Но не только мстителем является Аполлон, не только гибель шлет он своими золотыми стрелами; он врачует болезни. Сын же Аполлона Асклепий – бог врачей и врачебного искусства. Мудрый кентавр Хирон воспитал Асклепия на склонах Пелиона. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошел даже своего учителя Хирона. Асклепий не только исцелял все болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим прогневал он властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс метнул свою молнию и поразил Асклепия. Но люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.

По всей Греции чтили Аполлона. Греки почитали его как бога света, бога, очищающего человека от скверны пролитой крови, как бога, прорицающего волю отца его Зевса, карающего, насылающего болезни и исцеляющего их. Его почитали юноши-греки как своего покровителя. Аполлон – покровитель мореходства, он помогает основанию новых колоний и городов. Художники, поэты, певцы и музыканты стоят под особым покровительством предводителя хора муз, Аполлона-кифареда. Аполлон равен самому Зевсу-громовержцу по тому поклонению, которое воздавали ему греки.

Видео



Источники