Андрей Тарковский

Имя: Андрей Тарковский (Andrei Tarkovskii)

Отчество: Арсеньевич

День рождения: 4 апреля 1932

Место рождения: с. Завражье, Ивановская область

Дата смерти: 29 декабря 1986 (54 года)

Рост: 171 см

Знак Зодиака: Овен

Восточный гороскоп: Обезьяна

Карьера: Режиссеры

Андрей Тарковский стал не только легендой отечественного кинематографа, но и самым влиятельным европейским режиссером. Прославился своими картинами «Зеркало»,«Жертвоприношение», «Солярис». Его фильмы смотрели зрители в Европе и Америке, они вошли в классику мирового кино. Кино для Тарковского было не ремеслом или развлечением, и даже не источником дохода. Это был смысл его жизни, любовь навсегда. Он уважал искусство, преклонялся перед ним, поэтому его работы так не похожи на творчество других режиссеров.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Родился Андрей Тарковский 4 апреля 1932 года в маленькой деревушке под названием Завражье под Иваново, куда мама приехала погостить к своим родственникам. Папа Арсений Тарковский – поэт, переводчик, родился в Елисаветграде, на Украине, переименованном в настоящее время в Кропивницкий. Мама Мария Вишнякова из старинного дворянского рода Дубасовых, училась в московском Литературном институте. Этот же вуз в свое время закончил и отец Андрея.

В сентябре 1932-го мама с Андрюшей вернулись в столицу. В 1934-м семья Тарковских стала больше на одного человечка – родилась дочь Марина. Детские годы Андрея были не очень счастливыми. Ему было всего четыре года, а сестре два с половиной, когда от них ушел отец, влюбившись в другую женщину. Маме пришлось самой заботиться о детях, семья жила впроголодь. Андрей очень нуждался в твердой отцовской руке, да и сам Арсений старался не терять связи с детьми. В 1941-м он добровольно ушел на войну, был серьезно ранен, и остался без ноги.

В военные годы Тарковские уехали к родным в город Юрьевец, но через некоторое время вернулись в столицу. Мама нашла себе работу корректора в Первой образцовой типографии и работала там вплоть до самого выхода на пенсию. Кроме обычной школы, Андрей посещал и музыкальную по классу фортепиано.

ТАРКОВСКИЙ НИКОГДА НЕ БЫЛ ПРИМЕРНЫМ УЧЕНИКОМ, У НЕГО ХРОМАЛО НЕ ТОЛЬКО ПОВЕДЕНИЕ, НО И ОЦЕНКИ. ОН НЕ ДРУЖИЛ НИ С ТОЧНЫМИ НАУКАМИ, НИ С ГУМАНИТАРНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ. В СТАРШИХ КЛАССАХ ОН СЕРЬЕЗНО УВЛЕКСЯ РИСОВАНИЕМ, И СТАЛ ЗАНИМАТЬСЯ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КУРСАХ, ГДЕ УЧЕНИКАМ ДАВАЛИ УРОКИ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА.

После получения школьного аттестата в 1951-м, Андрей Тарковский стал студентом арабского отделения Московского института востоковедения. После первого курса он ушел из института, причиной стало не только полученное на уроке физкультуры сотрясение мозга, но и осознание того, что выбор профессии был несколько поспешным.

Оказавшись на раздорожье, Андрей связался с дурной компанией, и неизвестно, чем бы это закончилось, если бы не вмешательство мамы. Женщина нашла простое решение, как вырвать сына из этой компании – отправила его в геологическую экспедицию в должности коллектора. В течении года он мотался по сибирской тайге, был практически вырван из цивилизованного мира, много рисовал. Это стало одним из лучших его воспоминаний на всю жизнь, и именно в этот период Тарковский понял, что хочет попробовать свои силы в режиссуре.

Фильмы

Вернувшись из экспедиции, Андрей без колебаний подался во ВГИК на факультет режиссуры. Куратором Тарковского стал признанный мэтр кино, обладатель многочисленных Сталинских премий Михаил Ильич Ромм. Ко всем ученикам он относился с отцовской любовью и вниманием, всегда умел распознать в работе молодого поколения будущие шедевры, даже если их взгляды противоречили его собственным. Так было и с Тарковским.

Молодому человеку повезло дважды: в первый раз в том, что он попал к Ромму, а во второй — в политических и социальных течениях того периода. На тот момент прошел год после смерти Сталина. Железная хватка режима несколько ослабилась, появилась возможность обмениваться опытом с зарубежными коллегами и прикоснуться к западному кинематографу.

Было принято решение увеличить количество снимаемых фильмов. Кинопроизводства СССР коснулись новые веяния, которые Андрей Тарковский сумел ассимилировать и воплотить в своих творениях. Но это было позже.

Творческая биография Тарковского началась в 1956 году. Дебютный проект кинорежиссёра — короткометражный фильм по рассказу Эрнеста Хемингуэя. Затем были созданы ещё несколько картин такого формата.

Уже тогда студента характеризовали как необычайно одарённого и предрекали большое будущее. А знакомство с Андреем Кончаловским, поступившим во ВГИК в 1956 году, оказалось чрезвычайно плодотворным и полезным для обоих студентов. Вместе они создали ряд киносценариев и в будущем постоянно обменивались опытом.

В институте окончательно сформировались основные черты Тарковского-режиссёра: иносказательность, стремление поднимать и оставлять без однозначного ответа социальные и этические вопросы, тщательное внимание к свету и звуку, задача которых заключалась в том, чтобы погружать зрителя в реальность картины.

В 1960 году Тарковский закончил учебу в вузе, получил диплом с отличием и сразу же принялся за работу. Режиссёр задумывался о постановке фильма «Андрей Рублёв» и подавал запрос на разрешение в художественный совет СССР, однако там начинающего специалиста осадили и предложили предварительно набраться опыта, а потом уже воплощать такие сложные темы.

Сценарий картины был отложен в ящик, а сам Тарковский взялся за другой проект – «Иваново детство», которому суждено было сделать постановщика знаменитым. Режиссеру предстояло создать фильм в условиях нехватки денег и времени.

За неполный год вчерашний выпускник снял потрясающую картину, завоевавшую два десятка наград на международных киносмотрах, в том числе и «Золотого льва» на знаменитом Венецианском кинофестивале.

«Иваново детство»

После громкого успеха «Иванова детства» Андрей Тарковский приступил к работе над кинокартиной «Андрей Рублёв». На этот раз художественный совет одобрил смелую заявку молодого режиссёра. Тарковский сотрудничал с оператором Вадимом Юсовым и композитором Вячеславом Овчинниковым. Это творческое трио сохранилось почти до самой смерти режиссёра.

«Андрей Рублёв»

В работе над сценарием участвовал Андрей Кончаловский. Этот фильм, повествующий о монахе-иконописце, стал культовой работой для Советского Союза. И снова картина молодого режиссёра собрала множество наград как на родине, так и за её пределами.

В 1979-м Андрей перенес на экран роман Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине». Путь к зрителю получился долгим: первый вариант фантастического фильма «Сталкер» погиб из-за технической ошибки, пришлось трижды переснимать, причем с разными операторами и художниками. Худсовет Госкино присвоил картине только 3-ю прокатную категорию и разрешил сделать всего 196 копий. Это значит, что охват аудитории был минимальным.

«Сталкер»

Тем не менее в год выхода творение Андрея увидели 4 млн человек, на Каннском фестивале лента получила Приз международного жюри. В Интернете до сих пор пишут отзывы поклонники творчества режиссера, посмотревшие фильм 100 раз и так не понявшие, чем он так завораживает.

Датский режиссер Ларс фон Триер признался, что обязан русскому коллеге тем, что пришел в эту профессию, всегда поклонялся Тарковскому, подсматривал у него идеи, а «Зеркало» с Маргаритой Тереховой – вообще любимый фильм.

Тарковский на съемках «Зеркала»

К слову, Андрей успел ознакомиться с триеровским «Элементом преступления» и, как пишут СМИ, отозвался о проекте крайне нелицеприятно.

Вадим Юсов отказался снимать «Зеркало» — внутренне не принял картину. Сценарий фильма построен на воспоминаниях Тарковского, а оператор, знавший семью режиссера, считал, что отдельные моменты не то чтобы не соответствуют действительности, но не соотносятся с натурой Андрея.

Сценарий к «Ностальгии» Тарковский написал вместе с Тонино Гуэррой, правки вносились даже во время съемок. На Каннском фестивале в 1983-м фильм получил 3 премии – приз ФИПРЕССИ, за режиссуру и от экуменического жюри. И тогда же начались неприятности. По рассказам сына Андрея, дискредитировать отца пытался Сергей Бондарчук. И Тарковский, у которого было еще 14 новых проектов, понял, что в СССР они не реализуются в полноценные пункты фильмографии, и остался в Италии.

Фильм «Ностальгия»

Личная жизнь

С первой женой, актрисой Ирмой Рауш, будущий режиссёр познакомился на первом курсе ВГИКа. Роман вспыхнул очень быстро, через пару недель после знакомства Андрей начал ухаживать за девушкой, и она охотно ответила взаимностью. В конце 3-го курса пара сыграла свадьбу, в семье родился сын Арсений.

Супруги разошлись меньше чем через 10 лет. Старший отпрыск гения кино живет в Венеции, стал хирургом, своего сына назвал Андреем. К сожалению, фото наследников по этой линии не публикуются.

Второй женой режиссёра стала Лариса Кизилова, коллега Тарковского. С ней мэтр прожил до самой смерти, удочерив дочь Ольгу. В браке у них появился общий сын Андрей. Ребенок и не дал ему уйти из семьи к Наталье Бондарчук, исполнительнице роли неземного существа Хари в «Солярисе».

По слухам, Лариса, знавшая о влюбчивости мужа, пригрозила, что Тарковский не увидит мальчика. Сейчас Андрей живет во Флоренции, занимает пост президента Международного института искусств, носящего имя отца. Ольга замужем за итальянцем, но местом жительства выбрала Париж.

Еще одна страница из личной жизни кинорежиссера – роман с Валентиной Малявиной. Отношения с актрисой завязались после того, как она сыграла главную роль в «Ивановом детстве», и дальше платонических не пошли.

Валя была замужем за Александром Збруевым, Тарковский был женат. Влюбленный мужчина сделал предложение, но Малявина ответила отказом:

«Я любила гения, а не человека».

Магнетизм Андрея почувствовала художник по костюмам Ингер Персон из Норвегии, работавшая со съемочной группой фильма «Жертвоприношение». Сына Александра, родившегося от этого романа, знаменитый отец ни разу не видел.

Смерть

Тарковский умер не в России, а в Италии, где снимал свой последний фильм «Жертвоприношение». После того, как врачи определили, чем болен мэтр, он прожил всего год. Умер от рака лёгких. Похоронили его на русском кладбище под Парижем.

«Жертвоприношение»

В оформлении могилы находится крест, к нему ведут 7 ступенек, семь фильмов, которые снял режиссёр. Тарковский задумал много проектов, в которых хотел затронуть классические произведения русской и зарубежной литературы. Но этим проектам не суждено было быть реализованными.

Несмотря на то, что Андрей Тарковский в последние годы своей жизни жил и работал за рубежом, он получил звание Народного артиста Российской Федерации. Ленинскую премию дали уже посмертно. В доме родственников в Юрьевце, где режиссёр родился и провёл часть своего детства, открыли дом-музей Тарковского.

Фильмография: Актер

  • Cinеma de notre temps: une journеe d Andrei Arsenevitch (2000), хроника
  • Андрей Тарковский. Воспоминания (1996), хроника
  • Elokuva vangitsee aikaa (1991), хроника
  • Режиссер Андрей Тарковский (1988), хроника
  • Auf der Suche nach der verlorenen Zeit. Andrej Tarkowskijs Exil und Tod (1988), хроника
  • Московская элегия (1987), хроника
  • Остров (1987), хроника
  • Поэт кино (1984)
  • Время путешествия (ТВ) (1983)
  • Weg naar Bresson, De (1984)
  • Сергей Лазо (1968)
  • Мне двадцать лет (1965)
  • Убийцы (1958)

Фильмография: Режиссер

  • Жертвоприношение (1986) /The Sacrifice/
  • Время путешествия (ТВ) (1983)
  • Ностальгия (1983)
  • Сталкер (1979)
  • Зеркало (1974)
  • Солярис (1972)
  • Андрей Рублев (1966)
  • Иваново детство (1962)
  • Каток и скрипка (1960)
  • Сегодня увольнения не будет (1959)
  • Убийцы (1958)

Фильмография: Сценарист

  • Жертвоприношение (1986) /The Sacrifice/
  • Ностальгия (1983)
  • Время путешествия (ТВ) (1983)
  • Берегись змей! (1979)
  • Зеркало (1974)
  • Солярис (1972)
  • Один шанс из тысячи (1968)
  • Сергей Лазо (1968)
  • Андрей Рублев (1966)
  • Каток и скрипка (1960)
  • Сегодня увольнения не будет (1959)
  • Убийцы (1958)

Видео



Источники