Алла Демидова

Имя: Alla Demidova

Дата рождения: 29 сентября 1936 г.

Знак зодиака: Весы

Возраст: 81 год

Место рождения: Москва, Россия

Рост: 168

Деятельность: актриса театра и кино, народная артистка РСФСР

Семейное положение: вдова

Детство

Алла Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Её отец, Сергей Алексеевич Демидов, из рода легендарных золотопромышленников, был в 1932 году репрессирован, но вскоре выпущен на свободу. Когда началась война, С. А. Демидов ушёл на фронт добровольцем и погиб при освобождении Варшавы в 1944 году. У дочери почти не осталось о нём воспоминаний: «…Помню, как отец приехал на побывку с фронта и мы спускались с горки: он на лыжах, а я – стоя на его лыжах сзади, вцепившись в его ноги…», «Я, совсем маленькая, шагаю к нему через всю комнату, а он распахнул навстречу руки и подхватил меня, и это было счастье. Потом помню – папа приехал с фронта на побывку. Ради такого случая меня разбудили среди ночи. Он подарил мне лису – мягкую игрушку. Я долго спала с ней в обнимку. А когда я повзрослела, мама ее кому-то отдала». «…У меня слишком мало было в детстве любви, чтобы вспоминать о нём с любовью», – позже писала она.

Во время войны девочка жила у бабушки во Владимире. По окончании войны Аллу воспитывала мать, Александра Дмитриевна Демидова (в девичестве – Харченко), работавшая на кафедре экономического факультета МГУ младшим научным сотрудником по специальности кибернетика и экономическое программирование. Мать повторно вышла замуж. Умерла в возрасте 92 лет.

Алла Демидова вспоминала, что уже в пятилетнем возрасте, отвечая на вопросы взрослых о планах на будущее, говорила, что мечтает стать «великой актрисой» (произнося это словосочетание слитно). В школьном театре женских ролей девочке не предлагали («Играла всё больше каких-то Бакул-бобылей»), зато она подготовила собственную чтецкую программу, куда входили монолог Катерины из «Грозы» и отрывок из «Анны Карениной».

В школе Демидова занималась в драмкружке, который вела Т. Щекин-Кротова, известная, в частности, по исполнению главной роли в спектакле А. Эфроса «Её друзья». «Мы бегали в Центральный Детский театр на этот спектакль, все были влюблены в молодого Ефремова, который играл застенчивого сибиряка. Он нам казался неотразимо красивым», – вспоминала актриса.

По окончании школы Алла Демидова попыталась поступить в Театральное училище имени Б. В. Щукина, но не была принята из-за плохой дикции. «Пришла на консультацию к педагогу В. И. Москвину… Даже не могла волноваться, ведь всю жизнь(!) готовила себя к этому. Спросили: Какую школу окончила? – Ответила: Фестьсот двадцать фестую. – Девочка, – сказал мне Москвин, – с такой дикцией в артистки не ходят!», – вспоминала позже актриса.

В том же году А. Демидова поступила на экономический факультет МГУ, попала на «лицейский» курс, из которого несколько человек стали академиками, и окончила его в 1959 году. Стараясь учиться как можно прилежнее, она «заглушала в себе мысли о театре, запрещала себе даже думать о нём…». По окончании университета Демидова стала вести семинары по политэкономии для студентов философского факультета. Актриса рассказывала впоследствии, что политэкономия дала ей многое, в частности, «чёткое и совершенно антимарксистское понимание, что великие общественные сдвиги происходят не по экономическим или производственным, а по иррациональным причинам. И не зависят ни от материальных причин, ни от человеческой воли».

Первые шаги к мечте

Демидова с детства готовилась стать актрисой. Потом, спустя много лет, она скажет, что не считает свой выбор правильным, однако в школе других вариантов попросту не рассматривалось – только Щукинское училище. Но попытка поступления оказалась провальной. Как ни готовилась Демидова к поступлению, все ее мастерство было сведено на нет плохой дикцией. На консультации у В.И. Москвина педагог заявил ей прямолинейно: «С такой дикцией в артистки не ходят!».

Демидова поступила на экономический факультет МГУ, окончив его с отличием в 1959 году. Став соискателем ученой степени, Алла начала преподавать в университете – читала семинары по политэкономии для студентов-философов. Любовь к театру не охладела – на третьем курсе Демидова попала в Студтеатр МГУ. Там же была сыграна ее первая заметная роль – Лида Петрусова в постановке «Такая любовь» Ролана Быкова (по произведению чеха П. Когоута). Вскоре Быков уехал на время в Ленинград, и руководство театром принял на себя Л. Калиновский. Получив роль в его спектакле «Здравствуй, Катя!», Демидова поехала в первые свои «гастроли» – постановку повезли на целину, ставя на подмостках сдвоенных грузовиков. Вскоре Алла Демидова поступила в студию при театре Ленкома, откуда вскоре была исключена по причине «профнепригодности». Демидова возвращается в Студенческий театр и предпринимает еще одну попытку поступления в «Щуку». Вторая попытка оказалась более успешной – в Щукинское училище Демидова поступает, хоть и «условно» – дикция, несмотря на многочисленные занятия с логопедом, так и осталась «непригодной».

Театр

Тем не менее, театральное училище Алла Демидова окончила с отличием и получила приглашение в Театр на Таганке. Но она сама стремилась в другой коллектив – в Театр имени Евгения Вахтангова. Второй раз в жизни актриса испытала сильнейшее разочарование: ей снова отказали, как когда-то в приемной комиссии вуза.

Пришлось соглашаться на «Таганку». Возможно, именно внутреннее нежелание на тот момент работать с Юрием Любимовым сыграло свою роль, но дебют на сцене в спектакле «Герой нашего времени» оказался настоящим провалом. Такое выступление, естественно, отразилось на дальнейшей творческой биографии актрисы.

После этого режиссер долгое время использовал ее только в массовых сценах. Впрочем, зрители даже в незначительных ролях стали замечать интересную манеру Демидовой, отмечали ее пластику, жесты и взгляд, который Любимов называл «хорошо отработанным выражением утомленной иронии в глазах».

С конца 1960-х годов Алла Демидова стала получать крупные роли в Театре на Таганке. Первой из её заметных работ здесь стала Эльмира в «Тартюфе» Ю. Любимова по Мольеру (1968). За небольшую, но важную роль Боженцкой в постановке «Час пик» (по роману Е. Ставинского, 1969) Демидова получила премию на фестивале польской драматургии. Как выдающаяся была отмечена критиками Демидова-Гертруда в «Гамлете» (1971). Однако жизнь актрисы с её яркой индивидуальностью, не всегда принимавшейся режиссёрами и коллегами, в театре не была лёгкой. Ей приходилось участвовать в танцах, массовках, пантомиме, ничем не выдавая разочарованности предлагаемой работой. В годы расцвета Таганки Демидова вынуждена была отвоёвывать себе творческое пространство, «не сливаясь с массовкой», очерчивать «свою неприкосновенную территорию, которая зачастую казалась мхатовским островком».

В 1986 году в коллективе театра начинаются разногласия, и Алла Демидова принимает решение покинуть сцену, ставшую родной. Недолго она сотрудничает с Романом Виктюком, а в начале 90-х годов организовывает собственный «Театр А», который специализируется на классике и особенно на античной драматургии.

Театральные работы

Студенческий театр МГУ:

  • Лида Петрусова – «Такая любовь» (П. Когоут). Постановка Ролана Быкова
  • Театральное училище им. Б.В.Щукина:
  • Мадам Фризетт – «Фризетт» (водевиль Лабиша). Режиссер Александр Ширвиндт
  • Миссис Мун – «Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун» (Дж.-Б. Пристли) Режиссер Владимир Шлезингер
  • Главная роль – «Далекое» (А. Афиногенов). Режиссер Анна Орочко

Театр на Таганке:

  • Госпожа Янг – «Добрый человек из Сезуана» (Б. Брехт). Режиссер Юрий Любимов
  • Вера – «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов). Постановка Юрия Любимова
  • Миссис Мун – «Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун» (Дж.-Б. Пристли). Режиссер Серафима Бирман
  • «Антимиры» (Андрей Вознесенский). Постановка Юрия Любимова
  • «10 дней, которые потрясли мир» (Народное представление в двух частях, с пантомимой, цирком, буффонадой и стрельбой по мотивам книги Джона Рида). Постановка Юрия Любимова
  • «Павшие и живые» (Поэтическое представление). Постановка Юрия Любимова
  • «Дознание» (П. Вайс). Режиссер Петр Фоменко
  • Эльмира – «Тартюф» (Ж.-Б. Мольер, перевод М. Донского). Постановка Юрия Любимова
  • Жена – «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился» (П. Вайс). Режиссер Михаил Левитин
  • Пани Боженцкая – «Час пик» (Ежи Ставинский). Постановка Юрия Любимова
  • Гертруда – «Гамлет» (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака). Постановка Юрия Любимова
  • Кабаниха – «Бенефис» (Артисты – А.Н. Островскому). Постановка Юрия Любимова
  • Василиса Милентьевна – «Деревянные кони» (Федор Абрамов). Постановка Юрия Любимова
  • Раневская – «Вишневый сад» (А.П. Чехов). Постановка Анатолия Эфроса
  • Пульхерия Александровна, мать Раскольникова – «Преступление и наказание» (по роману Ф.М. Достоевского). Постановка Юрия Любимова
  • «Владимир Высоцкий» (Поэтическое представление) Постановка Юрия Любимова
  • Маша – «Три сестры» (А.П. Чехов). Постановка Юрия Любимова
  • Элина – «Прекрасное воскресенье для пикника». Постановка Анатолия Эфроса
  • Марина Мнишек – «Борис Годунов» (А.С. Пушкин). Постановка Юрия Любимова
  • Донна Анна, Луиза, Маргарита – «Пир во время чумы» (А.С. Пушкин)
  • Электра – «Электра» (Софокл). Постановка Юрия Любимова

Театр «А»:

  • Федра – «Федра» (М. Цветаева). Постановка Романа Виктюка
  • Мертей – «Квартет» (Х. Мюллер). Постановка Теодороса Терзопулоса (Греция)
  • «Медея» (Х. Мюллер – Еврипид). Постановка Теодороса Терзопулоса (Греция)
  • «Гамлет-урок» (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака). Постановка Теодороса Терзопулоса (Греция)

Театр «Школа драматического  искусства»:

  • Донна Анна, Лаура – «А.С. Пушкин. «Каменный гость» и другие стихи». Постановка Анатолия Васильева

Фильмы

В 1957 году состоялся ее кинодебют. В фильме «Ленинградская симфония» (режиссёр З. Аграненко, 1957) она сыграла эпизодическую роль кондуктора. Далее последовали малозаметные роли в фильмах «Девять дней одного года» (М. Ромм, 1961, студентка), «Что такое теория относительности» (С. Райтбурт, 1963, учёный-физик) и «Комэск» (1965, главный метеоролог).

В первом из них Демидова поначалу снималась в массовке, но Ромм заметил молодую актрису и (как сама она вспоминала) «вытащил» её на «первый план». О двух других фильмах Демидова говорила: «Это была просто разведка. Я вообще относилась к кино подозрительно. Больше всего отпугивала система кинопроб: роль даже не оговорена, а ты стараешься доказать, что можешь её сыграть. В театре готовишься к роли задолго до премьеры».

Первый успех Алле Демидовой принёс фильм режиссёра Игоря Таланкина «Дневные звёзды» по мотивам автобиографической повести Ольги Берггольц. Сам фильм, из которого были вырезаны некоторые сцены, был положен «на полку». Пять лет спустя он был показан на кинофестивале в Венеции и принёс режиссёру «Золотую медаль участия». Игру Демидовой высоко оценили специалисты. После фильма «Дневные звёзды» актриса получила ряд очень похожих предложений, которые ей показались уже неинтересными. Она выбрала роль стюардессы в одноимённом фильме 1967 года по рассказу Ю. Нагибина – именно потому, что она была «другая: там героиня мягкая, лиричная, несколько инфантильная».

В 1968 году на экраны вышло сразу шесть фильмов с участием Демидовой: «Щит и меч», «Степень риска», «Шестое июля», «Живой труп», «Четвёртый папа», «Служили два товарища». О первом из них Алла Демидова говорила впоследствии лишь, что в нём ей «не стоило сниматься». В роли Жени («Степень риска» по мотивам повести Н. Амосова «Мысли и сердце») Демидову, по её словам, «увлёк выразительный монолог героини». Роль комиссара в фильме «Служили два товарища» была совсем небольшая, но – «я предпочла её другим: там сложный характер, есть что играть», – говорила актриса.

В 1970-х годах Алла Демидова активно снималась в кино. Позже она говорила, что в те годы мимо неё «не проходил ни один заслуживавший внимания сценарий». При этом в «Новейшей истории отечественного кино» Демидова характеризуется как одна из самых невоплощённых в экранном пространстве. В числе других заметных ролей Демидовой начала 1970-х годов была Лизавета Павловна («Зеркало», 1974). Волшебница в фильме Ирины Поволоцкой «Аленький цветочек» (1977) стала одной ролью Демидовой в сказке. Но и здесь, во многом благодаря её участию, произошло жанровое смещение: сказка сделалась притчей.

В середине 1990-х годов А. Демидова отказалась от съёмок в сериале «Королева Марго», где ей предлагалась роль Екатерины Медичи. В 2004 году значительный резонанс имел фильм «Настройщик» Киры Муратовой, где А. Демидовой досталась роль «комической старухи». За фильм «Настройщик» актриса получила три премии: «Ника-2005», «Золотой Овен-2005» и «Золотой Орёл-2006» (все три – в номинации «Лучшая женская роль»), а также – с Ниной Руслановой на двоих – приз «За лучшее исполнение женской роли» от II Международного кинофестиваля «Европа – Азия» в Алма-Ате. 3 июля 2006 года Демидова представила фильм «Настройщик» в Каннах: он прошёл там в рамках программы Русского Фестиваля. В 2004 году на экраны вышел фильм Б. Бланка «Смерть Таирова», где Демидова сыграла роль Алисы Коонен.

Литература

Алла Демидова является автором более десяти книг об искусстве, театре, коллегах и актерской профессии.

«Писать начала случайно, хотя сегодня понимаю, что на самом деле случайности – это лишь звенья в длинной цепи закономерности, – рассказывает актриса. – Еще в самые советские времена меня попросили написать статью о профессии в газету «Правда». Я написала целый «подвал».

После смерти Владимира Высоцкого ни в одной газете мы не смогли дать приличный некролог. Неожиданно мне звонит приятель из «Советской России»: «Шеф ушел в отпуск, если сможешь за один день написать о Высоцком, я это поставлю в номер! Пиши как можно больше!» Я тут же написала, использовав в работе свои дневниковые записи о нем. Возможно, эта статья стала одной из причин, по которой мне впоследствии заказали книгу о театральных работах Высоцкого».

Книги:

  • «Вторая реальность» (1980)
  • «А скажите, Иннокентий Михайлович…» (1988)
  • «Владимир Высоцкий» (1989)
  • «Тени зазеркалья» (1993)
  • «Бегущая строка памяти» (2000)
  • «Ахматовские зеркала» (2004)
  • «Заполняя паузу» (2007)
  • «В глубине зеркал» (2008)
  • «Письма к Тому» (2010)
  • «Зеркальный лабиринт» (2013)
  • «Ностальгия по памяти» (2016)
  • «Итальянские путешествия. Путешествие на озеро Гарда» (2017)

«…В названии всех моих книг, так или иначе, зашифровано зеркало. Первую книгу я назвала «Вторая реальность» (то есть отраженная), вторую – «Тени зазеркалья»… Я люблю зеркала. Но отношение к зеркалу у меня мистическое. В японском театре «Но» перед выходом на сцену есть, как говорят, зеркальная комната. Актер, отражаясь во множестве зеркал, должен внутренне сконцентрировать эти отражения в одно и только после этого выйти на сцену».

Личная жизнь Аллы Демидовой

Алла уже на протяжении многих лет находится в браке со сценаристом Валуцким. Сказать, что личная жизнь Аллы Демидовой была идеальной, язык не поворачивается. Она пережила много неприятных моментов, касающихся её мужа. Многие даже удивляются, как ей удалось столько лет прожить с ним, и вытерпеть все предательства. Сама Алла считает, что брак должен быть один на всю жизнь, надо стараться сглаживать все недостатки любимых, и уметь прощать, вот что приводит к долгим союзам. Чтоб хоть как то отвлечься от мира всего, Алла Демидова читает стихи. Ездит по миру с вечерами поэзии.

Семья Аллы Демидовой

К большому сожалению, семья Аллы Демидовой состоит только с двух человек, её и мужа. Судьба не подарила ей возможность испытать материнство, с этой болью в сердце она живёт много лет. У её супруга есть ребёнок на стороне. Но она не злится, а наоборот рада, что у него есть продолжение, которое она ему не смогла дать. Судьба её весьма печальна, остаться на старости лет, без детей и внуков очень горько для каждой женщины. Но она старается не о чём не жалеть и не вспоминать прошлое. Что было, того не исправить, а надо жить и двигаться дальше. Познакомились Алла и Вова в 1961 году. На тот момент его исключили из университета, за то, что он создавал, породи на ленинские фильмы. Союз их был не таким удачным, как казалось со стороны. Был такой момент, когда он вовсю изменял жене, и  актриса знала об этом.

Но, не смотря на это, Алла делала вид, что нечего не знает, возможно, поэтому их брак и не распался. Муж Аллы Демидовой – Владимир Валуцкий, даже завёл ребёнка на сторонке. Но из-за того, что она не смогла ему подарить ребёнка, Алла не упрекала мужа за его ребёнка, хотя ей было очень больно.

А в 2015-м году Владимир Иванович покинул мир живых по причине тяжелого заболевания.

Дети Аллы Демидовой

Часто поклонники актрисы задаются вопросом, а как же дети Аллы Демидовой, неужели после неё не останется продолжения. И это, правда, к сожалению, продолжить свой род, Алле не удалось. Испытать материнство, для неё было заветной мечтой, которая так и не сбылась. Но у каждого своя судьба, и он должен с достоинством продолжать жить дальше, что и делает Алла. Она оставит после себя память о хорошей и талантливой актрисе, и это уже что то. Некоторые уходят вообще без следа. Но у неё есть муж, и это главное, что она не одна в этом мире.

Увлечение эзотерикой

  • Алла Сергеевна, неоднократно рассуждающая о театре как об инструменте для общения людей с космосом, всегда увлекалась эзотерикой. Многие нюансы личного и творческого характера она объясняет с точки зрения, близкой к оккультной. Артистка признается, что всегда чувствовала себя «женщиной в преклонном возрасте»: «Я появилась на свет с 40-летней душой… Даже в юном возрасте мои внутренние ощущения были близки к сорока». Речь идет о «последней реинкарнации», после которой душа «больше не возвращается».
  • Женщина рассказывала, что в результате «вычислений реинкарнации», она выяснила, что была в Древней Греции актрисой, а в ГДР – алхимиком. Она была одной из первых, кто обратился в лабораторию академика А. Г. Спиркина, и познакомилась с сильнейшими экстрасенсами. После она изменила свое отношение к потустороннему миру. В какой-то мере она осознала, что дверь, которую они пытались открыть, пока заперта, а рядом с ней начинается шаманство… Актриса отошла от этих людей, и связывающих с ними проблем.
  • В основе ее разработок лежит «методика определения психологической энергетики». По этой теме она преподавала мастер-классы канадцам, грекам, японцам, итальянцам и французам. Выходя на сцену, она воздействовала на зал гипнозом, вовлекая подавляющее количество людей в зале.
  • «Я кое-что осознала в своей профессиональной деятельности, когда мне довелось встретиться с профессиональным гипнотизером. Ему удавалось ввести в транс целые залы, и таких результатов можно достичь, если действие распространяется на 30% зрителей. При более низких параметрах ничего не выйдет, несмотря на то, в какой хорошей форме не находился бы гипнотизер. Так же и в театре: «есть 30%, можно считать, что зал ваш, в противном случае выступление обречено на провал», – делится опытом звезда.
  • В авторском издании «Бегущая строка памяти» она делилась впечатлениями того, как подняла тему «психологического воздействия» на зал с В. Высоцким, и увидела в нем своего единомышленника. Женщина также призналась, что была единственной в театре, кто знал о зависимости Владимир Семёновича, и считала, что именно наркотики обеспечивали такой всплеск психологической энергии, которую можно было физически ощутить. «Находясь рядом с ним на сцене, я остро ощущала направленность ее потоков», – вспоминала она.

Видео


Источники