Георгий Натансон
Георгий Григорьевич Натансон (23 мая 1921, Казань — 17 декабря 2017 года, Москва, Россия) — советский, российский режиссёр театра и кино, сценарист и драматург. Режиссёр киностудии «Мосфильм». Народный артист Российской Федерации(1994), Лауреат Государственной премии СССР (1977).
Биография
Георгий Натансон родился 23 мая 1921 года в Казани. Мать была певицей, отец — экономистом (в дальнейшем — профессор Института имени Плеханова в Москве, погиб в ополчении в 1941 году под Ельней). В 1939 году окончил московскую среднюю школу № 12 и поступил во ВГИК, но занятия пришлось прервать в связи с призывом в Красную Армию — началась Вторая мировая война. После одного учения заболел двухсторонним воспалением легких. После выздоровления дважды проходил ВВК. Заключение: к воинской службе не пригоден. В 1941 году с началом войны ВГИК был эвакуирован в Алма-Ату. В Алма-Ату эвакуировалась и вся семья Г. Г. Натансона. Член ВКП(б) с 1947 года.
Творческий путь
С 1941 по 1943 годы работал ассистентом режиссёра Центральной объединённой киностудии художественных фильмов (ЦОКС) в Алма-Ате, куда во время Великой Отечественной войны была также эвакуирована киностудия «Мосфильм». В 1944 год у окончил режиссёрский факультет ВГИКа в мастерской Л. В. Кулешова и А. С. Хохловой с дипломной работой — фильмом по рассказу О. Генри «Гроза». Свой творческий путь начал на киностудии «Мосфильм» в 1941 году в должности ассистента режиссёра, а позже второго режиссёра у таких классиков отечественного кино, как И. Пырьев «Секретарь райкома» (1942) и «В 6 часов вечера после войны» (1944), А. П. Довженко«Мичурин» (1948), А. Л. Птушко «Садко» (1952), Б. В. Барнет «Аннушка» (1959), А. А. Тарковский «Иваново детство» (1962).
В 1956 году, посмотрев легендарный спекталь «Необыкновенный концерт» Георгий Натансон уже как кинорежиссёр-постановщик ставит совместно с С. В. Образцовым сатирическую картину Небесное создание, отмеченную Гран-при на Международном кинофестивале в Венеции. В следующем году появляется фильм «Белая акация» по одноименной оперетте И. О. Дунаевского. В 1960 году на экраны выходит снятый совместно с А. В. Эфросом фильм «Шумный день» по пьесе В. С. Розова «В поисках радости». Фильм имел большой успех, за два месяца его посмотрели более 18 миллионов зрителей.
В последующие годы одна за другой выходят киноленты «Всё остается людям» (1962) с Н. К. Черкасовым в главной роли, «Палата» (1964). Экранизация «Старшей сестры» (1966) по пьесе А. М. Володина с участием Т. В. Дорониной, И. М. Чуриковой, Н. М. Теняковой, В. М. Соломина завоевала всеобщее признание (22,5 миллиона зрителей). На декаде советских фильмов в Риме и Милане эта картина пользовалась самым большим успехом, а в СССР Татьяна Доронина была признана лучшей актрисой года.
Далее Георгий Натансон снимает «Ещё раз про любовь» (1968), премия на МКФ в Картахене (Колумбия), «Посол Советского Союза» (1969), «За всё в ответе» (1972), «Повторная свадьба» (1975), «Они были актёрами» (1981), «Поёт Елена Образцова» (1982), «Валентин и Валентина» (1985) по пьесе М. М. Рощина, «Аэлита, не приставай к мужчинам» (1988) по пьесе Э. С. Радзинского, «Взбесившийся автобус» (1990). В 1970-е годы он активно работает как театральный режиссёр.
Большинство кинолент Георгия Натансона — экранизации произведений современных драматургов и писателей — В. С. Розова, А. В. Софронова А. М. Володина, М. Рощина, С. И. Алешина, Э. С. Радзинского, — при этом сам режиссёр выступал соавтором сценария. Его также не зря зовут «открывателем звёзд». У Георгия Натансона впервые снялись в кино неизвестные когда-то Татьяна Доронина, Наталья Тенякова, Наталья Егорова, Александр Домогаров, Марина Зудина, Анна Тихонова, ставшие после его картин популярными актёрами отечественного кино.
В последние года режиссёр активно включился в работу в документальном кино. В настоящее время Георгий Натансон работает над художественно-публицистической трилогией о М. А. Булгакове, на суд зрителей и критиков уже были представлены две части — «Я вернусь…» и «Михаил Булгаков на Кавказе». Участвует в коллективном творческом проекте киноальманаха «Москва, я люблю тебя!».
Талант, яркая творческая индивидуальность и умение создавать актёрские ансамбли принесли Георгию Натансону высокое профессиональное признание и искреннюю любовь зрителей. Он приглашается для участия в работе жюри многих отечественных кинофестивалей и творческих встреч.
Живёт и работает в Москве.
Личная жизнь
Семья у Георгия Григорьевича небольшая: он, дочь и внучка. В 1995 году не стало его единственной жены, с которой он прожил 62 года. Его дочь, Марина Георгиевна, сегодня главный человек в жизни отца. Она сопровождает его на все мероприятия, съемки, встречи, ведет все переговоры и трепетно ухаживает за ним. Марина Георгиевна работает на «Мосфильме», она второй режиссер, поэтому и на киностудии она вместе с отцом.
«С моей женой мы познакомились во время войны в Алма-Ате, в эвакуации. Ходили там в театр оперы и балета, который остряки прозвали «театр оперы и буфета», потому что там без карточек продавали пирожки с ливером.
Как-то я пошел туда на «Севильского цирюльника». За мной сидела пара — очень красивая девушка с юношей. Девушка мне так понравилась, что во время перерыва я подошел к ней и сказал: «Я работаю на киностудии, приходите к нам сниматься». Она удивилась — ведь об этом она и не мечтала. Я попросил ее адрес, телефонов ведь не было, и обещал зайти, когда будут съемки.
Помню, дня через два подхожу к маленькому деревянному дому на улице Гоголя, где в одной из комнат она жила с мамой и тетей (их эвакуировали из Киева), и вижу: идет передо мной девушка, спиною красивая, с коромыслом, с двумя полными ведрами воды. Это и была моя Машенька, моя Мирушка, потому что в жизни ее звали Мира, а так — Мария Михайловна. Я познакомился с ее мамой и теткой, и мы начали встречаться. Ее русский отец, Лузгин, погиб в Гражданскую, а мать была украинка по фамилии Кирюха. Маша в Алма-Ате стала по моей инициативе работать на киностудии в массовке, потом была дублершей Людмилы Целиковской в фильме «Воздушный извозчик», где я работал ассистентом режиссера Раппапорта. Оператор ставил на нее свет, а затем уже корректировал на Людмиле Васильевне.
Я влюбился, и мы, не сказав никому, через месяц поженились. Просто пошли в ЗАГС и поставили штампы в паспортах. После дома у Мирушки с моей и ее мамой и теткой Галей выпили бутылку вина, закусывая алма-атинскими яблоками и конфетами. Наши первые брачные ночи прошли в общежитии. Там, кроме моей, стояло еще семь кроватей. Я целовал и обнимал Машу под простыней. Мы прожили вместе шестьдесят два года. У нас — дочь Марина и внучка Анастасия, ее дед по отцу — великий скульптор Вучетич, автор памятников «Воин-освободитель» в Берлине, «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде. Я всегда говорю о супруге с необыкновенной нежностью и любовью. Мария Михайловна актрисой не стала, но работала в кино, вся ее трудовая биография прошла на «Мосфильме». На пенсию она ушла с должности главного редактора телестудии. Она была очень образованна, прочла книг больше, чем я, — читала их с упоением. Поэтому к ее советам прислушивались многие режиссеры-постановщики телесериалов.»
«На картине «Жизнь в цвету» я работал ассистентом у самого Довженко. Кто-то привел на пробы десятиклассницу Аллочку Ларионову. Я, как увидел ее, тут же влюбился. Стали встречаться. Возникла любовь. Посоветовал ей поступать во ВГИК. Когда известный режиссер Птушко искал актрису на роль Любавы в фильм «Садко» (в 1952 году. — Ф. Р.), я предложил ему свою Аллочку. Жена о моем увлечении знала. Но больше ревновала не к Ларионовой, а к известной ныне народной артистке, тогда еще студентке Людочке Чурсиной. Та просто обрывала наш телефон…»
Он легко и с удовольствием терял голову от женской красоты и от таланта. Он мог встретить женщину в толпе, на улице, почувствовать в ней звезду и пригласить играть в кино. Так однажды на Тверской он увидел рыжеволосую девушку и позвал ее на пробы. Пробы оказались неудачными, а имя нечаянно встреченной осталось в памяти навсегда: Алла Пугачева. Они общаются до сих пор и Алла Борисовна помнит, как она единственный раз в жизни не смогла пройти кинопробы.
Признание и награды
- народный артист Российской Федерации (1994)
- заслуженный деятель искусств РСФСР (1981)
- орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (3 октября 2007) — за большой вклад в развитие отечественного киноискусства и многолетнюю творческую деятельность
- орден Почёта (3 апреля 2002) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
- орден «Знак Почёта» (1971)
- медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Фильмография
В качестве режиссёра
- 2010 — Письмо бабушке Уйне
- 1990 — Взбесившийся автобус
- 1988 — Аэлита, не приставай к мужчинам
- 1985 — Валентин и Валентина
- 1983 — Наследство
- 1981 — Они были актёрами
- 1975 — Повторная свадьба
- 1972 — За всё в ответе
- 1969 — Посол Советского Союза
- 1968 — Ещё раз про любовь
- 1966 — Старшая сестра
- 1964 — Палата
- 1962 — Всё остается людям
- 1960 — Шумный день
- 1958 — Белая акация
В качестве сценариста
- 2004 — Михаил Булгаков на Кавказе (совм. С. И. Алешиным)
- 2002 — Я вернусь …Путешествие Михаила Булгакова в Крым (совм. с В. Навроцким)
- 1991 — Взбесившийся автобус (совм. с Н. Кривомазовым при уч. Д. Маркиша)
- 1988 — Аэлита, не приставай к мужчинам (совм. с М. М. Рощиным)
- 1985 — Валентин и Валентина
- 1984 — Наследство (совм. А. В. Софроновым)
- 1981 — Они были актёрами (совм. с В. В. Орловым)
В качестве ассистента режиссёра
- 1962 — Иваново детство, реж. А. А. Тарковский
- 1953 — Садко, реж. А. Л. Птушко
- 1950 — Смелые люди, реж. К. К. Юдин
- 1948 — Мичурин, реж. А. П. Довженко
- 1944 — В 6 часов вечера после войны, реж. И. А. Пырьев
- 1942 — Секретарь райкома, реж. И. А. Пырьев (помощник пиротехника)
Профессиональные премии и награды
- 2004 — Премия Национальная академия кинематографических искусств и наук России «Золотой орёл» в номинации «Неигровое кино» за фильм «Михаил Булгаков на Кавказе»
- 2003 — премия Москвы в области литературы и искусства за художественно-публицистический документальный фильм «Я вернусь…Путешествие Михаила Булгакова в Крым».
- 2001 — Диплом и премия VII Российского кинофестиваля «Литература и кино» в г. Гатчине в номинации «За прекрасные режиссёрские открытия актёров и создание глубоких, незабываемых образов в экранизациях отечественной литературы»
- 1999 — Приз Правительства Москвы и Дома Ханжонкова в номинации «За долголетнее и плодотворное служение московскому кино»
- 1977 — Государственная премия СССР — за пьесу «Они были актёрами» Г. Г. Натансона и В. В. Орлова, поставленную на сцене Крымского ГАРДТ имени А. М. Горького (Симферополь)
- 1969 — Гран-при «За мастерство режиссуры и высокие моральные качества» на Международном кинофестивале в Картахене (Колумбия) за фильм «Ещё раз про любовь» 1958 — Диплом I Международного фестиваля кукольных и анимационных фильмов в Бухаресте за кукольный фильм «Небесное создание»
- 1956 — Почётный диплом VIII Международного кинофестиваля детских и юношеских фильмов в Венеции за кукольный фильм «Небесное создание»
Смерть
Известный российский кинорежиссер Георгий Натансон скончался в воскресенье возрасте 96 лет, сообщил РИА Новости заместитель председателя Союза кинематографистов России Клим Лаврентьев.
«Георгий Григорьевич Натансон скончался сегодня на 97-м году жизни», — сказал Лаврентьев.
Дата прощания и похорон будет известна позже, добавил он.
Источники
Георгий Григорьевич Натансон (23 мая 1921, Казань — 17 декабря 2017 года, Москва, Россия) — советский, российский режиссёр театра и кино, сценарист и драматург. Режиссёр киностудии «Мосфильм». Народный артист Российской Федерации(1994), Лауреат Государственной премии СССР (1977).
Биография
Георгий Натансон родился 23 мая 1921 года в Казани. Мать была певицей, отец — экономистом (в дальнейшем — профессор Института имени Плеханова в Москве, погиб в ополчении в 1941 году под Ельней). В 1939 году окончил московскую среднюю школу № 12 и поступил во ВГИК, но занятия пришлось прервать в связи с призывом в Красную Армию — началась Вторая мировая война. После одного учения заболел двухсторонним воспалением легких. После выздоровления дважды проходил ВВК. Заключение: к воинской службе не пригоден. В 1941 году с началом войны ВГИК был эвакуирован в Алма-Ату. В Алма-Ату эвакуировалась и вся семья Г. Г. Натансона. Член ВКП(б) с 1947 года.
Творческий путь
С 1941 по 1943 годы работал ассистентом режиссёра Центральной объединённой киностудии художественных фильмов (ЦОКС) в Алма-Ате, куда во время Великой Отечественной войны была также эвакуирована киностудия «Мосфильм». В 1944 год у окончил режиссёрский факультет ВГИКа в мастерской Л. В. Кулешова и А. С. Хохловой с дипломной работой — фильмом по рассказу О. Генри «Гроза». Свой творческий путь начал на киностудии «Мосфильм» в 1941 году в должности ассистента режиссёра, а позже второго режиссёра у таких классиков отечественного кино, как И. Пырьев «Секретарь райкома» (1942) и «В 6 часов вечера после войны» (1944), А. П. Довженко«Мичурин» (1948), А. Л. Птушко «Садко» (1952), Б. В. Барнет «Аннушка» (1959), А. А. Тарковский «Иваново детство» (1962).
В 1956 году, посмотрев легендарный спекталь «Необыкновенный концерт» Георгий Натансон уже как кинорежиссёр-постановщик ставит совместно с С. В. Образцовым сатирическую картину Небесное создание, отмеченную Гран-при на Международном кинофестивале в Венеции. В следующем году появляется фильм «Белая акация» по одноименной оперетте И. О. Дунаевского. В 1960 году на экраны выходит снятый совместно с А. В. Эфросом фильм «Шумный день» по пьесе В. С. Розова «В поисках радости». Фильм имел большой успех, за два месяца его посмотрели более 18 миллионов зрителей.
В последующие годы одна за другой выходят киноленты «Всё остается людям» (1962) с Н. К. Черкасовым в главной роли, «Палата» (1964). Экранизация «Старшей сестры» (1966) по пьесе А. М. Володина с участием Т. В. Дорониной, И. М. Чуриковой, Н. М. Теняковой, В. М. Соломина завоевала всеобщее признание (22,5 миллиона зрителей). На декаде советских фильмов в Риме и Милане эта картина пользовалась самым большим успехом, а в СССР Татьяна Доронина была признана лучшей актрисой года.
Далее Георгий Натансон снимает «Ещё раз про любовь» (1968), премия на МКФ в Картахене (Колумбия), «Посол Советского Союза» (1969), «За всё в ответе» (1972), «Повторная свадьба» (1975), «Они были актёрами» (1981), «Поёт Елена Образцова» (1982), «Валентин и Валентина» (1985) по пьесе М. М. Рощина, «Аэлита, не приставай к мужчинам» (1988) по пьесе Э. С. Радзинского, «Взбесившийся автобус» (1990). В 1970-е годы он активно работает как театральный режиссёр.
Большинство кинолент Георгия Натансона — экранизации произведений современных драматургов и писателей — В. С. Розова, А. В. Софронова А. М. Володина, М. Рощина, С. И. Алешина, Э. С. Радзинского, — при этом сам режиссёр выступал соавтором сценария. Его также не зря зовут «открывателем звёзд». У Георгия Натансона впервые снялись в кино неизвестные когда-то Татьяна Доронина, Наталья Тенякова, Наталья Егорова, Александр Домогаров, Марина Зудина, Анна Тихонова, ставшие после его картин популярными актёрами отечественного кино.
В последние года режиссёр активно включился в работу в документальном кино. В настоящее время Георгий Натансон работает над художественно-публицистической трилогией о М. А. Булгакове, на суд зрителей и критиков уже были представлены две части — «Я вернусь…» и «Михаил Булгаков на Кавказе». Участвует в коллективном творческом проекте киноальманаха «Москва, я люблю тебя!».
Талант, яркая творческая индивидуальность и умение создавать актёрские ансамбли принесли Георгию Натансону высокое профессиональное признание и искреннюю любовь зрителей. Он приглашается для участия в работе жюри многих отечественных кинофестивалей и творческих встреч.
Живёт и работает в Москве.
Личная жизнь
Семья у Георгия Григорьевича небольшая: он, дочь и внучка. В 1995 году не стало его единственной жены, с которой он прожил 62 года. Его дочь, Марина Георгиевна, сегодня главный человек в жизни отца. Она сопровождает его на все мероприятия, съемки, встречи, ведет все переговоры и трепетно ухаживает за ним. Марина Георгиевна работает на «Мосфильме», она второй режиссер, поэтому и на киностудии она вместе с отцом.
«С моей женой мы познакомились во время войны в Алма-Ате, в эвакуации. Ходили там в театр оперы и балета, который остряки прозвали «театр оперы и буфета», потому что там без карточек продавали пирожки с ливером.
Как-то я пошел туда на «Севильского цирюльника». За мной сидела пара — очень красивая девушка с юношей. Девушка мне так понравилась, что во время перерыва я подошел к ней и сказал: «Я работаю на киностудии, приходите к нам сниматься». Она удивилась — ведь об этом она и не мечтала. Я попросил ее адрес, телефонов ведь не было, и обещал зайти, когда будут съемки.
Помню, дня через два подхожу к маленькому деревянному дому на улице Гоголя, где в одной из комнат она жила с мамой и тетей (их эвакуировали из Киева), и вижу: идет передо мной девушка, спиною красивая, с коромыслом, с двумя полными ведрами воды. Это и была моя Машенька, моя Мирушка, потому что в жизни ее звали Мира, а так — Мария Михайловна. Я познакомился с ее мамой и теткой, и мы начали встречаться. Ее русский отец, Лузгин, погиб в Гражданскую, а мать была украинка по фамилии Кирюха. Маша в Алма-Ате стала по моей инициативе работать на киностудии в массовке, потом была дублершей Людмилы Целиковской в фильме «Воздушный извозчик», где я работал ассистентом режиссера Раппапорта. Оператор ставил на нее свет, а затем уже корректировал на Людмиле Васильевне.
Я влюбился, и мы, не сказав никому, через месяц поженились. Просто пошли в ЗАГС и поставили штампы в паспортах. После дома у Мирушки с моей и ее мамой и теткой Галей выпили бутылку вина, закусывая алма-атинскими яблоками и конфетами. Наши первые брачные ночи прошли в общежитии. Там, кроме моей, стояло еще семь кроватей. Я целовал и обнимал Машу под простыней. Мы прожили вместе шестьдесят два года. У нас — дочь Марина и внучка Анастасия, ее дед по отцу — великий скульптор Вучетич, автор памятников «Воин-освободитель» в Берлине, «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде. Я всегда говорю о супруге с необыкновенной нежностью и любовью. Мария Михайловна актрисой не стала, но работала в кино, вся ее трудовая биография прошла на «Мосфильме». На пенсию она ушла с должности главного редактора телестудии. Она была очень образованна, прочла книг больше, чем я, — читала их с упоением. Поэтому к ее советам прислушивались многие режиссеры-постановщики телесериалов.»
«На картине «Жизнь в цвету» я работал ассистентом у самого Довженко. Кто-то привел на пробы десятиклассницу Аллочку Ларионову. Я, как увидел ее, тут же влюбился. Стали встречаться. Возникла любовь. Посоветовал ей поступать во ВГИК. Когда известный режиссер Птушко искал актрису на роль Любавы в фильм «Садко» (в 1952 году. — Ф. Р.), я предложил ему свою Аллочку. Жена о моем увлечении знала. Но больше ревновала не к Ларионовой, а к известной ныне народной артистке, тогда еще студентке Людочке Чурсиной. Та просто обрывала наш телефон…»
Он легко и с удовольствием терял голову от женской красоты и от таланта. Он мог встретить женщину в толпе, на улице, почувствовать в ней звезду и пригласить играть в кино. Так однажды на Тверской он увидел рыжеволосую девушку и позвал ее на пробы. Пробы оказались неудачными, а имя нечаянно встреченной осталось в памяти навсегда: Алла Пугачева. Они общаются до сих пор и Алла Борисовна помнит, как она единственный раз в жизни не смогла пройти кинопробы.
Признание и награды
- народный артист Российской Федерации (1994)
- заслуженный деятель искусств РСФСР (1981)
- орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (3 октября 2007) — за большой вклад в развитие отечественного киноискусства и многолетнюю творческую деятельность
- орден Почёта (3 апреля 2002) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
- орден «Знак Почёта» (1971)
- медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Фильмография
В качестве режиссёра
- 2010 — Письмо бабушке Уйне
- 1990 — Взбесившийся автобус
- 1988 — Аэлита, не приставай к мужчинам
- 1985 — Валентин и Валентина
- 1983 — Наследство
- 1981 — Они были актёрами
- 1975 — Повторная свадьба
- 1972 — За всё в ответе
- 1969 — Посол Советского Союза
- 1968 — Ещё раз про любовь
- 1966 — Старшая сестра
- 1964 — Палата
- 1962 — Всё остается людям
- 1960 — Шумный день
- 1958 — Белая акация
В качестве сценариста
- 2004 — Михаил Булгаков на Кавказе (совм. С. И. Алешиным)
- 2002 — Я вернусь …Путешествие Михаила Булгакова в Крым (совм. с В. Навроцким)
- 1991 — Взбесившийся автобус (совм. с Н. Кривомазовым при уч. Д. Маркиша)
- 1988 — Аэлита, не приставай к мужчинам (совм. с М. М. Рощиным)
- 1985 — Валентин и Валентина
- 1984 — Наследство (совм. А. В. Софроновым)
- 1981 — Они были актёрами (совм. с В. В. Орловым)
В качестве ассистента режиссёра
- 1962 — Иваново детство, реж. А. А. Тарковский
- 1953 — Садко, реж. А. Л. Птушко
- 1950 — Смелые люди, реж. К. К. Юдин
- 1948 — Мичурин, реж. А. П. Довженко
- 1944 — В 6 часов вечера после войны, реж. И. А. Пырьев
- 1942 — Секретарь райкома, реж. И. А. Пырьев (помощник пиротехника)
Профессиональные премии и награды
- 2004 — Премия Национальная академия кинематографических искусств и наук России «Золотой орёл» в номинации «Неигровое кино» за фильм «Михаил Булгаков на Кавказе»
- 2003 — премия Москвы в области литературы и искусства за художественно-публицистический документальный фильм «Я вернусь…Путешествие Михаила Булгакова в Крым».
- 2001 — Диплом и премия VII Российского кинофестиваля «Литература и кино» в г. Гатчине в номинации «За прекрасные режиссёрские открытия актёров и создание глубоких, незабываемых образов в экранизациях отечественной литературы»
- 1999 — Приз Правительства Москвы и Дома Ханжонкова в номинации «За долголетнее и плодотворное служение московскому кино»
- 1977 — Государственная премия СССР — за пьесу «Они были актёрами» Г. Г. Натансона и В. В. Орлова, поставленную на сцене Крымского ГАРДТ имени А. М. Горького (Симферополь)
- 1969 — Гран-при «За мастерство режиссуры и высокие моральные качества» на Международном кинофестивале в Картахене (Колумбия) за фильм «Ещё раз про любовь» 1958 — Диплом I Международного фестиваля кукольных и анимационных фильмов в Бухаресте за кукольный фильм «Небесное создание»
- 1956 — Почётный диплом VIII Международного кинофестиваля детских и юношеских фильмов в Венеции за кукольный фильм «Небесное создание»
Смерть
Известный российский кинорежиссер Георгий Натансон скончался в воскресенье возрасте 96 лет, сообщил РИА Новости заместитель председателя Союза кинематографистов России Клим Лаврентьев.
«Георгий Григорьевич Натансон скончался сегодня на 97-м году жизни», — сказал Лаврентьев.
Дата прощания и похорон будет известна позже, добавил он.