Людмила Гурченко

Имя: Ludmila Gurchenko

Отчество: Марковна

День рождения: 12 ноября 1935

Место рождения: г. Харьков, Украинская ССР

Дата смерти: 30 марта 2011 (75 лет)

Рост: 173 см

Знак Зодиака: Скорпион

Восточный гороскоп: Кабан

Деятельность: актриса, певица

Детство и юность

Людмила Гурченко родилась в Харькове (Украина) в семье Марка Гавриловича Гурченко (1898–1973) и Елены Александровны Симоновой-Гурченко (1917–1999).

Её отец был из батраков и сторонников Октябрьской революции, а мать происходила из репрессированных дворян. Дедушка со стороны матери Александр Прокофьевич Симонов, из древнего русского рода, из которого происходили преподобные Кирилл, Стефан, Феодор и покровитель учащейся молодёжи Сергий Радонежский, в продолжение семейной традиции был директором гимназии в Москве. Но с новым режимом после 1917 не сотрудничал, уехал в своё родовое имение Бородулино на Смоленщине.

11 ноября 1928 года он был арестован Смоленским ОГПУ и приговорён особым совещанием при Коллегии ОГПУ 1 февраля 1929 года по обвинению: 58 п. 10, к 3 годам высылки (был реабилитирован 21 июля 1989 года). Его жена также была столбовой дворянкой, матерью восьми детей, умела управлять отобранными после революции имением в Смоленской губернии и собственным домом в Москве. После того, как она узнала, что высланный в Сибирь Александр ей изменил, она отказалась его простить и уехала в Харьков, где её дочь Елена встретила Марка – потомственного русского крестьянина Смоленщины, все предки которого веками жили в одной и той же деревне. Со дня рождения до начала войны Людмила жила вместе с родителями в Харькове в однокомнатной полуподвальной квартире в Мордвиновском переулке.

До начала войны родители работали в Харьковской филармонии. Отец был профессиональным музыкантом: играл на баяне и пел на утренниках, праздниках, а мать ему помогала. Когда началась война, Марк, несмотря на инвалидность и непризывной возраст, ушёл на фронт.

Людмила оказалась в оккупированном немцами Харькове с матерью. Уже в том возрасте, по её словам, пела и танцевала перед немцами, чтобы получить хоть какое-то пропитание. Репертуар юной певицы был, в основном, из немецких оперетт. Главным образом, перед немцами во время первой оккупации Харькова исполняла репертуар Марики Рёкк. Когда в феврале-марте 1943 года город вторично был оккупирован немцами, Людмила связалась со шпаной на рынке и только чудом не погибла в результате облав, которые немцы устраивали в ответ на действия Красной армии и партизан (убивали случайных людей – обычно девочек и женщин, пойманных на рынке Харькова). После окончательного освобождения Харькова 23 августа 1943 года, 1 сентября пошла в украинскую школу № 6 (в настоящее время гимназия), которая находилась во дворе дома, где она тогда жила. В школе ей полюбился украинский язык, похожий на язык Смоленщины. Осенью 1944 года поступила в музыкальную школу имени Л. Бетховена.

В 1953 году, после окончания десятилетки, уехала в Москву, где поступила во ВГИК, в мастерскую С. Герасимова и Т. Макаровой. На дипломном курсе играла роль Кето в оперетте «Кето и Котэ» В. И. Долидзе и роль Имоджин в сценической композиции по Т. Драйзеру «Западня», в которой и пела, и танцевала, и играла на рояле. Окончила вуз в 1958 году.

Звездный путь актрисы Людмилы Гурченко

Сниматься в кино наша сегодняшняя героиня начала в 1956-м году. Именно тогда Людмила исполнила роли в своих первых фильмах «Дорога правды», «Сердце бьется вновь». Особенно успешной и популярной стала картина Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь».

В этом фильме девушка сыграла главную роль, благодаря которой она моментально стала любимицей советской публики. Кроме того, подлинным шлягером сделалась исполненная ею песня «Пять минут», которая впоследствии стала на многие годы вперед одним из символов Нового года. Следом за первой звездной картиной на экраны СССР вышла еще одна известная лента с участием Людмилы Гурченко – «Девушка с гитарой». Музыкальный фильм имел большой успех. А композиции, исполненные нашей сегодняшней героиней и другими персонажами ленты, даже были выпущены на отдельной пластинке.

Таким образом, талантливая украино-российская актриса стала настоящей звездой. Однако из-за специфики советского кино, материальное положение актрисы все равно оставалось бедственным. Именно поэтому в один прекрасный момент Людмила стала участвовать в так называемых актерских «халтурках». Она выступала перед зрителями. Но совсем недолго. Причиной внезапно оборвавшихся концертов стала настоящая травля, которую устроили артистке деятели советской журналистики. Гурченко обвиняли в «капиталистическом подходе к искусству», а потому в какой-то момент актриса вдруг стала терять расположение публики.

Период забвения

По словам Гурченко, этот период забвения длился 10 лет, но роли у неё в это время всё-таки были, так как в фильмографии Гурченко нет перерывов более одного года: из 54 лет её кинокарьеры было всего двенадцать лет (во второй половине 90-х и в 2000-е годы), когда она не снималась.

В период с 1958 по 1973 Гурченко снялась в главных ролях в 9 фильмах: «Роман и Франческа», «Гулящая», «Укротительница велосипедов», «Рабочий посёлок», «Нет и да», «Белый взрыв», «Мой добрый папа», «Летние сны», «Табачный капитан». Эти киноленты не имели большого успеха. Сама Людмила Гурченко говорила об этом периоде своей жизни: «Я пережила много жестокостей. Жестокость есть в том, что в мой самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье, и… десять лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть страшней? Ничего!».

В этот период жизни Людмила Гурченко пробует сниматься в новом для неё драматическом амплуа: «Балтийское небо» (1961) – фильм даже был представлен на Международном кинофестивале в Венеции, «Рабочий посёлок» (1966), но роли в этих фильмах были скорее как исключение, в основном были эпизоды (яркие, запоминающиеся, но эпизоды): «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Дорога на Рюбецаль» (1970) и «Корона Российской империи, или снова неуловимые» (1971). В 1960-е и начале 1970-х годов Гурченко была малозаметна, даже продолжая регулярно сниматься. Так продолжалось до выхода в 1974 году фильма «Старые стены», в котором актриса сыграла главную роль – директора ткацкой фабрики.

Людмила Гурченко постепенно стала одной из ведущих актрис советского кино. Но её продолжали приглашать сниматься преимущественно в музыкальных комедиях и фильмах-опереттах. Музыкальные фильмы с участием Гурченко выходили один за другим. Людмила Марковна с успехом играла и пела в «Табачном капитане» (1972), «Соломенной шляпке» (1974), «Небесных ласточках» (1976) и «Маме» (1976).

Самые популярные киноленты с участием Гурченко

Так совпало, что, дав согласие сниматься в музыкальном фильме «Мама», Гурченко получила предложение сыграть роль генеральши в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», и ей пришлось отказать Никите Михалкову. Съёмки «Мамы» принесли ей не только творческую удачу, но и новые испытания. 14 июня 1976 года, во время съёмок на льду, клоун Олег Попов упал и сломал актрисе правую ногу.

Закрытый перелом со смещением грозил инвалидностью – ногу собирали по кусочкам из 19 осколков. Сразу после сложнейшей операции Гурченко продолжила сниматься. Но вновь танцевать и ходить на шпильках актриса смогла только после многолетних тренировок и специальных физических упражнений. Помимо комедий регулярно выходили её телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы. Людмила Гурченко пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа, она хотела играть драматические роли. И в конце концов добилась своего.

В 1976 году её приглашают на главную роль в фильм «Двадцать дней без войны», в котором Гурченко сыграла одну из лучших своих драматических ролей. Тем ярче кажется контраст двух её персонажей в фильмах, снимавшихся с разницей в один год: костюмерши Нины из «Двадцати дней без войны», живущей в эвакуации в годы войны, и легкомысленной шляпницы Клары из «Соломенной шляпки». Партнёром актрисы по фильму был Юрий Никулин, к тому времени тоже зарекомендовавший себя в первую очередь как комедийный актёр. В одном из интервью Гурченко с благодарностью вспоминала, как Никулин помогал ей на съемках этого фильма: «Если бы не он, я не знаю, как бы я выдержала эту трудную картину, которую почти два года снимали».

Следующей выдающейся работой Гурченко стал фильм «Сибириада» режиссёра Андрея Кончаловского. В 1979 году фильм был удостоен Гран-при Каннского кинофестиваля. В 1979 на экраны выходит картина Никиты Михалкова «Пять вечеров». В роли Тамары Васильевны – одинокой женщины, внезапно встретившей любимого человека, с которым её разлучила война – в исполнении Гурченко драматическая, почти трагическая. Все пять вечеров своей мелодрамы Никита Михалков снял в трёх квартирах и на лестничных площадках. Одной из лучших работ актрисы стал фильм «Вокзал для двоих», в котором она исполнила роль вокзальной официантки Веры Нефёдовой. За этот фильм она была признана лучшей актрисой 1984 года по опросу журнала «Советский экран».

Также среди ролей 80-х годов полюбились зрителям ее роли в таких фильмах как Любимая женщина механика Гаврилова (Маргарита Сергеевна Соловьёва), Отпуск за свой счёт (Ада Петровна), Полёты во сне и наяву (Лариса Юрьевна Кузьмина), Любовь и голуби (Раиса Захаровна).

«Любовь и голуби»

Этот вечный фильм Владимира Меньшова вышел в 1984 году. Картина «Любовь и голуби» очень тонко и реалистично показала довольно распространенный любовный треугольник: борьбу жены и любовницы за внимание мужа. Главный герой картины Василий Кузякин, которого сыграл Александр Михайлов, живет со своей женой и тремя детьми. Его жена в исполнении Нины Дорошиной – обычная советская женщина, утомленная детьми и бытом. Именно поэтому встретившаяся мужчине на курорте эффектная и экзальтированная красотка, которую и сыграла Гурченко, уводит Василия из семьи. Василий понимает, что курортный роман и семейная жизнь с новой возлюбленной – это разные вещи. Семья Кузякиных воссоединяется.

Фильм не стал бы легендой, если рассказывал только об одной паре. «Любовь и голуби» показывает жизнь целого социального пласта: тут и любитель выпить дядя Митя, которого сыграл Сергей Юрский, и его жена, вечно разыскивающая своего мужа, и расставшаяся с супругом дочь Кузякиных, и их малолетние дети.

Последние выступления

12 ноября 2010 года Людмила Гурченко отпраздновала свой 75-летний юбилей. С днём рождения её поздравили премьер-министр Владимир Путин, президент Дмитрий Медведев, белорусский лидер Александр Лукашенко, а также многие известные артисты. Свой день рождения актриса отпраздновала на сцене. Специально к юбилею Гурченко телеканал «НТВ» снял бенефис «Марковна. Перезагрузка». В этом шоу Гурченко перевоплотилась в образ Леди Гаги, спела песню Сергея Шнурова «День рождения», исполнила дуэты с современными музыкантами и шокировала публику экстравагантными экспериментами со стилем.

В феврале 2011 года Гурченко приняла участие в съёмках фильма «Легенда. Людмила Гурченко» в Киеве. Это была одна из последних съёмок актрисы, 96-я работа Гурченко в кино. В основе фильма – биографические монологи актрисы и их игровое воспроизведение, а также десять песен-клипов, которые стали воплощением определённого этапа в её судьбе. «Фильм рассказывает обо всей моей жизни, начиная с 20 лет», – говорила Гурченко.

Смерть

Легенда кино жила у всех на виду. А умерла таинственно. Великая Людмила Гурченко ушла из жизни год назад. Незадолго до смерти она сломала ногу и попала в больницу. Но совсем скоро выписалась. Вечером 30 марта 2011 года информагентства сообщили: великой актрисы больше нет.

Гурченко была дома, осматривала новый клип. Внезапно ей стало плохо. «Скорая» приехала через 20 минут. Врачи потом скажут: оторвался легочный тромб. Значит, перелом был не при чем.

В свой последний фильм «Пестрые сумерки» Гурченко вложила все. Она работала день и ночь, свидетельствует режиссер фильма Дмитрий Коробкин, как будто предчувствовала конец. Гурченко уже было 75. А ведь даже молодые актеры не выдерживали 14-часовой рабочий день.

Пластический хирург Александр Тепляшин рассказал, что Гурченко умерла совершенно не от того, о чем писали в газетах. Он хранил эту тайну десятилетиями. Людмила Гурченко была давно и тяжело больна. У нее был хронический гаймотрит. Из-за этого она гнусавила. Специализация пластического хирурга позволила Александру Тепляшину пролить свет на многие тайны, которые актриса предпочитала свято хранить. Оказывается, она многократно делала пластику век, носа. Не исключено, что и скулы ей вставляли. Все это – дополнительный удар по сердцу. У нее был также ревматоидный полиартрит, и пластика добила ее окончательно.

Константин Купервейс, бывший муж Людмилы Марковны подтверждает: у нее было слабое здоровье, а врачей она не любила. Он не верит в официальную причину смерти – сердечную недостаточность.

Забытый брат великой актрисы в деревне под Смоленском гадает, что ее могло убить. Анатолий Гурченков – двоюродный брат Людмилы Гурченко. Разницу в фамилии он объясняет тем, что он родился в России, а его великая сестра – в Украине. Может быть, причина ее смерти – наследственные в роду проблемы с суставами.

Прощание с Людмилой Гурченко состоялось 2 апреля в Центральном доме литераторов в Москве. Актриса была одета в недавно сшитое ею платье. Посмертный грим был выполнен Асланом Ахмадовым, другом Людмилы Марковны. Похороны прошли в тот же день на Новодевичьем кладбище, вопреки желанию актрисы быть похороненной рядом с родителями и единственным внуком на Ваганьковском кладбище.

Личная жизнь

О её личной жизни ходили легенды. Одни имена мужей говорят сами за себя: Иосиф Кобзон – звезда номер один советской эстрады. Александр Фадеев – сын знаменитого писателя. Известные актёры, музыканты, художники – все побывали у её ног. Но каждый раз повторялась «история с Ордынским». Стоило Гурченко понять, что очередной избранник не оправдывает её ожиданий, она рвала с ним без сомнений.

Гурченко верила: у неё всё будет как в кино. Тогда она ещё не догадывалась, что именно страсть к кинематографу со временем вытеснит из её сердца всех героев-любовников. С Борисом Андроникашвили они столкнулись случайно, у стойки самообслуживания ВГИКовской столовой. Увидев его, она выронила поднос. Породистый брюнет. Настоящий Лоуренс Оливье – мужчина её мечты! Красавец, о котором тайно вздыхала добрая половина студенток. Интеллектуал. Сын известного писателя Бориса Пильняка и грузинской княжны. Своего романа с Андроникашвили Гурченко не скрывала – она им гордилась. На самую блестящую пару ВГИКа окружающие смотрели с восхищением, к которому часто примешивалась зависть. В новый брак Гурченко ринулась как в омут – с головой. Сразу решила родить, хотя понимала, что может потерять всё: талию, карьеру, новые роли. И всё же – рискнула. В Борисе она рассчитывала обрести идеал мужчины. А идеал у неё был один – папа. Марк Гурченко, деревенский баянист-самоучка. Он так и не расстался с провинциальным говорком, хотя большую часть жизни прожил в Харькове. Зато усвоил главное: его дочурка, его «клюковка» – лучшая. И заставил поверить в это её саму.

Выйдя замуж, Люся получила совсем не то, чего ожидала. Мечтала о сыне, а на свет появилась дочь. Она родилась в Харькове. Слабая, болезненная, да ещё с врождённым дефектом. Девочку сразу передали на руки Люсиным родителям, а сама молодая мать вернулась в Москву. Здесь начались испытания суровой прозой жизни. 3–4 концерта в день, в разных концах Москвы. Фабрика, завод, профком, милиция. После выступления – домой на метро. Новых ролей в кино не было. Семья нуждалась в деньгах. А что же Борис Андроникашвили, её муж? Помогал, поддерживал в трудную минуту? Увы, нет. Об изменах мужа ей стало известно от подруг. Гурченко не стала унижаться до расспросов и выяснений. Сразу подала на развод. О личной драме Люси знали только близкие. На людях она всегда держала лицо. Это было частью профессии. Бориса Андроникашвили она вычеркнула не только из своей жизни, но и из жизни Маши. Тема горе-отца и его родственников была закрыта навсегда. О грузинских корнях дочери Гурченко вспоминала лишь в минуты раздражения. Обжёгшись один раз, Гурченко решила: жертвенная любовь – не для неё. Больше никакой веры мужчинам. И главное – никаких детей.

Дочь кинозвезды – это тоже роль, которую надо талантливо исполнить. Но Маша не хотела становиться «второй Гурченко». Она мечтала быть просто любимой дочкой. А ей уже с шести лет самой приходилось ходить за продуктами и оставаться дома одной дотемна. Постепенно в доме начали появляться мужчины. Первым отчимом Маши стал Александр Фадеев-младший.

Приёмный сын писателя Фадеева, актёр. Завсегдатай ресторана ВТО – самого модного заведения в актёрской среде; там они с Гурченко и познакомились. Квартиру на Маяковке молодожёнам купила свекровь – известная актриса МХАТа Ангелина Степанова. Та привечала невестку и жалела её дочь. Но с очередным мужем у Гурченко не складывалось – Фадеев оказался мотом, кутилой и ревнивцем. Семейная жизнь едва не окончилась трагедией: Фадеев в пьяном угаре выстрелил в Гурченко из охотничьего ружья. Это была точка. В первый класс Машу отводил уже новый мамин муж, Иосиф Кобзон. Гурченко снова расправила крылья – возможно, союз с известным певцом – тот самый шанс снова стать примой? Но пестовать талант Гурченко Кобзон, при всём своём авторитете, не мог. До поры до времени разногласия мамы с новым мужем для Маши оставались за кадром. С девочкой Кобзон был на дружеской ноге. Дочка радовалась, а мама – становилась всё более раздражённой. И – отчаянно ревновала мужа к его многочисленным поклонницам…

Но самый долгий брак у Гурченко был с Константином Купервейсом. С ним она прожила 19 лет. Именно его, единственного из всех маминых мужей, Маша в свои 14 назвала папой. Хотя самому «папе» на тот момент было 24…

Купервейс – талантливый молодой пианист. С Гурченко они познакомились на концерте во время Московского кинофестиваля. Она пригласила его на озвучку своего фильма. Он её – на день рождения. Потом были прогулки по ночной Москве. Медовый месяц в Севастополе. Большая разница в возрасте – 14 лет – не стала для них помехой. Купервейс стал постоянным аккомпаниатором Гурченко. Все программы готовили дома вместе. Так появились знаменитые циклы «Песни войны» и «Любимые песни».

Соперничать с мамой Маша никогда не хотела. Она, не делая карьеры, поспешила выйти замуж. Вскоре её молодая мама стала молодой бабушкой. И, как ни странно, поначалу была довольна новой ролью, ведь у Маши родился долгожданный мальчик. Назвали Марком. Когда-то Людмила Гурченко сама мечтала о сыне. Хотела назвать его в честь отца. Вопрос, какое имя дать внуку, не стоял.

Марк – трагическая страница в жизни семьи. Немногие знают: единственный внук Людмилы Гурченко в 17 лет скончался от передозировки. Всё началось с обычных сигарет. Потом кто-то предложил парню попробовать травку. К 14 годам он уже плотно сидел на героине. Позже Гурченко не раз говорила, что дочь скрыла от неё беду. Так это или нет, но Марка определили на учёбу в дорогой английский пансион. Траты, которые скромной семье Королёвых вряд ли были под силу. Тогда, в декабре 98-го, он был как никогда весел и полон планов. И всё же от случайной дозы отказаться не смог… В последний путь Марка провожали сотни людей! Приехала и Людмила Гурченко. Молчаливая, потрясённая горем.

Гурченко недолго разбиралась, кто виноват в её личной трагедии: Маша оказалась в опале. Масла в огонь подлило и новое замужество актрисы. С её очередным избранником, продюсером Сергеем Сениным, отношения у Маши не заладились с самого начала.

У Гурченко не нашлось времени побывать даже на похоронах матери в 99-м. А когда пришла пора делить имущество, на свет всплыла нелицеприятная история. Народная артистка судится из-за квартиры с собственной дочерью! В схватке за квартиру Мария Королёва проиграла. Она и сейчас, спустя годы, чувствует себя раздавленной. Маша ведёт рутинную жизнь домохозяйки: магазины– кухня – телевизор. Разве так должна была сложиться судьба дочери самой Гурченко? Сейчас Маша понимает, что не сумела воспользоваться и сотой долей своего природного наследства. А ведь могла бы, стоило захотеть! Но в какой-то момент мать и дочь вычеркнули друг друга из жизни. Не разговаривали 19 лет! Ссора оказалась смертельной… О том, что Люси больше нет, Маша узнала из новостей. Они так и не успели сказать друг другу самые важные слова.

Фильмография

  • Легенда. Людмила Гурченко (2011)
  • Пестрые сумерки (2009)
  • Золотая рыбка (2008)
  • Первый дома (2007)
  • Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя (2007)
  • Высшая мера (2005), сериал
  • Горыныч и Виктория (2005), сериал
  • Осторожно, Задов! (2005), сериал
  • Взять Тарантину (2005)
  • УВД-2. Во власти (2004)
  • 12 стульев (2004)
  • Шукшинские рассказы (2004), сериал
  • Прохиндиада-2 (1994)
  • Послушай, Феллини! (1993)
  • Люблю (1993)
  • Гардемарины-3 (1992)
  • Белые одежды (1992)
  • Прощальные гастроли (1992)
  • Прости нас, мачеха Россия (1991)
  • Виват, гардемарины! (1991)
  • Нелюдь, или В раю запрещена охота (1990)
  • Наша дача (1990)
  • Имитатор (1990)
  • А был ли Каротин? (1989)
  • Молодой человек из хорошей семьи (1989)
  • Ожог (1988)
  • Аплодисменты, аплодисменты (1985)
  • Прохиндиада, или Бег на месте (1985)
  • Любовь и голуби (1984)
  • Магистраль (1983)
  • Шурочка (1983)
  • Вокзал для двоих (1983)

  • Полеты во сне и наяву (1982)
  • Отпуск за свой счет (1981)
  • Любимая женщина механика Гаврилова (1981)
  • Особо важное задание (1981)
  • Сибириада (1980)
  • Познавая белый свет (1980)
  • Уходя — уходи (1978)
  • Пять вечеров (1978)
  • Красавец-мужчина (1978)
  • Обратная связь (1978)
  • Мама (1977)
  • Семейная мелодрама (1977)
  • Вторая попытка Виктора Крохина (1977)
  • Сентиментальный роман (1977)
  • Строговы (1976)
  • Небесные ласточки (1976)
  • Преступление (1976)
  • Шаг навстречу (1976)
  • Дневник директора школы (1975)
  • Соломенная шляпка (1974)
  • Старые стены (1974)
  • Дети Ванюшина (1974)
  • Дача (1973)
  • Цирк зажигает огни (1973)
  • Дверь без замка (1973)
  • Карпухин (1973)
  • Табачный капитан (1972)

  • Летние сны (1972)
  • Тень (1971)
  • Корона Российской империи, или Снова неуловимые (1971)
  • Дорога на Рюбецаль (1971)
  • Один из нас (1970)
  • Мой добрый папа (1970)
  • Белый взрыв (1970)
  • Нет и да (1967)
  • Взорванный ад (1967)
  • Строится мост (1966)
  • Рабочий поселок (1966)
  • Женитьба Бальзаминова (1965)
  • Укротители велосипедов (1963)
  • Гулящая (1961)
  • Человек ниоткуда (1961)
  • Балтийское небо (1960-1961)
  • Роман и Франческа (1960)
  • Пойманный монах (1960)
  • Девушка с гитарой (1958)
  • Карнавальная ночь (1956)
  • Сердце бьется вновь (1956)
  • Дорога правды (1956)

Видео



Источники