Вера Вельяминова
Детство и юность актрисы
Родилась Вера Вельяминова в 1926 году в Ленинграде. У нее богатая родословная. Самым титулованным из ее предков был основатель рода, в начале XI века пришедший во главе трехтысячной дружины служить к Ярославу Мудрому. Он был племянником норвежского конунга – короля Хакона II. В Эрмитаже, в галерее героев войны 1812 года, висит портрет Ивана Александровича Вельяминова – генерала, члена Военного совета при Александре I. А его брат, Алексей Вельяминов, служил начальником штаба у Ермолова, во время Крымской войны командовал Кавказской Черноморской оборонительной линией, сообщает портал Rusactors.
В его честь императорским указом Туапсе переименовали в форт Вельяминовский. Другой предок, Николай Александрович Вельяминов – известный военный хирург, с 1909 по 1913 год возглавлял Военно-медицинскую академию, а в Первую мировую был назначен начальником санитарной службы русской армии. После революции, несмотря на идейные разногласия с советской властью, Николаю Вельяминову в знак признания заслуг перед страной поставили памятник на Волковом кладбище.
Двоюродный брат актрисы – народный артист Петр Вельяминов, известный по ролям в популярных сериалах: «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов». Видимо личное стремление к актерской деятельности у Вельяминовых в крови.
Брат Веры воевал в Крымской войне, руководил штабом и в честь него был назван форт. Среди Вельяминовых есть приближенный императору Александру Первому, участник Отечественной войны 1812 году, его портрет находится в Эрмитаже.
Жизнь в стране в годы ее детства и юности была нелегкая: когда началась Великая Отечественная, девочке было всего пятнадцать лет. Пора юности, первой влюбленности, мечтаний. Но все было перечеркнуто страшной войной. Однако и это страшное время не смогло убить в Вере стремление быть актрисой.
В блокадном Ленинграде девочка провела несколько лет, но она не отчаивалась, а часто устраивала перед домашними выступления, играя в театр. Она читала им стихи, монологи, пела романсы и песни. А партнерами по «сцене» были обычные стулья.
Вера очень любила петь, у нее были неплохие вокальные данные. Она пела везде: дома, в электричках (открывая окна, чтобы слышно было всем!).
Отец девушки погиб в самом начале войны на фронте. Не выдержав суровых блокадных условий, покинули этот свет бабушка и тетя. Маме и Вере пришлось очень тяжело: мама работала бухгалтером, а дочь устроилась кастеляншей. В это трудное время проявлялся характер людей, и закалялись слабые стороны. Доброе дело в то время могло спасти жизнь человеку. Вера никогда не забудет, как продавщица отрезала ей хлеба на несколько граммов больше, чем было положено.
Роли в театре и кино
Вера Вельяминова мечтала играть на сцене с детства. Актриса, чью личную жизнь и биографию мы обсуждаем сегодня, вспоминала, как часто усаживала родителей и друзей и выступала перед ними – играла спектакли.
Кроме того, девушка очень любила петь. Например, она часто пела в электричках, открывая окна. Слышно было не только пассажирам, но и прохожим. Когда во время блокады она переехала к матери в Петропавловск, то была вне себя от радости. В этом городе работала труппа драматического театра, которая была эвакуирована из республики Крым. Девушка не постеснялась прийти к художественному руководителю коллектива и горячо попросила принять ее в театр. И ее просьба была услышана. Так она и начала свою карьеру. Поначалу была задействована в эпизодических ролях, в массовке. А после у нее появились и главные роли.
Актриса с благодарностью вспоминала, как на сцене этого театра она пела, декламировала стихи. Выступала на фабриках перед рабочими и в домах культуры, в воинских частях.
Везде, где нужно было людям отвлечься от суровой реальности. И, что примечательно, не только в родном городе, но и за пределами страны. Будучи юной девушкой, она записывала на виниловые пластинки русские и цыганские романсы. И эти записи пользовались успехом. Но на провинциальном театре все не закончилось. Далее последовали поступление в институт и просто головокружительная карьера.
Из-за своего таланта Вельяминова уже, будучи студенткой играла в Пушкинском театре. Ее первая роль – цыганка в пьесе «живой труп» по произведению Л. Н Толстого. Зрители сразу обратили внимание на сильный, красивый голос юной Вельяминовой. А также на ее талант, искренность. И конечно, на ее красоту. Девушка сама исполняла старинный цыганский романс. А в 1954 году она сыграла одну из главных ролей в этом спектакле – Машу. Эта роль принесла ей славу и известность. Она стала участвовать во множестве спектаклей – как в эпизодических ролях, так и в главных.
Причем, Вельяминовой удавалось многое. Она могла сыграть как в невероятно смешной комедии, так и в трагедии. Она не переживала из-за того, что может показаться кому-то смешной. Да и чего бояться – актриса она очень яркая, стильная. Многие признавали – Вельяминова великолепна.
И, несомненно, у каждого персонажа, созданного ей, есть особый характер. И каждую свою героиню актриса искренне любила. С ними она делилась обаянием и жизнелюбием. Есть у Вельяминовой и особенная роль, к которой она относится с особым трепетом. Это роль в спектакле «Поклонимся великим тем годам…», посвященный Великой Отечественной войне и вобравший в себя песни военных лет, фронтовую лирику, отрывки блокадных дневников, воспоминания актеров старшего поколения.
Между сценой и залом каждый раз возникал доверительный диалог – о стремительно меняющемся времени, о памяти, любви и человеческом милосердии. «Военный концерт» александринцы играли почти во всех гастрольных поездках, и везде – от Севастополя до Москвы – это представление встречало горячий зрительский прием. Во многом благодаря мастерству и таланту Веры Вельяминовой.
Тема войны была для Вельяминовой не чуждой. Она сама была награждена медалью «За оборону Ленинграда». В 2006-м году получила орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Отец актрисы отдал жизнь, сражаясь за Родину в 1942 году. А вскоре, не выдержав Блокады, ушли из жизни ее бабушка и тетя. Мама девочки в то время работала бухгалтером. А ее устроила кастеляншей для раздачи белья.
Еще, будучи совсем молоденькой девушкой, Вельяминова убедилась, какую большую роль в жизни человека играют его поступки. И добрых людей, к счастью, в ее жизни было гораздо больше, чем плохих. Она до последних дней не могла забыть, как в голодное время продавщица в магазине отдала ей на 100 граммов хлеба больше, чем положено. Шестьдесят пять лет актриса числилась в труппе Александринского театра. За свою карьеру сыграла более восьмидесяти ролей.
Кроме того, она сыграла в нескольких кинофильмах – «Предел возможного», «Ревизор», «Пока бьется сердце» и др. Кроме того, актриса много лет возглавляла театральное отделение в Петровской академии наук и искусств. Режиссер Валерий Фокин после смерти актрисы охарактеризовал ее как важную и видную персону в Александринском театре. Несмотря на то, что она тяжело болела и не выходила на сцену последние несколько лет, коллеги очень высоко ценили ее мастерство. Были благодарны за опыт, который она смогла передать им.
Всего артистка сыграла на сцене Александринки более 80 ролей, и все они были разноплановыми. Среди них и леди Джедберг в комедии Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир» и Фоминишна в комедии Александра Островского «Свои люди – сочтемся!» и даже Атаманша в сказке «Горя бояться – счастья не видать». «Красивый, сильный голос молодой актрисы, ее искреннее, вдохновенное исполнение, сценический темперамент и обаяние сразу же обратили на себя внимание», – так отзывались о ней коллеги.
Награды актрисы
Вере Вельяминовой была вручена медаль «За оборону Ленинграда» за великий труд в годы блокады этого города. Всем во время войны пришлось нелегко, а жителям осажденного Ленинграда, было вдвойне тяжелей. За это стоит награждать выживших в ужасных условиях блокады.
Также актриса была награждена медалью «За освоение целинных земель». В 50–60 года прошлого века было весьма модно отправляться в далекие степи для освоения земель. Вера с прочими комсомольцами и коммунистами выполняла этот долг перед Родиной, за что и была награждена.
В 1982 году Вере Николаевне присвоили звание Заслуженной артистки России. А в 2006 году она была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени.
Личная жизнь
Личная жизнь актрисы Веры Вельяминовой покрыта завесой тайны. Наверняка у такой красивой и яркой женщины за долгую жизнь было множество романов.
Известно только что она была замужем за Советским офицером Павлом Крыжановским. Он скончался в 1990 году, опередив свою супругу почти на тридцать лет.
Умерла Вера Николаевна в Санкт-Петербурге на 92-м году жизни, смерть наступила вследствие старости.
Театральные работы
- Маша («Живой труп» Л. Толстого, 1954)
- Фрези Грант («Бегущая по волнам» А. Грина, 1960)
- Паула («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1962)
- Мария Тюдор в одноименной драме В. Гюго, 1964
- Эвридика в трагедии «Антигона» Софокла, 1968
- Лебедева («Второе дыхание» А. Крона)
- Лебедева («Все остается людям» С. Алешина)
- Матильда («Почему улыбались звезды» А.Е. Корнейчука)
- Паола («Дети солнца» М. Горького)
- Квашня («На дне» М. Горького, 1973)
- Тартальона («Зеленая птичка» Карло Гоцци, реж. Н. Шейко, 1976)
- Василиса Премудрая («Живи и помни» В. Распутина, 1980)
- Василиса Егоровна («Капитанская дочка» А.С. Пушкина, 1984)
- Мачеха («Золушка» Е. Шварца, 1988)
- Преданно любящая Рахманинова («Колокола» Ю. Нагибина, 1989)
- Фоминишна («Свои люди – сочтемся!» А. Островского, 1990)
- Атаманша («Горя бояться – счастья не видать», 1994)
- Леди Джедберг («Веер леди Уиндермир» О. Уайльда, 1998)
Видео
Источники
Детство и юность актрисы
Родилась Вера Вельяминова в 1926 году в Ленинграде. У нее богатая родословная. Самым титулованным из ее предков был основатель рода, в начале XI века пришедший во главе трехтысячной дружины служить к Ярославу Мудрому. Он был племянником норвежского конунга – короля Хакона II. В Эрмитаже, в галерее героев войны 1812 года, висит портрет Ивана Александровича Вельяминова – генерала, члена Военного совета при Александре I. А его брат, Алексей Вельяминов, служил начальником штаба у Ермолова, во время Крымской войны командовал Кавказской Черноморской оборонительной линией, сообщает портал Rusactors.
В его честь императорским указом Туапсе переименовали в форт Вельяминовский. Другой предок, Николай Александрович Вельяминов – известный военный хирург, с 1909 по 1913 год возглавлял Военно-медицинскую академию, а в Первую мировую был назначен начальником санитарной службы русской армии. После революции, несмотря на идейные разногласия с советской властью, Николаю Вельяминову в знак признания заслуг перед страной поставили памятник на Волковом кладбище.
Двоюродный брат актрисы – народный артист Петр Вельяминов, известный по ролям в популярных сериалах: «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов». Видимо личное стремление к актерской деятельности у Вельяминовых в крови.
Брат Веры воевал в Крымской войне, руководил штабом и в честь него был назван форт. Среди Вельяминовых есть приближенный императору Александру Первому, участник Отечественной войны 1812 году, его портрет находится в Эрмитаже.
Жизнь в стране в годы ее детства и юности была нелегкая: когда началась Великая Отечественная, девочке было всего пятнадцать лет. Пора юности, первой влюбленности, мечтаний. Но все было перечеркнуто страшной войной. Однако и это страшное время не смогло убить в Вере стремление быть актрисой.
В блокадном Ленинграде девочка провела несколько лет, но она не отчаивалась, а часто устраивала перед домашними выступления, играя в театр. Она читала им стихи, монологи, пела романсы и песни. А партнерами по «сцене» были обычные стулья.
Вера очень любила петь, у нее были неплохие вокальные данные. Она пела везде: дома, в электричках (открывая окна, чтобы слышно было всем!).
Отец девушки погиб в самом начале войны на фронте. Не выдержав суровых блокадных условий, покинули этот свет бабушка и тетя. Маме и Вере пришлось очень тяжело: мама работала бухгалтером, а дочь устроилась кастеляншей. В это трудное время проявлялся характер людей, и закалялись слабые стороны. Доброе дело в то время могло спасти жизнь человеку. Вера никогда не забудет, как продавщица отрезала ей хлеба на несколько граммов больше, чем было положено.
Роли в театре и кино
Вера Вельяминова мечтала играть на сцене с детства. Актриса, чью личную жизнь и биографию мы обсуждаем сегодня, вспоминала, как часто усаживала родителей и друзей и выступала перед ними – играла спектакли.
Кроме того, девушка очень любила петь. Например, она часто пела в электричках, открывая окна. Слышно было не только пассажирам, но и прохожим. Когда во время блокады она переехала к матери в Петропавловск, то была вне себя от радости. В этом городе работала труппа драматического театра, которая была эвакуирована из республики Крым. Девушка не постеснялась прийти к художественному руководителю коллектива и горячо попросила принять ее в театр. И ее просьба была услышана. Так она и начала свою карьеру. Поначалу была задействована в эпизодических ролях, в массовке. А после у нее появились и главные роли.
Актриса с благодарностью вспоминала, как на сцене этого театра она пела, декламировала стихи. Выступала на фабриках перед рабочими и в домах культуры, в воинских частях.
Везде, где нужно было людям отвлечься от суровой реальности. И, что примечательно, не только в родном городе, но и за пределами страны. Будучи юной девушкой, она записывала на виниловые пластинки русские и цыганские романсы. И эти записи пользовались успехом. Но на провинциальном театре все не закончилось. Далее последовали поступление в институт и просто головокружительная карьера.
Из-за своего таланта Вельяминова уже, будучи студенткой играла в Пушкинском театре. Ее первая роль – цыганка в пьесе «живой труп» по произведению Л. Н Толстого. Зрители сразу обратили внимание на сильный, красивый голос юной Вельяминовой. А также на ее талант, искренность. И конечно, на ее красоту. Девушка сама исполняла старинный цыганский романс. А в 1954 году она сыграла одну из главных ролей в этом спектакле – Машу. Эта роль принесла ей славу и известность. Она стала участвовать во множестве спектаклей – как в эпизодических ролях, так и в главных.
Причем, Вельяминовой удавалось многое. Она могла сыграть как в невероятно смешной комедии, так и в трагедии. Она не переживала из-за того, что может показаться кому-то смешной. Да и чего бояться – актриса она очень яркая, стильная. Многие признавали – Вельяминова великолепна.
И, несомненно, у каждого персонажа, созданного ей, есть особый характер. И каждую свою героиню актриса искренне любила. С ними она делилась обаянием и жизнелюбием. Есть у Вельяминовой и особенная роль, к которой она относится с особым трепетом. Это роль в спектакле «Поклонимся великим тем годам…», посвященный Великой Отечественной войне и вобравший в себя песни военных лет, фронтовую лирику, отрывки блокадных дневников, воспоминания актеров старшего поколения.
Между сценой и залом каждый раз возникал доверительный диалог – о стремительно меняющемся времени, о памяти, любви и человеческом милосердии. «Военный концерт» александринцы играли почти во всех гастрольных поездках, и везде – от Севастополя до Москвы – это представление встречало горячий зрительский прием. Во многом благодаря мастерству и таланту Веры Вельяминовой.
Тема войны была для Вельяминовой не чуждой. Она сама была награждена медалью «За оборону Ленинграда». В 2006-м году получила орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Отец актрисы отдал жизнь, сражаясь за Родину в 1942 году. А вскоре, не выдержав Блокады, ушли из жизни ее бабушка и тетя. Мама девочки в то время работала бухгалтером. А ее устроила кастеляншей для раздачи белья.
Еще, будучи совсем молоденькой девушкой, Вельяминова убедилась, какую большую роль в жизни человека играют его поступки. И добрых людей, к счастью, в ее жизни было гораздо больше, чем плохих. Она до последних дней не могла забыть, как в голодное время продавщица в магазине отдала ей на 100 граммов хлеба больше, чем положено. Шестьдесят пять лет актриса числилась в труппе Александринского театра. За свою карьеру сыграла более восьмидесяти ролей.
Кроме того, она сыграла в нескольких кинофильмах – «Предел возможного», «Ревизор», «Пока бьется сердце» и др. Кроме того, актриса много лет возглавляла театральное отделение в Петровской академии наук и искусств. Режиссер Валерий Фокин после смерти актрисы охарактеризовал ее как важную и видную персону в Александринском театре. Несмотря на то, что она тяжело болела и не выходила на сцену последние несколько лет, коллеги очень высоко ценили ее мастерство. Были благодарны за опыт, который она смогла передать им.
Всего артистка сыграла на сцене Александринки более 80 ролей, и все они были разноплановыми. Среди них и леди Джедберг в комедии Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир» и Фоминишна в комедии Александра Островского «Свои люди – сочтемся!» и даже Атаманша в сказке «Горя бояться – счастья не видать». «Красивый, сильный голос молодой актрисы, ее искреннее, вдохновенное исполнение, сценический темперамент и обаяние сразу же обратили на себя внимание», – так отзывались о ней коллеги.
Награды актрисы
Вере Вельяминовой была вручена медаль «За оборону Ленинграда» за великий труд в годы блокады этого города. Всем во время войны пришлось нелегко, а жителям осажденного Ленинграда, было вдвойне тяжелей. За это стоит награждать выживших в ужасных условиях блокады.
Также актриса была награждена медалью «За освоение целинных земель». В 50–60 года прошлого века было весьма модно отправляться в далекие степи для освоения земель. Вера с прочими комсомольцами и коммунистами выполняла этот долг перед Родиной, за что и была награждена.
В 1982 году Вере Николаевне присвоили звание Заслуженной артистки России. А в 2006 году она была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени.
Личная жизнь
Личная жизнь актрисы Веры Вельяминовой покрыта завесой тайны. Наверняка у такой красивой и яркой женщины за долгую жизнь было множество романов.
Известно только что она была замужем за Советским офицером Павлом Крыжановским. Он скончался в 1990 году, опередив свою супругу почти на тридцать лет.
Умерла Вера Николаевна в Санкт-Петербурге на 92-м году жизни, смерть наступила вследствие старости.
Театральные работы
- Маша («Живой труп» Л. Толстого, 1954)
- Фрези Грант («Бегущая по волнам» А. Грина, 1960)
- Паула («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1962)
- Мария Тюдор в одноименной драме В. Гюго, 1964
- Эвридика в трагедии «Антигона» Софокла, 1968
- Лебедева («Второе дыхание» А. Крона)
- Лебедева («Все остается людям» С. Алешина)
- Матильда («Почему улыбались звезды» А.Е. Корнейчука)
- Паола («Дети солнца» М. Горького)
- Квашня («На дне» М. Горького, 1973)
- Тартальона («Зеленая птичка» Карло Гоцци, реж. Н. Шейко, 1976)
- Василиса Премудрая («Живи и помни» В. Распутина, 1980)
- Василиса Егоровна («Капитанская дочка» А.С. Пушкина, 1984)
- Мачеха («Золушка» Е. Шварца, 1988)
- Преданно любящая Рахманинова («Колокола» Ю. Нагибина, 1989)
- Фоминишна («Свои люди – сочтемся!» А. Островского, 1990)
- Атаманша («Горя бояться – счастья не видать», 1994)
- Леди Джедберг («Веер леди Уиндермир» О. Уайльда, 1998)