Василий Аксёнов

Аксенов Василий Павлович – известный в широких кругах русский писатель. Его произведения, пронизанные духом свободомыслия, жесткие и трогательные, местами ирреальные, не оставляют безучастным ни одного читателя. В статье будет рассмотрена биография Василия Аксенова и приведен перечень его наиболее интересных литературных работ.

Биография

Василий Аксенов в детстве

Василий Павлович Аксёнов появился на свет в Казани в августе 1932 года. На момент его рождения в семье уже подрастало двое детей: сестра Майя – родная Василию по отцу, и брат Алексей – родной по матери. Это дети от первых браков Павла Аксёнова и Евгении Гинзбург. Василий стал их первым общим ребёнком.

Родители Василия Аксёнова были интеллигентными и довольно известными в Казани людьми. Павел Васильевич – председатель горсовета и член бюро обкома КПСС. Евгения Соломоновна сначала преподавала в педагогическом вузе, позже возглавила отдел культуры в областной газете.

Она прошла все испытания сталинского режима, репрессий и впоследствии написала популярный роман «Крутой маршрут», посвященный именно этой теме. Впоследствии она написала еще один вариант этого романа, но в более строгих разоблачительных тонах, однако была вынуждена вскоре сжечь его и все черновики, потому что этот роман «Под сенью Люциферова крыла» был слишком прямолинейным, и женщина боялась, что ее вновь репрессируют.

Несомненно, таланты родителей и их опасения, страхи подвергнуться преследованиям за инакомыслие не могли не наложить отпечаток на восприятие мира маленького Василия. Он впитывал эту специфическую обстановку в стране, рос думающим человеком с критическим мышлением, что, несомненно, передалось ему от родителей.

В 1937-ом, в разгар «сталинских чисток», были арестованы оба родителя Василия Аксёнова. На тот момент ему исполнилось 4 года. Старших брата и сестру Василия Аксёнова было позволено забрать родственникам. А общего сына «врагов народа» – Василия – принудительно отправили в детский приют для таких же, как он, детей политических осуждённых.

Василий Аксёнов с матерью и сестрой

Васю же пыталась оставить у себя бабушка, но безрезультатно. Только 1938 году брату отца удалось разыскать племянника в костромском детском доме. О раннем периоде из своей биографии Василий Аксенов рассказал в повести «Ожог».

В 1948 году его мать после многих лет ссылки освободили, она поселилась в Магадане и наконец-то смогла впервые увидеться с сыном.После окончания школы будущий писатель принял решение поступать в медицинский институт. Это было сделать довольно сложно, но юношу отличала природная хватка ума, врождённое стремление к знаниям.

Профессия врача казалась ему более безопасной. Студентом медицинского вуза он стал в 1950 году. Спустя три года умер Сталин. Но и в более поздние периоды биографии Василия Павловича Аксенова встречаются печальные события, вызванные столкновением с властью.

В 1956 году Аксёнов окончил 1-й Ленинградский медицинский институт и получил распределение в Балтийское морское пароходство, где должен был работать врачом на судах дальнего плавания. Несмотря на то, что его родители уже были реабилитированы, допуск ему так и не дали. В дальнейшем упоминалось, что Аксёнов работал карантинным врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту и в туберкулёзной больнице в Москве (по другим данным, был консультантом в Московском научно-исследовательском институте туберкулёза).

Начало литературной деятельности

С 1960 года Ва­си­лий Ак­сё­нов — про­фес­си­о­наль­ный ли­те­ра­тор. По­весть «Кол­ле­ги» (на­пи­са­на в 1959 году; од­но­имён­ная пьеса сов­мест­но с Г. Ста­бо­вым, 1961; од­но­имён­ный фильм, 1962), ро­ма­ны «Звёзд­ный билет» (на­пи­сан в 1961 году; по нему снят фильм «Мой млад­ший брат», 1962), по­весть «Апель­си­ны из Ма­рок­ко» (1962), «Пора, мой друг, пора» (1963), сбор­ни­ки «Ка­та­пуль­та» (1964), «На пол­пу­ти к Луне» (1966), пьеса «Все­гда в про­да­же» (по­ста­нов­ка те­ат­ра «Со­вре­мен­ник», 1965); в 1968 году опуб­ли­ко­ва­на са­ти­ри­ко-фан­та­сти­че­ская по­весть «За­то­ва­рен­ная боч­ко­та­ра». В 1964 году при­нял уча­стие в на­пи­са­нии кол­лек­тив­но­го де­тек­тив­но­го ро­ма­на «Сме­ёт­ся тот, кто сме­ёт­ся», опуб­ли­ко­ван­но­го в га­зе­те «Неде­ля».

В 1960-х годах про­из­ве­де­ния В. Ак­сё­но­ва часто пе­ча­та­ют­ся в жур­на­ле «Юность». В те­че­ние несколь­ких лет он яв­ля­ет­ся чле­ном ред­кол­ле­гии жур­на­ла. При­клю­чен­че­ская ди­ло­гия для детей: «Мой де­душ­ка — па­мят­ник» (1970) и «Сун­ду­чок, в ко­то­ром что-то сту­чит» (1972).

Василий Аксенов в редакции журнала «Юность»

К ис­то­ри­ко-био­гра­фи­че­ско­му жанру от­но­сит­ся по­весть о Л. Кра­сине «Лю­бовь к элек­три­че­ству» (1971). Экс­пе­ри­мен­таль­ное про­из­ве­де­ние «По­ис­ки жанра» было на­пи­са­но в 1972 году (пер­вая пуб­ли­ка­ция в жур­на­ле «Новый мир»; в под­за­го­лов­ке, ука­зы­ва­ю­щем на жанр про­из­ве­де­ния, также обо­зна­че­но «По­ис­ки жанра»).

Также в 1972 году — совместно с О. Горчаковым и Г. Поженяном — написал роман-пародию на шпионский боевик «Джин Грин — неприкасаемый» под псевдонимом Гривадий Горпожакс (комбинация имён и фамилий реальных авторов). 1976 год — перевёл с английского роман Э. Л. Доктороу «Рэгтайм».

Изменение творческой позиции Аксёнова свидетельствовало не только о собственно художественных поисках писателя, отказывавшегося теперь в своих произведениях от принципа правдоподобия, предпочитая ему изображение «иллюзии действительности»; сами эти изменения были вызваны крепнущим у него убеждением в том, что «действительность так абсурдна, что, употребляя метод абсурдизации и сюрреализма, писатель не вносит абсурда в свою литературу, а, наоборот, этим методом он как бы пытается гармонизировать разваливающуюся, как помойная яма, действительность…». С этого времени критика в адрес Аксёнова и его произведений становится все более резкой и даже сокрушительной, когда она звучит из уст руководителей партии и государства (например, Н.С. Хрущева). Нападки вызывала даже форма, к которой обращается теперь Аксёнов, воспринимаемая как несоветская и ненародная: так была оценена, в частности, поставленная в театре «Современник» пьеса Аксёнова «Всегда в продаже», свидетельствующая о переходе ее автора на авангардистские позиции в искусстве.

Положение Аксёнова еще более осложнилось, когда (в 1977-1978) его произведения начали появляться за рубежом (прежде всего в США). В 1979 Аксёнов вместе с А. Битовым, Вик. Ерофеевым, Ф. Искандером и Е. Поповым выступил составителем и автором альманаха «Метрополь», объединившего писателей (Ю. Алешковского, Ф. Горенштейна, В. Высоцкого и др.), решительно отмежевавшихся от социалистического реализма. Так и не изданный в советской подцензурной печати, альманах ушел в самиздат и вскоре был издан в США. Он немедленно был подвергнут уничтожающей критике, некоторые его авторы были исключены из писательского союза. Сам Аксёнов в декабре 1979 заявил о выходе из СП,22 июля 1980 уехал в США и вскоре был лишен советского гражданства.

Поселившись в Вашингтоне, он продолжает интенсивно работать: одна за другой выходят написанные им в России, но впервые публикуемые лишь после отъезда писателя в Америку романы «Ожог» (1975), «Остров Крым» (1970), «Золотая наша железка» (1980), написанные уже в эмиграции книги «Бумажный пейзаж» (1983), «Право на остров» (1983), «Скажи изюм» (1985), «В поисках грустного бэ-би» (1986).

Аксенов прожил в США до 2004 года. За время пребывания там он работал в качестве профессора русской литературы в разных университетах Америки: Институте Кеннана (с 1981-го по 1982-й), Университете Вашингтона (с 1982-го по 1983-й), Гаучер-колледже (с 1983-го по 1988-й), Университете Мейсона (с 1988-го по 2009-й). В качестве журналиста в период с 1980 по 1991 гг. Аксенов Василий сотрудничал с радиостанциями «Радио Свобода», «Голос Америки», альманахом «Глагол» и журналом «Континент». Радиоочерки писателя были опубликованы в сборнике «Десятилетие клеветы», изданном в 2004 году.

Впрочем, и в Америке продолжал творить Василий Аксенов: «Московская Сага» (трилогия, 1989, 1991, 1993 годы), «Негатив положительного героя» (сборник рассказов, 1995 год), «Новый сладостный стиль» (роман, посвященный жизни советских эмигрантов в США, 1996 год) – все это было написано в период жизни в Соединенных Штатах. Писатель создавал произведения не только на русском языке, в 1989 году был на английском написан роман «Желток яйца» (правда, впоследствии его перевел сам автор). По приглашению Джека Мэтлока, американского посла, впервые после выезда заграницу (через девять лет) Аксенов приехал в Советский Союз. В 1990 году писателю вернули советское гражданство.

В 1993 году, во время разгона Верховного Совета, солидаризировался с подписавшими письмо в поддержку Б. Н. Ельцина.В 2004 году в журнале «Октябрь» был опубликован роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки», который удостоился Букеровской премии России.Книга воспоминаний «Зеница ока» (2005) носит характер личного дневника.

В 2007 году вышел в свет роман «Редкие земли».15 января 2008 года в Москве В. Аксёнов внезапно почувствовал себя очень плохо, был госпитализирован в больницу № 23, где был диагностирован инсульт. Через сутки после госпитализации Аксёнов был переведён в НИИ имени Склифосовского, где ему провели операцию по удалению тромба сонной артерии. На 29 января 2008 года врачи оценивали состояние писателя как крайне тяжёлое. На 28 августа 2008 года состояние оставалось «стабильно тяжёлым». 5 марта 2009 года возникли новые осложнения, Аксёнов был переведён в НИИ имени Бурденко и прооперирован. Позже Аксёнов был переведён обратно в НИИ имени Склифосовского.

В октябре 2009 года был издан последний законченный роман Василия Аксёнова — «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках», отдельные главы которого публиковались в 2008 году в журнале «Коллекция каравана историй». Роман автобиографичен; его главными героями стали кумиры советской литературы и искусства 1960-х:  Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Андрей Тарковский, Владимир Высоцкий, Эрнст Неизвестный, Марлен Хуциев, Роман Кармен, Марина Влади, Юрий Нагибин и другие. Для дистанцирования от мемуарного жанра автор дал персонажам романа вымышленные имена. При этом имена были изменены так созвучно, чтобы все были легко узнаваемы.

В 2015 году по мотивам этого романа был снят сериал, премьерный показ которого прошел в ноябре 2016 года на «Первом канале».В 2010 году увидел свет неоконченный автобиографический роман Аксёнова «Ленд-лизовские».

Личная жизнь

Василий со своей первой женой Кирой

Аксенов был женат дважды. Впервые – на Кире Менделеевой. Девушка была дочерью Лайоша Гавро — венгерского интернационалиста, активного участника Гражданской войны. В 1960 году у писателя родился сын. Алексей Аксенов — известный художник-постановщик, в его фильмографии такие проекты, как «Любовь-морковь», «Облако-рай», «Аттракцион».

Но главной женщиной в жизни Василия Аксенова стала Майя Кармен. В США вторая жена Аксенова преподавала русский язык. Майя Кармен была дочерью номенклатурного работника Афанасия Змейла. До встречи с Аксеновым замужем была дважды. После эмиграции квартиру, которая досталась ей после смерти второго мужа, отобрали. В 1993 году власти предоставили Майе Кармен жилье в высотном доме, расположенном на Котельнической набережной.

Василий и Майя

Майя – была единственная любовь всей жизни писателя. Но соединиться с ней браком он не мог по многим обстоятельствам. После скандала Василию пришлось расстаться с первой женой. Но жить с любимой женщиной было нельзя. Тогда писатель впал в депрессию и запил. От длительного запоя его спасли друзья из литературного кружка.

Они лечили его таблетками по указанию врача, а затем увезли в Коктебель. Члены кружка очень любили это место. Море, красивая природа вдохновляли их на творчество. После посещения этого чудного места писатель поправился, вернулся к творчеству, но забыть свою возлюбленную так и не смог.

И только перед выездом из страны она перебралась к нему, и они сочетались законным браком. Все годы в эмиграции они провели вместе. Это счастье совместной жизни с любимым человеком было заслуженно и выстрадано. От Майи Василий не имел детей, но у него была падчерица Алена.

Во время тяжелой предсмертной болезни Василий мог видеть рядом с собой любимую жену, которая поддерживала его, ухаживала за ним.

Оценки коллег

 

«Ак­сё­нов все­гда был мод­ным. Ему уда­лось то, о чём меч­та­ют все пи­са­те­ли, — пе­ре­шаг­нуть гра­ни­цу по­ко­ле­ний. Он по­ко­рил всех — и ро­ман­ти­че­ских чи­та­те­лей жур­на­ла „Юность“, и бо­ро­да­тых дис­си­ден­тов, и се­го­дняш­нюю Рос­сию» (Алек­сандр Генис).

Ак­сё­но­ва в ту пору на­зы­ва­ли зна­то­ком го­род­ско­го быта. «Есть „де­ре­вен­щи­ки“, а в го­ро­де он, Ак­сё­нов». (Ге­ор­гий Са­дов­ни­ков. Мой од­но­класс­ник Вася/«Ва­си­лий Ак­сё­нов — оди­но­кий бегун на длин­ные ди­стан­ции»).

«Ак­сё­нов в Аме­ри­ке так и остал­ся из­вест­ным пи­са­те­лем для уз­ко­го круга. По­до­зре­ваю, что он хотел быть ав­то­ром аме­ри­кан­ско­го бест­сел­ле­ра и весь­ма огор­чил­ся, что ни­че­го не по­лу­чи­лось. По моему ра­зу­ме­нию, даже тео­ре­ти­че­ски не могло по­лу­чить­ся. Чтоб со­здать аме­ри­кан­ский бест­сел­лер, надо пи­сать плохо и о глу­по­стях. А вот этого Ак­сё­нов, при всём ста­ра­нии, не су­ме­ет». (Ана­то­лий Гла­ди­лин. Ак­сё­нов­ская сага).

«Та­лант­ли­вый бе­ло­руч­ка. Жизни не нюхал…» (Виль Ли­па­тов).

«Ак­сё­нов — это свинг, свин­гу­ю­щий ритм, рас­кач­ка, джаз и джа­зо­вая необя­за­тель­ность стиля» (Дмитрий Быков).

Последние годы

В начале двухтысячных Аксенов приобрел небольшой дом на французском побережье. Здесь он провел последние годы. В 2001 году в Москве вышел роман «Кесарево свечение». Это произведение Аксенов считал своим высшим литературным достижением. Преподавательскую деятельность Василий Аксенов закончил в 2004 году. Именно тогда он побывал в США в последний раз. Во Франции у писателя был дом, где он работал в покое и тишине. В Москве Аксенов общался с прессой и друзьями. Внимание сотрудников он привлекал прежде всего яркой биографией и необыкновенной творческой активностью.

В 2004-м вышла «Американская кириллица». В том же году — роман «Вольтерьянцы и валерьянки». Другие произведения последних лет «Редкие земли», «Зеница Ока», «Москва-ква-ква». В 2009-м в печать вышел роман «Таинственная страсть». Герои автобиографического произведения — знаменитые поэты и писатели 60-х. В 2015 году Роман Аксенова был экранизирован. Роль писателя исполнил актер Алексей Морозов.

Смерть

Могила Василия Аксёнова

В январе 2008-го Василий Аксёнов был госпитализирован в одну из московских клиник, где ему диагностировали инсульт. После проведённой операции в Научном институте имени Склифосовского ожидаемого улучшения не наступило. Писатель длительное время находился в состоянии комы. Постоянно за ним ухаживала жена Майя.

Летом 2008 года состояние Аксёнова оставалось по-прежнему тяжелым. Весной 2009-го Василия Павловича прооперировали повторно в Научном институте имени Бурденко. В июле того же года писателя не стало.

На момент смерти Аксёнову было 77 лет. Похоронили Василия Павловича в Москве, на Ваганьковском кладбище.В Казани восстановлен дом, где в отрочестве жил писатель, и в ноябре 2009 года там создан Музей его творчества.

Награды, почётные звания, премии

В США В. Ак­сё­но­ву было при­сво­е­но по­чёт­ное зва­ние Doctor of Humane Letters. Он яв­лял­ся чле­ном ПЕН-клу­ба и Аме­ри­кан­ской ав­тор­ской лиги. По­чёт­ный член Рос­сий­ской ака­де­мии ху­до­жеств.

2004 — пре­мия «Рус­ский Букер» за роман «Воль­те­рьян­цы и воль­те­рьян­ки».

2005 — Ка­ва­лер Ор­де­на Ис­кусств и ли­те­ра­ту­ры (Фран­ция)

2007 — Ме­даль «В па­мять 1000-ле­тия Ка­за­ни»

2007 — Ла­у­ре­ат Цар­ско­сель­ской ху­до­же­ствен­ной пре­мии

Избранные работы

Проза

  • 1958 — «Полторы врачебные единицы» (рассказ)
  • 1959 — «Коллеги» (повесть), экранизация «Коллеги» (1962)
  • 1961 — «Звёздный билет» (повесть), экранизация «Мой младший брат» (1962)
  • 1962 — «Апельсины из Марокко» (повесть)
  • 1963 — «Пора, мой друг, пора» (повесть)
  • 1964 — «Катапульта» (повесть и рассказы)
  • 1965 — «Победа» (рассказ с преувеличениями)
  • 1965 — «Жаль, что вас не было с нами» (повесть), «Стальная птица» (повесть с отступлениями и соло для корнета)
  • 1966 — «На полпути к Луне» (книга рассказов)
  • 1968 — «Затоваренная бочкотара» (повесть), спектакль в Московском театре-студии «Табакерка»
  • 1969 — «Любовь к электричеству» (повесть о Л. Б. Красине)
  • 1969 — «Мой дедушка — памятник» (повесть)
  • 1971 — «Рассказ о баскетбольной команде, играющей в баскетбол» (очерк)
  • 1972 — «Поиски жанра» (поиски жанра)
  • 1972 — «Джин Грин неприкасаемый», в соавт. с Овидием Горчаковым и Григорием Поженяном
  • 1973 — «Золотая наша Железка» (роман)
  • 1975 — «Ожог» (роман)
  • 1976 — «Сундучок, в котором что-то стучит» (повесть)
  • 1976 — «Круглые сутки нон-стоп» (повесть)
  • 1979 — «Остров Крым» (роман)
  • 1982 — «Бумажный пейзаж» (роман)
  • 1983 — «Скажи «изюм»» (роман)
  • 1987 — «В поисках грустного бэби»
  • 1989 — Yolk of the Egg (перевод на русский — «Желток яйца», 2002)[28]
  • 1981 — «Свияжск» (повесть)
  • 1992 — «Московская сага» (роман-эпопея), экранизация «Московская сага (телесериал)»
  • 1996 — «Новый сладостный стиль» (роман)
  • 2000 — «Кесарево свечение» (роман)
  • 2004 — «Вольтерьянцы и вольтерьянки» (роман, премия «Русский Букер»)
  • 2006 — «Москва Ква-Ква» (роман)
  • 2007 — «Редкие земли» (роман)
  • 2007 — «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках», экранизация «Таинственная страсть», (2016)
  • 2008 — «Ленд-лизовские». (неоконченный роман)
  • 2009 — «Логово льва. Забытые рассказы» (рассказы)
  • 2014 — «Одно сплошное Карузо» (неизданные рассказы, эссе и дневники)
  • 2015 — «Ловите голубиную почту» (письма 1940—1990 гг.)
  • 2017 — «Остров личность» (очерки и публицистика)

Сценарии к фильмам

  • 1962 год — Когда разводят мосты
  • 1962 год — Коллеги
  • 1962 год — Мой младший брат
  • 1966 год — Путешествие (киноальманах)
  • 1967 год — Бурная жизнь на юге
  • 1970 год — Хозяин
  • 1972 год — Мраморный дом
  • 1975 год — Центровой из поднебесья
  • 1978 год — Пока безумствует мечта
  • 2007 год — Татьяна
  • 2009 год — Шут

Пьесы

  • 1965 год — «Всегда в продаже»
  • 1966 год — «Твой убийца»
  • 1968 год — «Четыре темперамента»
  • 1968 год — «Аристофаниана с лягушками»
  • 1980 год — «Цапля»
  • 1998 год — «Горе, горе, гореть»
  • 1999 год — «Аврора Горелика»
  • 2000 год — «Ах, Артур Шопенгауэр»

Экранизации

  • 1962 год — Коллеги
  • 1962 год — Мой младший брат (по роману «Звёздный билет»)
  • 1966 год — Путешествие (киноальманах по рассказам «Папа, сложи! », «Завтраки сорок третьего года», «На полпути к Луне»)
  • 2004 год — Московская сага (сериал)
  • 2015 год — Таинственная страсть (сериал)

Видео



Источники