Владимир Зельдин

Владимир Зельдин – это актер, не уважать которого просто не возможно. В возрасте 101 года он по-прежнему выходил на сцену театра. Его творческий путь был поистине уникальным. В его жизни было все – взлеты и падения, успех и тяготы военных лет. Но в каждый из этих периодов он всегда оставался верен себе и актерскому искусству. Именно поэтому его жизнь и судьба могут быть прекрасным примером для подражания.

Биография

Владимир Зельдин в молодости

Владимир Михайлович Зельдин появился на свет в январе 1915 года в городке Козлов Тамбовской губернии (сейчас Мичуринск). Кроме него, в семье Зельдиных подрастало ещё четверо детей. Владимир с братом и сёстрами рос в очень тёплой творческой атмосфере. Отец Михаил Зельдин был профессиональным музыкантом и дирижером. Он прекрасно играл на тромбоне. В свое время участвовал в качестве дирижера в грамзаписи сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт» в городе Киеве для фирмы «Аристотипия». Мама работала учительницей музыки. Любовь к искусству прививалась детям с ранних лет. Все они научились играть на различных инструментах.

В 1920 году семье Зельдина пришлось перебраться к родственникам, в Тверь, связи с началом Гражданской войны в России. Здесь Володя стал посещать школу, а когда отец перевёз своих родных в Москву в 1924 году, мальчик стал обучаться в военной школе, расположенной на Таганке. Все дети Зельмана были музыкально одарены и обучены играть на музыкальных инструментах. Володя мастерски справлялся с трубой, роялем и скрипкой. В его актёрской жизни эти навыки оказались весьма кстати. Детские воспоминания у актёра были очень светлыми. Он помнил, что материальная сторона жизни всегда была очень скромной, но на отношения родителей и детей это не влияло. Внутри семьи царило уважение и хорошее взаимоотношение. Отец был отличным примером для своих детей. Он не курил, не пил и никогда не конфликтовал в присутствии своих детей.

Долгое время Зельдин мечтал о балете, в 12 лет пытался поступить в Хореографическое училище Большого театра на отделение характерных танцев, но отец помешал осуществлению этой мечты, так как видел в сыне музыканта.

После смерти отца Владимир Зельдин, биография которого рассматривается в этой статье, пошел работать в оркестр высшей пограничной школы трубачом. Спустя четыре года будущий актер заболел новой мечтой — ему захотелось стать моряком. Однако в военное училище его не взяли по причине плохого зрения. После окончания школы молодому человеку пришлось заняться весьма прозаичным делом — работать на заводе учеником слесаря. В начале 30-х годов объявили набор в производственно-театральные мастерские, которые были организованы при Театре МГСПС, на актерский курс. Владимир Зельдин решил попробовать пройти вступительные испытания, не очень-то веря в успех. В приемной комиссии сидели Евсей Любимов-Ланской и Василий Ванин. Будущий артист читал перед ними рассказы Кончаловской Натальи и стихи Безыменского. Он успешно сдал вступительные экзамены, и его приняли. Годы обучения показались парню самыми лучшими в его жизни. Наконец-то он занимался любимым делом, учился у лучших наставников. Курс возглавлял Лепковский Евгений, танец преподавали Мосолова Вера (бывшая балерина) и Шаховская Галина (в будущем — главный балетмейстер в Московском театре оперетты). Из всего курса знаменитыми артистами стали только два человека: Николай и Владимир Парфеновы. Артист окончил обучение в мастерских в 1935 году и поступил на службу в тот же театр.

«Свинарка и пастух»

В кино Владимир Зельдин попал благодаря роли пограничника грузина Гаглидзе, которого он играл в спектакле «Генеральный консул» в Центральном театра транспорта. В апреле 1941 года на спектакль пришел ассистент, набиравший актеров в новый фильм Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». Зельдин в роли грузина смотрелся настолько достоверно, что ассистент предложил актеру проехать на «Мосфильм» познакомиться с Пырьевым.

Сценарий Владимиру Зельдину понравился сразу. И роль грузина-пастуха Мусаиба Гатуева, по сути, была его – ведь в театре Зельдин играл именно таких романтических героев-любовников. Но все же Владимир сильно сомневался, что его возьмут. Ведь на эту роль претендовало немало прекрасных актеров-грузин из Театра им. Руставели.

Последовали пробы, на которых Зельдин произвел очень хорошее впечатление на режиссера. Но окончательное решение Пырьев принял чуть позже. Съемки фильма начались с заключительных сцен. Мусаиб приезжает в северную русскую деревню, а Глаша уже под венцом. Сняв крупные планы, Пырьев пригласил на просмотр всех женщин работавших на съемочной площадке — участниц массовки, костюмерш, реквизиторов. Показав эпизод, режиссер спросил, нравится ли герой, вызывает ли симпатию. Ответ был утвердительный. После чего Пырьев, удостоверившись в своем выборе, заключил с Зельдиным договор, и начал работу над фильмом.

Зедьдина даже не пришлось сильно гримировать под грузина. Лишь соединили брови на переносице да немножко подкрасили усы. Зрители, знавшие актера по работам в театре, где он нередко играл кавказцев, никогда его русским и не считали. Он признается, что на спектакль «Стрекоза» о грузинском колхозе приходили многие кавказцы, считавшие актера своим. Владимир умел носить черкеску, танцевать картули, ездить на коне. Все это пригодилось на съемках картины «Свинарка и пастух».

Работа над созданием фильма уже подходила к концу, когда началась война. На съемочной площадке все были в шоке. Пырьев был даже готов прекратить съемки:

«Приехав в Москву, я решил, что продолжать съемки нашего сугубо мирного фильма нет смысла. Многие члены съемочной группы подали заявления о вступлении в ряды армии, получил повестку явиться в военкомат и я. Поставив об этом в известность директора студии, я на другой день утром уже был на сборном пункте. Однако, когда нас, «запасных» осмотрели, зарегистрировали и построили, чтобы отвезти в казармы, во двор въехала легковая машина студии. Меня тут же «извлекли» из строя, посадили в машину и увезли на студию. Оказывается, было получено указание — съемки «Свинарки» во что бы то ни стало продолжить, а меня на время съемок забронировать».

Работа проходила в очень тяжелых условиях — в период вражеских налетов на Москву. Вспоминает Владимир Зельдин:

«Все первые сцены — радостные встречи на Всесоюзной сельхозвыставке, толпы посетителей, веселые знакомства и так далее — снимались под бомбежками. Приходилось прятаться в укрытия, работа продолжалась в две смены, непрерывно, и даже физически это было трудно выдержать. Снимались веселые, праздничные сцены, а в этот момент приходили сводки о сдаче немцам наших городов. Но желание отстоять Отечество объединяло всех».

12 октября фильм был сдан руководству Комитета, а 14-го вся студия была срочно эвакуирована в Казахстан. Там Зельдин был принят в труппу Русского драматического театра в Алма-Ате.

Между тем «Свинарка и пастух» уже завоевывала сердца зрителей. Зельдин сразу стал необыкновенно популярен. Но главным для себя он считает то, что ему, молодому актеру, посчастливилось работать с такими выдающимися актерами, как Марина Ладынина и Николая Крючков. «Для каждого из них это была уже не первая роль, но никаких признаков «звездной болезни» я ни у кого из них не заметил. Они относились ко мне очень тепло, с нежностью и заботой», — вспоминает он. С огромной благодарностью он вспоминает и Ивана Александровича Пырьева.

А потом были фронтовые бригады, неимоверно интересные и порой рискованные встречи с фронтовиками, где Зельдин выступал уже, будучи сам знаменитым актером.

«Сказание о земле сибирской»

Кадр из «Сказание о земле Сибирской»

После картины «Свинарка и пастух» Владимир Зельдин некоторое время не снимался. В 1943 году он вернулся в Москву, в Центральный театр транспорта, играл там в основном главные роли.

В 1947 году Пырьев вновь пригласил его в свою картину. В мелодраме «Сказании о земле сибирской» Зельдину предстояло сыграть талантливого пианиста Бориса Олейнича – роль, в какой то степени отрицательную. Владимир Зельдин с благодарностью отмечал, что Пырьев дал ему возможность попробовать себя в новом качестве, разглядел, что он может играть не только героев-любовников, но и отрицательные роли.

О своей работе в этой картине Зельдин рассказывал: «Что примечательно, я должен был играть на рояле концерт Листа с оркестром. Я учил этот концерт на обеззвученном инструменте. В музыкальной комнате был репродуктор, пускали запись этого концерта, и я старался воспроизвести на обеззвученном инструменте весь ритмический рисунок этого концерта. В течение месяца я ежедневно репетировал этот концерт. Записывал этот концерт, делал звуковую дорожку выдающийся пианист Эмиль Гилельс . Я присутствовал во время этой записи, смотрел, как Гилельс садится за инструмент, как он играет и т. д. Наступил день съемок. Мы снимали в Московской консерватории: эстрада, симфонический оркестр, зрительский зал. Концерт я «играл» до конца: Иван Александрович не прерывал его запись. Могу похвалиться: я человек музыкальный, с увлечением «играл» этот концерт, и даже Иван Александрович Пырьев после съемки подбежал, обнял и поцеловал меня».

«Учитель танцев»

Спектакль «Учитель танцев»

В Центральном театре транспорта у Владимира Зельдина дела шли неплохо. Была постоянная работа, главные роли. Но все же Театр Советской Армии, куда в 1945 году он был приглашен Николаем Васильевичем Петровым, давал ему большие возможности. Первой же ролью в новом театре стал Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля «Учитель танцев». «Это была очень интересная работа — я должен был и петь, и танцевать, и фехтовать», — вспоминает Владимир Михайлович.

Спектакль имел огромный успех у зрителей, истосковавшихся за годы войны по красивым постановкам, по музыке, по любви. Сам Владимир Михайлович ставит успех этого спектакля в один ряд с фильмами «Свинарка и пастух» и «Сказание о земле Сибирской». Рассказывают, что как-то по окончании спектакля за кулисы поблагодарить актера зашла сама Анна Ахматова. Благодаря «Учителю танцев» Зельдин познакомился со многими актерами и танцорами балета: Олей Лепешинской, Майей Плисецкой, Катей Максимовой, Мариной Семеновой. На представление приходили и многие актеры ведущих театров Москвы. По словам Владимира Михайловича «Учитель танцев» проложил ему дорогу в мир известных и удивительных людей искусства.

В 1952 году Владимир Канцель вместе с Татьяной Лукашевич решили снять по спектаклю фильм. Вспоминает Владимир Зельдин: «Получилось плохо — спектакль так просто не может переноситься на фильм, нужно писать отдельно новый сценарий. Да и сами съемки проходили очень тяжело — снимали, в основном, по ночам, другого времени не давали. Плюс ко всему, художники Мосфильма сделали пол из стекла! Как можно танцевать на стеклянном полу — чтобы вы ни делали, ноги разъезжаются…»

Тем не менее, фильм имел большой успех, особенно у женской половины, став одним из лидеров проката 1952 года.

Звездный путь

Кадр из фильма » Дядя Ваня»

В 1941 году наш сегодняшний герой впервые попал на съемочную площадку. Роль Мусаиба Гатуева в картине «Свинарка и пастух» моментально принесла актеру известность и славу. Однако после первой кинематографической работы в карьере актера наступило некоторое затишье. Во время боевых действий театр транспорта, в котором выступал Зельдин, был эвакуирован в Казахстан, где актер впоследствии проработал чуть более года. В 1943-м году Владимир вернулся в Москву, где снова стал выступать на знакомой театральной сцене, устраивая представления для солдат и простых жителей российской столицы. В качестве театрального актера наш сегодняшний герой стал очень популярен, а впоследствии даже получил специальную медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В 1945-ом Зельдин начал выступать на сцене Центрального академического театра Российской армии. Он трудился чрезвычайно много, успевая играть блестящие роли в новых постановках и одновременно сниматься в кино. С участием артиста каждый год выходило по нескольку фильмов. Наиболее известные из них «Учитель танцев», «Карнавальная ночь», «Женщина в белом», «Дядя Ваня», «Десять негритят», «Тайна черных дроздов» и «Парк советского периода».

Кадр из фильма «Женщина в белом» (1981)

Все эти годы он много и разнообразно работал в театре. А роль блистательного учителя танцев Альдемаро играл много лет. Последний — тысячный раз — он сыграл эту роль в 60 лет!

Сыграв роль в детективе «Последняя осень» (1990), Зельдин затем в течение семи лет не снимался. Вновь зрители смогли увидеть любимого актера в 1997 году в картине Николая Досталя «Полицейские и воры». Зельдин замечательно, с юмором сыграл роль дедушки — обаятельного персонажа.

Позже он получил широкую известность благодаря роли в популярном украинском сериале «Сваты», в рамках которого он исполнял роль Николая Николаевича (отца Ольги).Владимир Михайлович установил рекорд как старейший «играющий» актер на планете. Данный факт был зафиксирован в Книге рекордов Гиннеса. В 2013 году Зельдин принял участие в эстафете Олимпийского огня, став старейшим человеком, когда-либо участвовавшим в знаменитом действе… Рекорд был побит 7 декабря этого же года в Новосибирске, когда факел пронёс 101-летний житель Александр Каптаренко.

Личная жизнь Зельдина

Первой женой В. Зельдина стала Людмила Мартынова, с которой они прожили не больше года (1939-1940 гг.). В 1940 году Людмила уехала в Украину и там и осталась. В этом гражданском браке родился сын, который умер в 1941 году от воспаления лёгких. На момент женитьбы актёру было всего 24 года, женщина же была старше его и, увлёкшись новым мужчиной, ушла от Зельдина. Людмила Мартынова также служила в актерской труппе Театра транспорта. Являлась яркой личностью, в отличие от актёрского дарования. Она была эрудированна, красива, умна, писала стихи и водила знакомство с русскими художниками и импрессионистами того времени.

Генриетта Островская и Владимир Зельдин

«Моей второй женой стала талантливая актриса Генриетта Островская или просто Гися, как звали ее в Театре Армии. Впервые мы повстречались как раз на сцене, в спектакле «Учитель танцев» — Гися играла служанку моей возлюбленной Флорелы Лисену, и любовный дуэт у нее был вовсе не со мной, а с Марой Перцовским, слугой Альдемаро Белардо. Из них вышла зажигательная комическая пара классических простаков, и даже внешне эта «любовь» производила комичнейшее впечатление — длиннющий, худющий, как карандаш в стакане, флегматичный Марк и маленькая, еле достававшая ему до плеча, ладная и быстрая Гися. Их музыкальный дуэт и куплеты пользовались в спектакле отдельным успехом, и когда мы оказались на гастролях в Австрии, им двоим всякий раз бисировали, а в рецензиях отмечали, как потрясающе они двигаются. Потом много раз мы с Гисей играли вместе, случалась и на сцене любовь: в «Стрекозе» — шутливая, а в «Душе солдата» — самая настоящая. Эту слабоватую пьесу, по сути водевиль, в прессе поругивали, но у зрителей история о том, как сержант Дымов по кличке Дым полюбил Шурочку, работающую… слесарем-водопроводчиком, пользовалась успехом. Вместе с Гисей мы часто оказывались и в одних концертных поездках — в советские времена наш театр разъезжал невероятно много и часто. Гися была очень талантлива и на эстраде, с большим успехом и, по-моему, оригинально исполняла жанровые песни. Она приехала в Москву из Одессы во время войны — была очень красива, жгучая брюнетка, пользовалась большим успехом у мужчин. Мы прожили вместе, не расписываясь, 15 лет — у нее уже был большой сын от первого брака, Алеша, и мама. Первое время наша семейная жизнь выглядела довольно странно: пока оба мы были бездомны, я жил в театре, а она с Алешей и мамой — в гостиничном номере, который снимал для нее театр, а когда расходились, я оставил ей все — тогда у нас была уже и квартира, и дача. Мужчина, считаю, должен поступать именно так — я слишком хорошо помнил, как трудно мы начинали», — вспоминал Зельдин о втором браке.

Дети в этой творческой семье так и не появились. Вторая супруга артиста умерла в 1971 году. Брак с первыми двумя жёнами Зельдин не регистрировал.

Владимир и Иветта

Третьей женой Владимира стала Иветта Капралова, с которой он стал жить с 1964 года. Несмотря на три брака, большую часть своей жизни актёр привык жить холостяком. Иветта Капралова знала, что нрав у Владимира Михайловича довольно крут, и как многие актёры, он увлекался прочими дамами. Но мудрая женщина смогла прощать увлечения супруга. Совместная жизнь супругов продлилась дольше 50 лет. И как это водится в романтических произведениях, спустя три месяца после смерти супруга, также ушла из жизни и Иветта Капралова.

Секреты долголетия

Актер Владимир Зельдин во время эстафеты Олимпийского огня в Москве.

Достаточно увидеть артиста на сцене, чтобы поверить в то, что он раздобыл волшебное омолаживающее средство Макропулоса. Великолепно поет и танцует на сцене Владимир Зельдин. 100 лет исполнилось актеру в 2015 году, 28 января. Но, несмотря на это, его голос звучит с театральных подмостков так, как юным актерам даже не снилось. В чем секрет такого непобедимого долголетия артиста? Владимир Михайлович охотно делится этой информацией со своими поклонниками:

  1. Зельдин никогда не курил и совершенно не переносит табачного дыма. Друзьям приходится мириться с предпочтениями актера: заядлые курильщики безропотно покидают помещение и выходят «в тамбур».
  2. Артист феноменально владеет собственными силами и никогда не переутомляется. Например, роль он учит в собственном ритме и в результате помнит свои реплики лучше, чем остальные коллеги. Также постепенно Владимир Михайлович выкладывается на репетициях. Он включает в полную мощность свое актерское дарование только на спектаклях. Кроме того, артист подолгу спит и за счет этого хорошо восстанавливается.
  3. Сколько лет Зельдину? Возраст у артиста солидный, но он не мешает ему каждый день совершать полуторачасовые прогулки. Артист бывает на улице в любую погоду, даже после изнурительных спектаклей или съемок.
  4. Актер предпочитает вкусную, но простую пищу. Например, он обожает гречневую кашу с молоком. Кушает Владимир Михайлович всегда маленькими, почти детскими порциями и никогда не переедает.
  5. Самый главный секрет молодости и долголетия актера заключается в том, что он дружит с людьми намного моложе себя. Он преклоняется перед молоденькими женщинами, всегда готов сделать комплимент и красиво за ними поухаживать. Этот процесс заряжает его положительной энергией. Жена спокойно относится к этой слабости супруга, понимая, что пока в нем живо чувство прекрасного, он остается сильным, молодым и здоровым.

Такова биография Зельдина. Этот человек прошел большой жизненный путь, но до сих пор не устает радоваться каждой минуте своего существования. В чем секрет его творческого и физического долголетия? Наверное в том, что он постоянно занимается любимым делом и умеет притягивать к себе хороших людей. И это не удивительно, ведь он и сам очень светлый человек: добрый, мудрый и порядочный. Хочется пожелать Владимиру Михайловичу долгих лет жизни и огромного счастья.

Смерть

На церемонию похорон пришли несколько тысяч людей

Владимир Зельдин ушел из жизни на 102-м году жизни. Об этом 31 октября 2016 года сообщили в НИИ Склифосовского, куда актер был госпитализирован после трех недель лечения в Военном госпитале. В девять утра сердце великого Актера перестало биться. Последние дни Владимир Михайлович находился без сознания и был подключен к аппарату ИВЛ.

Награды и звания

Владимир Зельдин награжден юбилейной медалью “150 лет Западному военному округу”

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 января 2015) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, телерадиовещания и многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (10 февраля 2010) — за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (10 февраля 2005) — за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность.
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (10 февраля 2000) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства.
  • Орден Дружбы (21 июня 1995) — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами.
  • Три ордена Трудового Красного Знамени (1947, 1968, 1980)
  • Орден Красной Звезды
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Юбилейная медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (8 мая 2015)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Медаль «200 лет Министерству обороны»
  • Медаль Министерства обороны Российской Федерации «150 лет Западному военному округу» (2015)
  • Заслуженный артист РСФСР (8 апреля 1954)
  • Народный артист РСФСР (10 октября 1959)
  • Народный артист СССР (7 марта 1975)
  • Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2008 год) — за спектакль «Человек из Ламанчи».
  • Сталинская премия второй степени (1951 год) — за исполнение роли Д. Н. Сенявина в спектакле «Флаг адмирала» А. П. Штейна
  • Премия фестиваля «Кинотавр» — в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру» (1995)
  • Премия Фонда Станиславского (1995)
  • Премия «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству» (2000)
  • Театральная премия «Хрустальная Турандот» (2001 — «За долголетнее и доблестное служение театру», 2005 — «Лучшая мужская роль» — Дон Кихот в спектакле «Человек из Ламанчи», ЦАТРА).
  • Благодарность «За выдающиеся творческие достижения в сфере музыкального театра» Национального фестиваля «Музыкальное сердце театра»» (2006)
  • национальная премия «Россиянин года» (2007)
  • Лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Легенды сцены» (2008)
  • Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2008 год) — за спектакль «Человек из Ламанчи».
  • Премия мэра Москвы в области литературы и искусства
  • Приз «За честь и достоинство» Национальной театральной премии «Золотая маска» (2010).
  • Кинопремия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2013)
  • Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
  • Орден «За заслуги в ветеранском движении» (11.12.2014, высшая награда Союза ветеранов России)
  • Премия Союзного государства (2014)
  • Почётный гражданин Тамбовской области (2015)

 

 

 

Видео



Источники