Олег Стриженов

Олега Стриженова постоянно сравнивали с великолепным французским актером Жераром Филипом. Многие отмечали, что оба артиста обладают схожей внешностью. Но сам Стриженов считает себя в первую очередь русским актером с русским менталитетом и соответствующим характером. Он ослепительной кометой ворвался в советский кинематографический небосклон. Это было в 50-х. В 60-х и 70-х его уже просто боготворили. В тяжелые 80-е и 90-е о Стриженове ничуть не забывали. В нашем тысячелетии его до сих пор прекрасно помнят, хотя он уже давно ушел от киноиндустрии и занимается своим прежним любимым увлечением – живописью. Но, наверное, об этом далеко не все знают… Чем заслужил высоких похвал Олег Стриженов? Биография, личная жизнь актера будут представлены вашему вниманию в статье.

Биография

Актер в молодости

Олег родился в дальневосточном городке Благовещенске-на-Амуре в семье военнослужащего Александра Николаевича, который сумел пройти и Гражданскую, и Великую Отечественную войну. Мама будущего актера, Ксения Алексеевна, была выпускницей знаменитой Мариинской гимназии и Смольного института, впоследствии преподавала в российский и финских школах. Мальчик стал третьим сыном в семье Стриженовых. Старший брат Борис был военным летчиком, а средний — Глеб — тоже стал известным актером.

Когда мальчику едва исполнилось 6 лет, семья переехала в Москву. После начала войны 12-летний Стриженов решил помогать старшим и устроился на работу механиком в цех по обработке кинопленки. Позднее он получит квалификацию кинотехника в Театральном художественно-техническом училище и будет награжден медалью за свою трудовую деятельность в период Второй мировой войны.

Чтобы получить полноценное среднее образование в те трудные военные времена, Олег учился в школе рабочей молодежи. По словам самого актера, он мечтал стать художником, ему нравилось рисовать с самого детства. Талант художника был замечен и преподавателями, ему поручалась ответственная творческая работа по написанию портретов вождей на плакатах к революционным праздникам.

После окончания войны в 1946 году Олег Стриженов, видивший себя в будущем художником, поступает в театрально – художественное училище. Однако, уже через три года в 1949 году, поддавшись уговорам старшего брата, который к тому времени был уже достаточно успешен в этой профессии, в 1949 году Олег Стриженов поступает в  Щукинское театральное училище.

Участвуя в студенческих спектаклях, Олег все больше утверждался в том, что сделал правильный выбор. Талантливый человек в принципе, будущий знаменитый актер открыл еще одну грань своей творческой личности. После окончания Щукинки, Олег Стриженов по распределению направляется в Таллинский театр русской драмы.

Первая роль – и сразу главная, Незнамов в драме А. Островского «Без вины виноватые». Спектакль имел оглушительный успех у публики. И главной причиной тому стал исполнитель главной роли — Олег Стриженов. Таллиннские театралы, мечтавшие постоянно видеть на своей сцене самобытных творческих личностей, сразу же признали в нем восходящую звезду. Может быть, их ожидания и оправдались бы, и Олега Стриженова ждала блестящая театральная карьера, но в один момент все изменилось, и тому причиной стало – его величество.

 

Кино

Еще во время обучения у студента Стриженова обнаруживался серьезный потенциал, а посмотреть на начинающих артистов часто приезжали киношники. Параллельно с этим режиссер Александр Файнциммер задумал экранизировать роман Этель Лиллиан Войнич «Овод».

Помощники во всех театральных вузах искали главного героя – красивого несгибаемого Артура. Зашли и в «Щуку». Синеглазый Стриженов им понравился, и, прихватив фотографию актера, те отправились показывать ее режиссеру. На того молодой мальчик впечатления не произвел, а потом и вовсе из-за какой-то волокиты съемки пришлось отложить.

Когда Файнциммер вернулся к кастингу актеров, Олег Александрович уже считался восходящей звездой Таллинского театра, ради которого эстонская богемная публика стала все чаще заглядывать в Театр русской драмы. Слухи о молодом таланте дошли и до съемочной команды «Овода», на артиста поехал смотреть второй режиссер картины.Возвращался с мыслью, что нашел наконец-то Артура, а также – с фотографией Стриженова!

Поняв, что уже второй помощник видит в главной роли одного и того же актера, Файнциммер немедленно вызвал Олега Александровича на пробы. Приехавший мальчишка в коричневых штанах никак не ложился на роль бескомпромиссного и даже сурового героя, но Стриженов выложился по полной. После его проб режиссер отпустил остальных вызванных артистов, со словами: «Проб больше не будет»

В тот год на Ленфильме снималось много картин, и весь цвет советского кинематографа был там. Олегу предстояло сниматься с известнейшим актером Николаем Симоновым. Но когда Стриженова утвердили на главную роль, в театре его решили на съемки не отпускать. Тогда художественный руководитель Ленфильма Григорий Козинцев помог артисту получить перевод из таллинского театра в Академический театр драмы имени Пушкина в Ленинграде.

В марте 1955 года «Овод» вышел на экраны страны. В главной роли — дебютант в кино красавец Олег Стриженов. У фильма и его героя Артура сразу же появилось множество поклонников, некоторые из них смотрели картину по двадцать раз кряду. В кинотеатрах даже устраивались дополнительные сеансы, так много было зрителей.

Кадр из фильма «Овод»

Среди поклонников «Овода» была Лионелла Скирда, которой в ту пору едва исполнилось семнадцать. Посмотрев фильм первый раз. она не могла оторвать взгляда от Стриженова, а потом бегала в кинотеатр чуть ли не каждый вечер. «Сердце при этом то замирало, то бешено колотилось, -вспоминала она, — а в уме вертелась одна и та же мысль: «Обязательно стану актрисой, обязательно встречусь со Стриженовым, буду сниматься хоть в массовке, хоть где, лишь бы с ним познакомиться».

Лина тогда еще не знала, что Стриженов женат. Марина Стриженова играла Джемму в «Оводе». На съемках Олег с ней и познакомился. Кстати, и многие поклонницы не знали, что любимый актер женат. Все думали, что Марина его сестра.

В прессе тех лет много писали о романтическом характере дарования молодого артиста, сравнивая его с Жераром Филипом. Между тем Олег Александрович проявил себя в отдельных эпизодах фильма не столько как исполнитель романтического склада, сколько как многообещающий драматический актер с широким диапазоном.

Этот успех О.А. Стриженов закрепил, сыграв в фильме В.П. Каплуновского «Мексиканец» (1955), где помимо драматического образа продемонстрировал и отличную физическую подготовку. Выдающийся кинорежиссер А.П. Довженко, увидев Олега Александровича в этой роли, сказал ему, что тот умеет не только говорить, но и молчать на экране. Довженко пригласил Стриженова на роль Андрия в экранизацию «Тараса Бульбы», которую вынашивал много лет, считая своим самым сокровенным замыслом. К несчастью, Александр Петрович вскоре умер, так и не приступив к съемкам; роль Андрия осталась несыгранной…

ледующим фильмом Олега Александровича был «Сорок первый» (1956) Г.Н. Чухрая. В этой картине все для тех лет было необычно и ново, начиная с грандиозной операторской работы С.П. Урусевского и заканчивая почти крамольной трактовкой образа белогвардейского поручика Говорухи-Отрока. Г.Н. Чухрай не скрывал, что главной задачей фильма было не обличение Говорухи-Отрока, а показ бессмысленности Гражданской войны. Говоруха-Отрок трактовался не как карикатурно-отрицательный персонаж, а как живой человек, как жертва, со своей правдой и идеалами. Стриженов исключительно точно воплотил сложный внутренний мир белого офицера. Его Говоруха-Отрок – образованный, культурный человек, искренне любящий Россию, но трагически неспособный помочь ей в условиях кровавой междоусобицы.

Фильм «Капитанская дочка»

Много снимался Стриженов и в экранизациях русской классики. Из самых известных стоит назвать «Белые ночи» по роману Федора Достоевского, киноверсии пушкинских «Капитанской дочки» и «Пиковой дамы», «Северную повесть» по книге Константина Паустовского и чеховскую «Дуэль». Кроме того, в фильмографии Олега есть биографические картины. Он играет композитора Петра Ильича Чайковского в «Третьей молодости», одесского пилота Сергея Уточкина в «Мертвой петле», Героя Советского Союза Льва Маневича в «Земля, до востребования».

В ленте «В твоих руках жизнь» Стриженову впервые довелось играть современника. Он исполнил роль капитана саперов Дудина. По сценарию Дудин и сотоварищи в мирное время ликвидируют последствия этой кровопролитной и страшной войны. Через 15 лет после победы саперы находят склад боеприпасов, который был оставлен фашистскими оккупантами в одном из жилых районов города. После премьеры даже действующие офицеры заметили, что Стриженов, который в фильме воплотил образ настоящего воина, более чем правдоподобен. В 60-х актер Олег Стриженов, биография которого насыщенна и интересна, активно продолжал сниматься.

Так, он отправился в ЧССР для съемок фильма «Трус» И. Вайса. Потом – в Киев, где снялся в картине «В мертвой петле». Кстати, именно тогда он очень сблизился с молодым на тот момент режиссером Сергеем Параджановым. А через пару лет Стриженов оказался в Париже. Во французской столице он работал над совместной советско-французской картиной под названием «Третья молодость». Актеру там пришлось играть великого композитора Петра Чайковского.

Как итог, к концу 50-х Стриженов стал одним из самых востребованных киноактеров кинематографа СССР. Между прочим, ряд кинокритиков называли его «советским Жераром Филипом». Как известно, Филип блестяще исполнил роль Фанфана-Тюльпана, после чего он стал настоящим идолом мирового экрана. Тем более многие отмечали внутреннюю и внешнюю схожесть с именитым французом. Но Стриженов всегда оставался русским актером.

В 1967 году он после продолжительного перерыва возвращается к театральным подмосткам, его приглашают в труппу МХАТ, где в 1964 году была им сыграна роль Тятина в постановке «Егор Булычев и другие». Его ждали новые сценические роли: Треплева в трагедии «Чайке», Мортимера в шиллеровской «Марии Стюарт» и другие. Это возвращение и личную жизнь изменила в корне. Здесь он встретил свою вторую жену Любовь, которая подарила ему сына Александра. 1969 год ознаменовался присвоением О. Стриженову звания народного артиста РСФСР.

В 70 ых годах Олег Стриженов, согласно фактам биографии и личной жизни (без рассмотрения ложной информации о дате смерти), продолжает активно сниматься в различных кинофильмах, которые с успехом выходили в прокат. Однако, по воспоминаниям самого актера, он стал  спытывать меньшее удовлетворение от своих работ. Возможно  это было связано с повышением личного профессионализма в работе и постоянного желания «повышать планку» достигнутых успехов.

Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья»

Так в начале семидесятых талантливый актер снялся в роли Волконского в фильме «Звезда пленительного счастья», разведчика в фильме «Земля до востребования».

Личная жизнь актера в это время вновь подвергается переменам, шестилетний брак с Любовью заканчивается разводом, с мамой остается их сын Александр. А в 1976 году Олег Стриженов в возрасте 47 лет женится в третий раз, наконец – то судьба соединила его с любовью всей его жизни – Лионеллой Пырьевой.

Приближались 80 ые, жизнь актера была наполнена творчеством, особенно успешными стали картины того времени «Его звали Роберт» и «Неподсуден». В фильме «Неподсуден» актер снимался с такими знаменитостями, как Леонид Куравлев и Людмила Максакова.

Актерская активность Стриженова продолжилась до середины 80-х годов. Можно вспомнить нескольких наиболее удачных фильмов: упомянутая выше картина «Приступить к ликвидации», «Юность Петра», ее продолжение «В начале славных дел». Затем в период конца 80-х и начала 90-х, когда актер был занят в нескольких работах, которые ему ни популярности, ни удовлетворения не добавили. Незадолго до распада Союза, в 1988 году ему присвоено было звание народного артиста СССР.

На сегодня актер фактически перестал сниматься. Все свободное время он отдает себя живописи. И, несмотря на достаточно преклонный возраст, Стриженов остается до конца творческой личностью, даже когда пишет картины маслом – поблажек себе не позволяет, таким он был всегда.

За роль полковника Данилова в фильме «Приступить к ликвидации» удостоен звания лауреата премии МВД СССР. 6 июня 1945 года награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»

Он также награжден почетным призом «Госпожа удача» имени П. Луспекаева на VIII фестивале стран СНГ и Балтии в Анапе, а также призами на фестивалях «Созвездие», открытом Шукшинском фестивале на Алтае, на кинофестивалях в Гатчине и Владикавказе. Награжден Большой золотой медалью А.С. Пушкина, удостоен золотой медали и звания лауреата премии Музыкального фонда России имени И. Архиповой за гениальное воплощение образа Германна в фильме «Пиковая дама» (1960, «Ленфильм»).

Кроме названных наград у Олега Александровича есть немало других. Расширенной конференцией Союза кинематографистов СССР на «Мосфильме» (1956) он был признан лучшим актером года за роль Поручика в кинофильме «Сорок первый». По итогам опроса читателей журнала «Советский экран» Олег Стриженов был также признан лучшим актером 1970 года за главную роль в фильме «Неподсуден». В 1988 году ему было присуждено звание народного артиста СССР. В 1999 году О.А. Стриженов награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.

В 1970-1980-е годы О.А. Стриженов сыграл роли Романа Лужина («Миссия в Кабуле», 1970, режиссер Л.А. Квинихидзе), разведчика Героя Советского Союза Льва Маневича («Земля, до востребования», 1972, режиссер В.Д. Дорман), князя Волконского («Звезда пленительного счастья», 1975, режиссер В.Я. Мотыль), Вадима Дульчина («Последняя жертва», 1975, режиссер П.Е. Тодоровский), философа Ламенне («Карл Маркс. Молодые годы», 1979, режиссер Л.А. Кулиджанов), князя Василия Голицына («Юность Петра», 1980, режиссер С.А. Герасимов), полковника милиции Данилова («Приступить к ликвидации», 1980, режиссер Б.А. Григорьев), Бородкина («Господин Великий Новгород», 1984, режиссер А.А. Салтыков), Кареева («Акция», 1987), князя Ухтомского («Оглашению не подлежит», 1987, режиссер Х.Ш. Бакаев) и «Вместо меня» (2000, режиссеры В. Басов, О. Басова; на кинофестивале «Золотой Пегас-2000» О.А. Стриженов был награжден призом «Золотой Пегас» за лучшее исполнение мужской роли в этом фильме).

Олег Стриженов – личная жизнь

Марианна Стриженова и Олег

Марианна Стриженова и Олег

Сейчас актер состоит в третьем браке. Олег Стриженов и Лионелла Пырьева, которая является его третьей женой, живут уже более 40 лет в счастливом браке. Они познакомились ещё в молодые годы, но поженились, когда Стриженову было далеко за 40, и за его плечами было два брака.

Первой женой Олега Александровича была актриса Марианна Стриженова (Бебутова) известная зрителям, как исполнительница главной женской роли в фильме «Овод». В 1957 году у супругов родилась дочь Наталья, которая в дальнейшем пошла по стопам родителей, став актрисой.

Марианна Стриженова считалась одной из самых красивых актрис советского кино. Она выпускница Высшего театрального училища им. Щепкина, играла в таких фильмах, как «Гуттаперчевый мальчик», «Слепой музыкант», «Высота» и других. По словам Олега Стриженова, они разошлись без скандалов, но их дочь, которой к тому времени исполнилось уже одиннадцать лет, восприняла расставание родителей очень болезненно. В последствие Марианна старалась, как можно меньше общаться с Олегом, несмотря на то, что он не чуждался встреч с дочерью. В последние годы она почти не снималась и жила со своей дочерью и внучкой. Дочь Наташа умерла, не дожив до своего пятидесятилетия. Это подкосило здоровье Марианны, и она скончалась в 2004 году.

Многих интересует Олег Стриженов, его дочь Наталья и внучка. Наталья подарила родителям внучку Александру, а в возрасте 45 лет умерла, выпив алкоголь с таблетками феназепама.

Любовь Стриженова-вторая супруга Олуга

Любовь Стриженова-вторая супруга Олуга

Вторая жена Олега Стриженова тоже актриса – Любовь Васильевна Лифенцова. С ней он познакомился во время работы во МХАТе. Она была младше Стриженова на одиннадцать лет. Во время гастролей театра в Японии близкие отношения Любы и Олега привели к ее беременности, и, приехав в Москву, молодые люди поженились. Любовь Васильевна родила Олегу Стриженову сына Александра, в будущем известного актера, режиссера и продюсера. Супруги прожили вместе шесть лет и расстались. Причиной этого развода стали взаимные претензии и обиды. В 2008 году Любовь Стриженова ушла в монастырь.

Сегодня он известен как актер и ведущий телепрограммы «Звезда на «Звезде».

Третья жена Олега Стриженова Лионелла Пырьева вместе с ним уже больше 37 лет. Они заключили брак не юными – Лионелле было 38 лет, а Олегу Александровичу – 47. По словам Стриженова, с Лионеллой у него началась совершенно новая счастливая жизнь. Она всегда тепло принимала сына Олега – Александра, который часто жил у них во время гастролей своей матери. Сама Лионелла ушла из актерской профессии, полностью решив посвятить себя семье.

Олег и его третья жена Лионелла Пырьева

Олег и его третья жена Лионелла Пырьева

Со своей последней женой Лионеллой Пырьевой Олег Стриженов впервые познакомился почти шестьдесят лет назад. Но тогда это была случайная встреча на съемочной площадке. Потом они встречались еще один раз, но снова ненадолго. И только много лет спустя, Олег Александрович сделал Пырьевой предложение. С тех пор они больше не расставались.

Последний фильм с участием Олега Стриженова «Живи вместо меня» вышел в 2000 году. Он согласился на эти съемки только потому, что сценарий был написан Викторией Токаревой, режиссером был сын Владимира Басова, а оператором – сын Юрия Любшина, и работать с этими талантливыми людьми было для него удовольствием.

Многие интересуются, где сейчас живет Олег Стриженов и чем занимается, как его здоровье. Как известно, актер полностью прекратил сниматься, но, несмотря на свой преклонный возраст, по-прежнему остается творческой личностью. Сейчас он все свое свободное время отдает живописи и, конечно же, плотно общается с семьей своего сына.

Олег Стриженов сейчас

Сегодня внимание прессы все чаще привлекает к себе внучка Олега Стриженова, наследница первого брака актера, Александра Холошина.

Сначала женщина появилась в эфире телепередачи «Говорим и показываем», где Александра рассказала о собственном опыте суррогатного материнства. Женщина пожаловалась, что заключила договор на суррогатное материнство, но заказчик отказался забрать родившихся детей – Александра родила разнополую двойню.

В итоге женщина оставила детей в доме ребенка и не интересовалась судьбой двойняшек, но насколько известно, младенцев почти сразу же усыновили. На вопросы о сожалениях и материнских чувствах Александра отвечала однозначно: женщина изначально готовилась отдать детей заказчику суррогатного материнства и не воспринимала их своими.

В 2017 году Александра Холошина снова привлекла внимание прессы. Внучка Олега Стриженова рассказала журналистам, что знаменитый артист, а также и другие знаменитые родственники не поддерживают отношения и не хотят выходить на связь со своей непопулярной родственницей.

Женщина пожаловалась, что из-за стрессов у нее случился выкидыш, хотя Александра ждала ребенка от любимого человека. Холошина обвинила дедушку и дядю в отсутствии поддержки. В итоге первым не выдержал Александр Стриженов, который поделился с прессой другим взглядом на проблему. По словам актера, Холошина пятнадцать лет назад оскорбила собственного деда, Олега Стриженова, после чего сама решила жить самостоятельно и не общаться с родственниками.

Видео



Источники